Газета №46 (759), 16 ноября 2010
Перейти к номеру

Меры поддержки молодых педагогов

16 ноября 2010, 13:55 Прочитали 3 845 раз
Как на сегодняшний день выглядит система образования, кто преподает в школах и какие меры поддержки сегодня существуют для учителей, в том числе для молодых педагогов
О том, что в учителя сегодня идет далеко не каждый выпускник образовательного учреждения, отучившийся по специальности, знает каждый. Слишком много проблем у них, у учителей: зарплата невысокая при том, что ответственность колоссальная, работа и в школьных стенах и дома, постоянные стрессы, отсутствие свободного времени. Спокойная жизнь им только снится. "Нынешним педагогам, кто до сих пор остается в образовании, нужно ставить памятник, - считают многие родители. - А если в ряды матерых педагогов затесался молодой специалист - так это вообще герой".

Если говорить начистоту, то следует отметить, что молодых педагогов и вправду не хватает. Их чуть больше 1200, а молодых специалистов и того меньше - 430 человек. Что сегодня предпринимается на областном уровне, чтобы как-то привлечь молодежь в школы, детские сады, учреждения дополнительного образования. Об этом и многом другом говорили сотрудники управления образования и науки области на слете молодых педагогов, который состоялся 12 ноября в "Центре развития творчества детей и юношества". Это мероприятие в области проводится не первый раз, однако в текущем году, в Год учителя, оно имело особое значение. На встречу съехались молодые педагоги из всех территорий области в количестве 143 человек для того, чтобы обсудить итоги реализации президентской инициативы "Наша новая школа" в Тамбовской области в 2010 году, выбрать Совет молодых педагогов области, а также выработать предложения по поддержке молодых педагогов.

На слете

Открывая слет молодых педагогов, первый заместитель начальника управления образования и науки области Любовь Филатьева отметила: "На Тамбощине уже четвертый год реализуется национальный проект "Образование". Мы приступили к реализации инициативы "Наша новая школа". В развитие системы образования были вложены серьезные инвестиции: 3,5 миллиарда рублей (1,5 миллиарда из федерального бюджета и 2,5 миллиарда из областного бюджета). Это и поддержка педагогов, поддержка талантливой молодежи, создание современной школьной инфраструктуры, насыщение школ современными образовательными ресурсами, реализация проекта "Школьное питание", проекта "Дистанционное обучение детей-инвалидов" и многое другое. Впереди много задач, их предстоит решать вместе. Думаю, они будут нам по плечу".

На слете обсуждались разные интересные темы. Это и возможности региональной системы повышения квалификации для организации процесса профессионального становления молодых педагогов, и участие молодых учителей Тамбовщины во Всероссийских форумах молодых педагогов, и создание муниципального Молодежного совета. Однако меня заинтересовало выступление начальника отдела кадрового обеспечения образования управления образования и науки области Юлии Ивановны Гореловой. Она рассказала о том, как на сегодняшний день выглядит система образования, кто преподает в школах и какие меры поддержки существуют для учителей, в том числе и для молодых педагогов.

Портрет современного учителя

В области на сегодняшний день насчитывается более тысячи образовательных учреждений. Это школы, детские сады и учреждения дополнительного образования. Большая часть из них находится в сельской местности.

Ни для кого не секрет, что в школах, детских садах и учреждениях допобразования работают в основном женщины. Мужчин здесь встретишь не так часто. Итак, лицо у работника образования женское.

Каков же ее возраст? Средний возраст учителя сегодня - 43 года (по России средний возраст учителя также 43 года). Большая часть педагогов, 53,8% - люди в возрасте от 35 до 55 лет. 22,6% - педагоги в возрасте от 25 до 35. 8,3% - педагоги до 25 лет.

Более 14 % от всех работающих педагогов - пенсионеры. Получается, что на каждого молодого учителя приходится по 5 педагогов пенсионного возраста. "Существует проблема омоложения педагогических коллективов. Современной школе требуется современный молодой учитель", - отметила в своем выступлении Юлия Ивановна.

В области всего 3,7% молодых специалистов (стаж работы до 3-х лет). По России этот процент чуть выше - 5,7%.

Что касается образовательного ценза педагогов, то следует отметить, что большинство из них имеют высшее профессиональное образование (86,7%), 12,5% имеют среднее профессиональное образование, 0,6% - начальное профессиональное образование. 7% педагогов ведут предметы не по специальности, то есть не имея соответствующего профильного образования. Это чаще всего встречается в школах сельской местности. Эти учителя ведут такие предметы, как ОБЖ, технология, информатика.

К сожалению, есть и такие педагоги, которые работают в образовательных учреждениях, вовсе не имея профобразования (а только среднее полное). Таких немного: всего 0,2%, но и эта цифра заставляет задуматься.

Меры поддержки

Какие же на сегодняшний день существуют меры поддержки для учителей, и в частности для молодых педагогов? Условно их можно разделить на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный.

Меры поддержки можно разделить на моральные и материальные. Моральная поддержка заключается в том, что для педагогов проводятся конкурсы профессионального мастерства, создаются интернет-проекты, лучшие педагоги и те, кто отдал школе большую часть своей жизни, награждаются отраслевыми и государственными наградами.

Но наиболее актуальна сегодня, конечно же, материальная поддержка. Это выплаты за классное руководство (более 7 тысяч человек) и премия ПНПО (324 человека). Впервые в рамках Года учителя по инициативе губернатора проводился конкурс общественного признания "Народный учитель Тамбовской области-2010", по итогам которого 600 педагогов получили гранты в размере 40 тысяч рублей, впервые был проведен и конкурс "Лучший воспитатель-2010" (400 педагогов получили гранты в размере 23 тысячи рублей). Кроме того, проводился конкурс на лучший педагогический коллектив. В результате 19 коллективов получили грант от 500 тысяч до 1,5 миллионов рублей. Молодым специалистам (учителям, воспитателям, педагогам допобразования) ежемесячно выплачивается доплата в размере 2 тысяч 300 рублей.

В 2010 году впервые на федеральном уровне решался вопрос о привлечении перспективных выпускников в школы нашей страны. Министерством образования и науки был сформирован банк вакансий перспективных выпускников, куда вошли 9 человек из нашей области. 7 вакансий в области были заняты лучшими выпускниками. Для их поддержки из федерального бюджета будет выделено по 500 тысяч рублей, предусмотрено софинансирование из регионального бюджета. Однако, несмотря на серьезную материальную поддержку, предоставляемую перспективным выпускникам, в Каменскую школу Ржаксинского района молодой специалист так и не приехал.

Юлия Горелова попросила молодых педагогов найти среди коллег учителей, желающих работать в сельских школах.

Еще одной мерой поддержки молодежи является предоставление целевых мест в высших учебных заведениях области и соседних регионов. С 2005 года выпускники школ, желающие получить профессию педагога, по ходатайству муниципалитета направляются на обучение вне конкурса на бюджетные места в высшие учебные заведения. Однако проблема заключается в том, что далеко не все из них возвращаются работать в ту местность, откуда они были направлены.

Не удивительно, что молодежь в село не стремится. Основная причина - отсутствие жилья. К сожалению, только треть территорий уделяет внимание молодым педагогам - предоставляет место для проживания, оплачивает коммунальные услуги, выдает подъемные (в размере от одного до пяти окладов). "Чем больше будет муниципалитетов, заботящихся о предоставлении условий для проживания молодым педагогам, тем больше молодежи будет в сельских школах", - уверена Юлия Ивановна.

Заключение

Современному выпускнику вуза или педколледжа некомфортно в школе по ряду причин. С одной стороны, выбор педагогической деятельности предполагает минимальные возможности сделать карьеру: мало кто хочет через 10-15 лет быть просто школьным учителем. С другой стороны, выпускники готовы прийти в школу работать, но не жить там. К тому же амбициозный молодой специалист испытывает определенный психологический дискомфорт в коллективе, где люди значительно старше его по возрасту и обладают иными взглядами на жизнь и далеко не сразу признают в нем равного себе коллегу. Если к этому добавить низкую заработную плату и, как следствие, невозможность решить жилищные проблемы, то незначительное количество молодежи в школах вполне закономерно. Государство делает определенные шаги к тому, чтобы привлечь молодых педагогов в школу, однако, как показывает жизнь, этих мер недостаточно. Чтобы молодой специалист захотел сегодня прийти работать в школу, нужна система стимулов. Конечно, доплата молодым специалистам в размере двух тысяч - дело неплохое, но этим учителей в школу не заманишь, особенно если эта школа располагается в сельской местности. Зарплату нужно повышать, причем повышать существенно. Это и федеральные, и региональные власти понимают, вот только где взять на это средства… Сегодня можно говорить о грантах, но они выделяются лишь небольшой части педагогов, а поддержать нужно каждого!

То, что на эту проблему обратили внимание, - несомненный плюс. Однако, чтобы решить ее, нужно время, силы, заинтересованность властей всех уровней и, конечно же, деньги. Поживем и увидим, как и когда будет решена эта проблема.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер