Газета №33 (746), 17 августа 2010
Перейти к номеру

Преобразования нужны всегда

17 августа 2010, 11:01 Прочитали 1 561 раз
О работе новой организации - Росреестр - мы беседуем с ее руководителем Николаем Сергеевичем Ельцовым
- Николай Сергеевич, сегодня Росреестр выполняет функции трех существовавших ранее организаций: Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Это объединение прошло относительно недавно. Отразилось ли оно на работе региона?

- Действительно, 2 ноября 2009 года в регионе появился новый орган - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области - Управление Росреестра, который образован путем присоединения Управления Роснедвижимости к Управлению Росрегистрации. По всей России объединение проходило в три этапа. Наше территориальное управление было одним из первых. Важной задачей в период проведения реорганизации структуры, которую мы ставили перед собой, являлось сохранение кадрового потенциала и обеспечение бесперебойного выполнения государственных функций и оказания государственных услуг. Поэтому вся работа, связанная с приемом граждан и выдачей документов, не прерывалась и велась в обычном порядке. Более того, отмечу, что количественные показатели за 2009 год в основном превысили уровень 2008 года на 20-25%. Такая же тенденция увеличения сохраняется и в текущем году.

- На Ваш взгляд, нужны ли были преобразования и какую пользу принесет реорганизация жителям области?

- Преобразования нужны всегда. Главное, чтобы они были эффективными. Насколько они эффективны в нашем случае, судить сейчас очень сложно. Оценку можно будет дать через несколько лет. Но уже сегодня могу сказать: вопросы недвижимости и земли слиты воедино - и это правильно! Недвижимость и земля - это единый блок. Объединение трех структур в одну позволит конкретному человеку или организации экономить время при оформлении своей недвижимости. Сейчас каждый житель, который будет обращаться за услугами в Росреестр, почувствует на себе положительные изменения, ведь внутриведомственные барьеры решать легче, чем межведомственные. Поэтому я уверен, что было принято абсолютно верное решение.

- Николай Сергеевич, давайте расскажем нашим читателям, чем сегодня занимается Росреестр?

- На сегодняшний день основная функция Управления - это государственная регистрация недвижимости. После реорганизации мы занимаемся и вопросами земельных правоотношений. Это такое важное направление нашей деятельности, как государственный земельный контроль, организация кадастрового учета и кадастровой оценки, вопросы, связанные с мониторингом земель, геодезией и картографией. Кроме того, по-прежнему в компетенцию Управления входит работа с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и оценщиков. Вот такой широкий спектр деятельности.

- Оформление недвижимости ассоциируется у населения с бесконечными кабинетами, десятками справок и длинными очередями. Принимаются ли меры, направленные на реальное улучшение ситуации и упрощение процедуры оформления недвижимости?

- Меры, конечно же, принимаются, и достаточно серьезные. При этом хотелось бы отметить, что оформлением недвижимости занимается несколько инстанций. Наш орган находится на последней, завершающей стадии, поэтому зачастую весь негатив, который накопили граждане в процессе оформления документов, они выплескивают на наших сотрудников. Количество обращений граждан в нашу службу ежегодно растет на 20-25%. Только в этом году мы обслужили почти полмиллиона посетителей. Учитывая, что в нашей области проживает чуть более одного миллиона граждан, конечно же, можно говорить о наличии очередей в нашу службу.

Но знаете, что примечательно? Следуя русской традиции "кто рано встает, тому Бог дает", основная масса людей приезжает в наши офисы еще до их открытия. Вот и получается, что все практически одновременно приходят и ждут, когда подойдет их очередь. А ведь можно приехать во второй половине дня, тем самым сэкономив время ожидания. Тем более что во вторник и четверг документы принимаются до 19 часов, а также осуществляется прием документов по субботним дням.

Говоря о принимаемых мерах, отмечу, что делается со стороны нашего Управления. Во-первых, это увеличение окон приема документов, в том числе наше представительство в МФЦ. Во-вторых, увеличение практически по всей области площади присутственных мест. В-третьих, открытие работы "стола справок". И, конечно же, введение "электронной очереди" (в Тамбовском районе) и системы вызова клиентов.

Серьезные меры принимаются и на федеральном уровне. 1 марта 2010 года вступили в силу поправки в закон о государственной регистрации прав на недвижимость и в закон о государственном кадастре недвижимости. Направлены эти поправки как раз на упрощение процедуры оформления и регистрации недвижимости и на сокращение количества обращающихся граждан. Одна из существенных поправок касается выдачи информации из единого государственного реестра прав. Сегодня такую информацию можно получить по почте. Для этого необходимо заполнить заявление установленного образца, приложить квитанцию об уплате госпошлины и выслать нам по почте. Так же по почте получить от нас ответ. Доступной стала информация и для иногородних лиц. Например, если вы проживаете в Тамбове, а информация вам нужна о земельном участке, который находится во Владивостоке, то в данной ситуации нет необходимости обращаться в Приморское Управление. Можно обратиться к нам с заявлением. Запросив у коллег нужную информацию, мы ее выдадим через 14 дней вам.

- Да, действительно, это существенные поправки. А количество документов, которые необходимо собрать, не сократилось?

- Тем же законом внесены поправки и в этом направлении. Например, теперь на государственную регистрацию можно не представлять кадастровый паспорт земельного участка, а с января 2013 года не будет требоваться предоставление кадастрового паспорта здания (строения, сооружения). Но это в будущем, конечно. Сейчас же, если у заявителя кадастровый паспорт отсутствует, то по схеме взаимодействия с Земельной кадастровой палатой наше Управление этот паспорт запросит, получит и приобщит к тем документам, которые подал заявитель, и зарегистрирует право собственности.

- Кризис как-то отразился на количестве регистрируемого имущества? Стали ли жители области богаче?

- Большой поток заявителей в наше Управление говорит о том, что рынок недвижимости живет, сделки совершаются, жилая и нежилая недвижимость находится в обороте. Даже в кризисный год число регистрационных действий продолжало расти, а по отдельным районам превысило предельно допустимые нормы в 4-8 раз, особенно это касается земельных правоотношений. Поэтому говорить о том, что кризис отразился на нашей работе, не приходится. Тамбовчане регистрируют весь спектр недвижимости, начиная от гаражей, заканчивая мощными производственными комплексами. Как я говорил ранее, число заявлений о регистрации собственности вырастает от 20 до 25%. Стали ли тамбовчане богаче? Не могу сказать определенно, но беднее не стали, это точно. По чему это можно судить? Развивается ипотечное кредитование, строительство на долевых условиях, строительство индивидуального жилья. Все это позволяет говорить о том, что динамика все-таки положительная.

- Сегодня очень актуальна тема электронного правительства и получения государственных услуг через Интернет. Что делает ваша служба в этом направлении?

- Что касается интернет-пространства, то с марта 2010 года сайт управления теперь базируется по новому адресу: www.to68.rosreestr.ru. Здесь размещается актуальная информация об адресах, телефонах, режиме работы всех наших офисов как в городе Тамбове, так и по всей области. На указанном информационном ресурсе также можно посмотреть нормативно-правовую базу по всем направлениям деятельности, получить разъяснения по порядку представления документов, по срокам оказания услуг и размерах государственной пошлины. Кроме этого, работают рубрики "Вопрос-ответ" и "Обращения граждан". Посетитель может задать интересующий вопрос в сфере государственной регистрации прав, кадастрового учета недвижимости и получить ответ. Ни одно обращение гражданина не остается без ответа, все обращения граждан регистрируются и ставятся на контроль.

- Николай Сергеевич, как Вы считаете, электронное правительство может победить коррупцию?

- Думаю, что оно может помочь, но только лишь как один из элементов. Борьба с коррупцией все-таки задача комплексная. Отмечу, что в нашей службе создано специальное подразделение по выявлению подобных явлений. Кроме того, в крупных операционных залах у нас установлены камеры видеонаблюдения, что позволяет нам контролировать работу наших подчиненных в присутственных местах.

- На Ваш взгляд, на каком уровне находится сегодня правовая культура граждан?

- Если говорить о тех гражданах, которые приходят к нам в службу, то пока говорить о высоком уровне правовой грамотности не приходится, особенно это касается пенсионеров и пожилых людей. Учитывая это, мы стараемся проводить праворазъяснительную и консультационную работу не только через наши столы справок, но и прибегаем к помощи ваших коллег, ведь на сегодняшний день наиболее эффективной формой взаимодействия органов государственной власти с общественностью является сотрудничество со средствами массовой информации.

- Проходят ли в Управлении какие-либо акции, имеющие социальную направленность?

- Ежегодно в канун празднования Дня Победы для ветеранов Великой Отечественной войны мы организуем День оказания юридической помощи. При этом мы приглашаем для консультирования в свои стены представителей адвокатуры, нотариата. А в этом году мы организовали работу Управления таким образом, что инвалиды и участники войны имели возможность подать документы и получить свидетельство в один день.

Кроме того, мы тесно сотрудничаем с региональным отделением Ассоциации юристов России. Силами студентов-юристов, нотариусов и наших сотрудников организуем бесплатное консультирование граждан.

- Николай Сергеевич, каковы направления развития Управления Росреестра?

- Эти направления озвучены Президентом и Правительством России. Это развитие электронных средств приема документов, максимальное упрощение всех существующих процедур, без ущерба для качества. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый гражданин имел возможность посредством электронных средств связи подать документы и получить их за минимальный срок и плату, минуя очереди и кабинеты чиновников.

Среди первоочередных задач, которые ставит перед собой наше территориальное управление, - принять все меры к утверждению кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и земель промышленности. Особое внимание уделить государственной регистрации ипотеки, права государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Проработать вопросы включения в налоговую базу максимально возможного количества неучтенных земельных участков. Взять под особый контроль работы по созданию опорной межевой сети. И, конечно же, уделить большое внимание проведению государственного земельного контроля.

- С этим большим объемом работ необходимо будет справляться Вам и вашему коллективу, что Вы могли бы о нем рассказать?

- На сегодняшний день в нашем Управлении трудятся около 360 человек, включая города и районы области. За то время, которое я руковожу этим коллективом, многое изменилось. Во-первых, изменились люди. Поменялось сознание, а это очень важно. Люди все больше стараются самосовершенствоваться, профессионально расти. От людей постсоветского общества их отличает желание работать и двигаться вперед.

Поменялся и образовательный уровень сотрудников. На сегодняшний день подавляющее большинство работников нашей службы имеет высшее образование. В основном профессиональное: юридическое или экономическое. Плюс ко всему, у нас достаточно много сотрудников, имеющих ученую степень. Этого не было никогда! Что дает человеку ученая степень на государственной службе? Да ничего: никаких льгот. Однако это серьезный показатель, свидетельствующий о том, что работники стремятся к самосовершенствованию. А это вызывает уважение и чувство гордости за персонал. Хочется сказать, что наша команда сложилась! В ней царит абсолютное взаимопонимание, это и позволяет нам профессионально и качественно выполнять возложенные на нас функции.

- Спасибо за беседу.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер