Газета №26 (739), 29 июня 2010
Перейти к номеру

Реформа МВД. Что ждет нас впереди?

29 июня 2010, 16:04 Прочитали 2 363 раза
Александр Гуров вошел в группу, которая сейчас работает над разработкой нового закона о милиции
Депутат ГосДумы от Тамбовской области третьего, четвертого и пятого созывов, член фракции "Единая Россия", генерал-лейтенант милиции Александр Гуров поделился с нами своими размышлениями относительно того, нужна ли государству реформа МВД, каковы ее плюсы и минусы и что ждет милицию впереди. Александр Гуров вошел в группу, которая сейчас работает над разработкой нового закона о милиции, а потому может судить о ней смело.

Реформа или косметический ремонт?

Реформы МВД не было со времен Николая Щелокова. В то время МВД СССР не существовало. В каждой республике было свое министерство внутренних дел. Поскольку приходилось все время взаимодействовать, преступность мигрировала, общей стратегии борьбы с ней не было, Щелоков принял решение о создании единого МВД. Из милиционера-дурака он сделал милиционера, которого все уважали. Реформа заключалась в том, что изменилась форма, увеличилось денежное содержание, был усилен прокурорский надзор за деятельностью работников милиции. После Николая Щелокова реформ не было, проводили лишь «косметический ремонт» (меняли названия отделов, что-то упраздняли, создавали новое).

После 90-го года в милиции произошли колоссальные изменения. Отток из органов превысил 1,5 миллиона человек. Люди не могли работать в сложившейся системе. Общество разделилось на политические и бизнес группировки, каждая из которых стремилась "воткнуть" в органы своего человека. Кроме того, мафия неустанно направляла в ряды своих людей. Политическая работа в МВД прекратилась. С личным составом никто не работал. Профессионализм резко упал. Милиция стала ориентироваться на силовые действия, беря пример с полиции США, но забывая о том, что та действует в строгом соответствии с законом. Преступность стала более агрессивной. В этой связи появились Спецназ, ОМОН, СОБР. Милиция помимо своих функций стала вести войну в "горячих" точках, то есть делала то, чего не делала ни одна полиция ни в одной стране. Почти все милиционеры прошли "горячие" точки по 2-3 раза, что не могло не сказаться на физическом и психическом здоровье людей в погонах.

В итоге общество стало бояться милицию, так как повсюду представители правопорядка совершали зверские преступления: грабежи, разбои, изнасилования, убийства, пытки, причем в массовом количестве. Причина была одна: разбалансировка в обществе и в милиции в том числе.

Почему никто не занимался милицией? Это загадка… Но наконец настали времена, когда дальше уже некуда. Общество возмутилось и заставило власти обратить внимание на эту серьезную проблему. Еще один Дымовский или Евсюков, поднялась бы столица. Реформа назрела. Власти поняли это. Президент дал команду о реформировании МВД.

Плюсы и минусы

Можно отметить плюсы и минусы реформы. Так, например, позитивным моментом является то, что усилился кадровый отбор сотрудников МВД. Теперь учитываются не только анкетные данные, но и показатели психологических тестов, которые проходят претенденты. Только за последнее время по стране "забраковали" 900 претендентов на звание "охранника правопорядка". Отсеялись те, кто потенциально мог опозорить высокое звание милиционера - это психически неустойчивые, склонные к агрессии люди.

Хорошо и то, что усилился контроль за деятельностью милиции со стороны самой же милиции. Это дает свои результаты: за последнее время резко сократилось количество серьезных преступлений, совершенных сотрудниками милиции.

Решено сократить милицию на 220 тысяч человек. Планировалось и планируется оно как постепенный отсев пенсионеров системы МВД. Впрочем, как уже показала практика на местах, грядущее сокращение зачастую понимают как приказ к избавлению от "лишних" работников и "режут по живому", но ситуация сегодня выправляется.

Меня и других депутатов волнует также вопрос, куда пойдут те 220 тысяч милиционеров, которых освободят от должностей. Часть из них пополнит криминальные ряды, часть - люмпен. Если же "резать по живому" не будут, то основная масса займет нормальное положение в обществе.

Опасения вызывает вопрос повышения заработных плат сотрудникам милиции. Но, к сожалению, это пока разговоры, реальных действий нет. Если разделить те средства, которые высвободятся в результате сокращения численности личного состава, то на каждого оставшегося сотрудника придется по 1-2 тысячи. Эти крохи не изменят ситуацию. Убежден: пока Кудрин не раскошелится, никакой реформы не будет! Все зависит от того, как мы профинансируем реформу.

Хочется отметить, что с упразднением 40 функций, которые выполняла милиция, не следует торопиться. Да, некоторые из них дублируются, но есть и те, которые ликвидировать нельзя. Здесь нужен более внимательный и вдумчивый подход.

Кроме того, беспокоит вопрос, связанный с перераспределением нагрузки высвободившихся кадров. Министр МВД говорит, что их нагрузка ляжет на технику. Однако денег на технику нет. Может возникнуть перекос: людей сократили, технику не закупили, нагрузка на сотрудников увеличилась, зарплата не повысилась. Этот перекос может вызвать серьезные проблемы.

Реформирование началось. Закон пишется, но скажу прямо: можно было бы обойтись и без нового закона. Не закон был причиной преступлений. Дело в том, что закон не выполнялся cамими же министрами и должностными лицами. Принципиально новое в законе то, что на первом месте сегодня стоит защита прав и интересов граждан, на втором - связь с общественными организациями, на третьем - контроль над работниками милиции со стороны прокуратуры и общества.

К сожалению, сказать, что реформа закончится так, как было задумано, сегодня сложно. Я всегда вспоминаю письмо К. Маркса к А. Блоку, где он пишет: "Каждое предложение вызывает массу возражений, и потом получается то, чего никто не хотел". Опасаюсь, как бы и в нашей ситуации не получилось бы то, чего никто не хотел. Поэтому немного скептически отношусь к тому, что сейчас происходит. Сегодня все идет нормально, но если не дадут денег и не начнут одновременно реформировать все правоохранительные органы, а не только милицию, могут возникнуть проблемы.

Назрела!

Подводя итог сказанному, отмечу: серьезная реформа назрела! Она связана, прежде всего, с кадровым потенциалом. Наша задача - набрать людей, обучить, заплатить и проконтролировать. К 2012 году реформа должна закончиться. Но я считаю, для того, чтобы изменилась психология граждан и милиционеров, потребуется не менее десяти лет.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер