Мы же пока расскажем об участке трассы «Тамбов-Шацк», пролегающем по территории нашего региона.
Автомобильная дорога "Тамбов-Шацк" была построена в шестидесятые годы под осевую нагрузку до 6 тонн. Реконструкция дороги проводилась около 25 лет назад, и геометрические параметры были доведены до III категории. Однако в настоящее время в связи с увеличением количества большегрузного транспорта пропускная и несущая способность дороги перестала отвечать современным требованиям. Для обеспечения требований безопасности дорожного движения в 1999 году начата реконструкция данной автодороги под параметры II технической категории. За 9 лет проведена реконструкция 38 километров. Для завершения работ по приведению дороги в нормативное состояние необходимо около 1240000,0 тыс. рублей. В соответствии с Целевой программой совершенствования и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области на 2009-2015 годы автодорогу "Тамбов-Шацк" планируется привести в нормативное состояние до 2015 года, а именно: 2009 год - капитальный ремонт км 74000 - км 84000; 2010 год - реконструкция км 54000 - км 59000; 2011 год - реконструкция км 59000 - км 65000; 2012 год - реконструкция км 65000 - км 74000; 2013 год - реконструкция км 91000 - км 110000; 2114 год - реконструкция км 110000 - км 129000. Работы планируется проводить за счет средств областного и федерального бюджетов.
Дорога всегда остается дорогой, и поэтому все, кто как-то с ней пересекается - и водители, и пешеходы, и иные участники, оценивают ее, в первую очередь, по степени безопасности пребывания на ней. Так, автомобильная дорога "Тамбов-Шацк" по количеству ДТП, фиксируемых на ней, стоит на третьем месте после таких магистралей, как М-6 "Москва - Каспий" и "Тамбов-Пенза". Если посмотреть в цифрах, то за первое полугодие текущего года в одном Тамбовском районе произошло 26 дорожно-транспортных происшествий, в которых 7 человек погибли и 39 получили ранения различной степени тяжести. Одно ДТП состоялось по вине нетрезвого водителя. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года сотрудники ГИБДД констатируют, что ДТП стало на одно больше - 27,4 человека спасти не удалось, 45 пострадали, и опять же за руль сел один нетрезвый водитель.
Старший инспектор ДПС, старший лейтенант милиции Андрей Викторович Милованов следит за порядком на дороге "Тамбов-Шацк" вот уже 15 лет. Сегодня он наш гид в вверенном ему отрезке трассы - порядка 40 километров, что проходят по территории Тамбовского района. Итак, мы покидаем областной центр и движемся в направлении с.Донское. За семь месяцев этого года на 5-6 км автомобильной дороги, о которой мы ведем разговор, как раз проходящей через этот населенный пункт, уже есть жертвы - 2 трупа и 2 пострадавших. Знак "Опасный поворот" для многих, в том числе и тех, в память о которых неподалеку установлены кресты и монументы, не вызывал и не вызывает до сих пор повышенного внимания и осторожности. Водители продолжают превышать скорость, идти на обгон с выходом на полосу встречного движения, а итог - искореженные в кювете машины, потерянные жизни, сломанные судьбы… Страдают на дороге и пешеходы. Как выяснилось за этот же период времени - 7 месяцев, 2 человека пополнили нерадужную статистику. Однако, как заметил А.В. Милованов, в рамках целевой программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области особое внимание уделяется не только качеству дорожного покрытия, но и повышению безопасности дорожного движения. Мы успели заметить это практически сразу же при въезде в населенные пункты - с. Донское и с. Татаново. Бросились в глаза новые знаки "Пешеходный переход". Они не могут сегодня не оставаться незамеченными даже в ночное время, так как расположены на ярко-желтом фоне с повышенным светоотражающим эффектом. В Татаново в самом разгаре строительство пешеходных дорожек. Они значительно удалены от проезжей части, а стало быть, у людей появляется все меньше и меньше шансов стать жертвами дорожно-транспортных происшествий. Реконструируются остановочные территории. Заездные карманы для автобусов и маршрутных такси стали естественным элементом практически всех остановок. Ну и, конечно же, дорожная разметка. Она наносится регулярно, правда, "рекомендациями" пользуются далеко не все водители.
А вот уже 7-й км автодороги "Тамбов-Шацк". На обочине - новый прибор, фиксирующий в автоматическом режиме всех правонарушителей и сохраняющий информацию в своей памяти. Благодаря его работе многие автолюбители получают письма с уведомлением оплатить штраф за превышение скорости и иные нарушения ПДД, а также фото, чтобы не возникло сомнений, что в указанный час именно вы, а не кто-то другой, на этом месте пренебрегли правилами дорожного движения.
Поверг нас в некое замешательство 10-й км автодороги. Казалось бы, абсолютно прямой отрезок. Ни поворотов, ни спусков, ни подъемов. Видимость - отличная. Несмотря на все это, данный участок считается аварийно-опасным в силу того, ДТП здесь совершаются регулярно и количество их из года в год меньше не становится.
- Трудно объяснить причину такой статистики, - комментирует старший инспектор ДПС Андрей Милованов, - люди по-прежнему спешат, совершают опасные маневры, то есть обгоны с выездом на полосу встречного движения. На данном отрезке это не является нарушением, а именно опасным маневром. Наверное, водители неправильно оценивают ситуацию. Думают, успеют, проскочат…
Внесла свои коррективы и погода. Так, относительно недавно на 21-м км у водителя, управлявшего легковой машиной, случился сердечный приступ. Мужчина допустил столкновение с автомобилем, в котором находилось пять человек. В итоге - троих спасти не удалось, еще трое получили различные ранения.
Перекресток трассы "Тамбов-Шацк" и "Северный обход г.Тамбова" требует повышенного внимания сотрудников ДПС. Аварии и здесь нередки.
- Почему-то те, кто едет по Северному обходу, приближаясь к населенному пункту, считают, что их трасса - главная, - говорит А.В. Милованов. - Даже когда работает светофор, случается, что на скорости двести с лишним км/ч автомобиль просто проносится через перекресток.
За столько лет работы в дорожно-постовой службе мы не могли не спросить у Андрея Владимировича о примечательных на его веку случаях, произошедших с ним на посту. Старший инспектор припомнил один из них:
- Это было года два назад на посту в с.Татаново, когда мы оказывали помощь еще одному нашему экипажу. Сотрудники ДПС, наши коллеги, совершенно случайно остановили автомобиль для проверки документов. Водитель вызвал подозрение, и было принято решение произвести досмотр автомобиля. В сумке салона мы обнаружили около тридцати килограммов героина, засыпанного в обычные пластиковые бутылки. Находка шокировала всех: и оперативников, и полицейских наркоконтроля, подоспевших позже.
Подводя итог нашей экскурсии, преодолев половину того пути, что патрулирует экипаж Андрея Милованова, мы насчитали около двух десятков памятников и крестов на обочине, в память о тех, кто вступил в своеобразный спор с дорогой, но проиграл эту схватку. Она не прощает пренебрежения к установленным правилам, требует внимательности и уважения.