Газета №18 (731), 4 мая 2010
Перейти к номеру

Страсти по сбыту

4 мая 2010, 00:00 Прочитали 2 209 раз
За ту цену, которая в настоящее время предлагается селянам за их продукцию, некоторые готовы в земле ее оставить либо молоко в канализацию спустить. И осуждать их язык не поворачивается
А в то же время… Зайдите в магазин и увидите, что стоимость литра бледно-белой жидкости, продающейся там под гордым брендом "молоко", вертится вокруг цифры 30 рублей за литр. При этом как о явном достижении начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности области Александр Коренчук говорил на прошлой неделе о том, что молоко от местных производителей будет приниматься на перерабатывающие предприятия по цене не ниже одиннадцати рублей за литр. А для Бондарского сыродельного завода, реконструкция которого проводится в настоящее время, цена определена в двенадцать рублей. В реальности в настоящее время многие фермеры говорят о том, что молоко у них принимают по восемь с половиной - максимум девять рублей за литр.

- Мы даже собственные затраты зачастую окупить не можем, - жалуются селяне.

Получается, что, на самом деле, дикая разница между начальной стоимостью литра и конечной ценой, которую платит непосредственный покупатель, проваливается в поистине "черную дыру" между реальными производителями и реальными потребителями.

При этом качество предлагаемой в крупных магазинах завозной пищи для тела явно уступает тамбовским аналогам. О чем упоминает тот же Александр Коренчук, касаясь, в частности, молочной и колбасной продукции:

- Нам пришлось заниматься продвижением нашей продукции. И могу сказать, что проблем здесь очень много. На рынках и в торговых предприятиях присутствует достаточное количество продукции, которая по своим качественным параметрам намного хуже наших продуктов питания. Это касается и молока, и колбасной продукции. О механизмах сбыта продукции мы тоже говорим. Речь идет о выездной торговле, о ярмарках выходного дня, о нашем вновь открывшемся рынке сельскохозяйственной продукции на Мичуринской в районе Северного автовокзала.

Получается, что подобные меры сегодня просто необходимы. По словам начальника управления сельского хозяйства Тамбовской области Сергея Воропаева, реализация продукции переработки молока с семейных молочных ферм, деятельности которых уделяется столь большое внимание, идет в том числе и по такому пути: в настоящее время более двадцати автофургонов доставляют молочную продукцию непосредственно от сельхозтоваропроизводителей. Кстати, жители областного центра уже высоко оценили качество этой продукции. Но это опять работа по принципу "с заднего хода".

В сфере сбыта свинины, производство которой на крупных свиноводческих комплексах, запущенных в работу, тоже не обходится без проблем. В нынешнем году такие свинокомплексы произведут около двадцати тысяч тонн свинины. А с выходом на проектную мощность производство увеличится до тридцати трех тысяч тонн. Однако, по словам Сергея Воропаева, реализация мяса, произведенного в области, идет сегодня практически по всей России, поскольку в регионе нет мощных боен. В результате мясо уходит на переработку и, соответственно, реализацию в другие области. И только со строительством боен и перерабатывающих предприятий продукция будет поступать на рынки Тамбова и Тамбовской области.

Хотя, опять же, не факт. Сегодня к примеру, в областном центре количество магазинов, в которых продаются продукты питания, откровенно выходит за рамки всякого здравого смысла. В то же время, тамбовские продукты зачастую оказываются пасынками на прилавках родного края. И обходные пути, которыми им приходится добираться до ртов и желудков тамбовчан, явно не всегда на пользу ни тем, ни другим.

Почему же так сложно обнаружить родные тамбовские товары, многие из которых, напомним, Александр Коренчук определил как более качественные по сравнению с их завозными аналогами, на прилавках крупных сетевых гипер-, супер- и прочих маркетов? С этим вопросом мы обратились к заместителю областного управления по развитию промышленности и предпринимательства Василию Прохорову. По его словам, сегодня нет законодательной возможности обязать входящие в область крупные торговые сети иметь на своих прилавках определенный процент товаров местных производителей. Однако проблема разрешается на уровне устных договоренностей. И, по словам Василия Прохорова, эти неписаные соглашения соблюдаются.

- С "Магнитом" сложнее, у них своя система логистики, поэтому тамбовские товары там не сильно представлены, - говорит чиновник. - Однако остальные сетевики продают нашу продукцию - естественно, в том случае, если она отвечает предъявляемым требованиям.

Директор тамбовского филиала гипермаркета "Линия" Ольга Малыгина даже более категорична:

- В настоящее время мы сотрудничаем практически со всеми местными производителями - и с колбасниками, и с молочниками, и с хлебопеками. Поэтому, думаю, никаких проблем у тамбовских производителей в плане продажи своих товаров в нашем магазине нет.

Однако на деле, как понимаете, чтобы убедиться в наличии или отсутствии того или иного товара на прилавках, звонить большим руководителям совсем не обязательно. Нужно просто оторвать ухо от телефонной трубки и пройти по городу. В результате лично я в середине минувшей недели обнаружил, что в том же гипермаркете "Линия" из интересовавших меня продуктов (пиво и прочий алкоголь исключаю, поскольку мне он сейчас "по барабану") в достаточно большом ассортименте присутствовала тамбовская колбаса и прочие мясные отклонения. Из сыров и сырков представлены были только плавленый и колбасный. На вопрос о молоке стоявшая рядом с молочным стендом работница гипермаркета равнодушно ответила, что его у них просто не бывает.

Примерно та же картина, но с чуть меньшим ассортиментом, наблюдалась в гипермаркете "Реал". Колбаса, плавленые сырки, колбасный сыр. Хотя чему удивляться - если репчатый лук упакован в Москве, судя по этикеткам, то произведен он явно не на тамбовских грядках.

Не знаю, может быть, в этих двух торговых точках и присутствуют другие товары от тамбовских производителей. Но если это и так, то запрятаны они в такие труднодоступные места, что рядовому потребителю добраться до них архисложно. А вот тамбовское, точнее, кирсановское молоко, как ни странно, обнаружил в гипермаркете "Магнит". Но вот продукцию предприятия "Тамбовмолоко", которое недавно с такой помпой открывали в селе Стрельцы, увы, так и не увидел. Может быть, причину смотри чуть выше? Или ее вообще в вышеозначенных торговых сетях не стояло?

Согласитесь, что такой подход никак не стимулирует дальнейшее развитие сельхозпроизводства. Как рассказали нам в областном управлении сельского хозяйства, по состоянию на 1 января нынешнего года по всем категориям тамбовских хозяйств зарегистрировано 153,3 тысячи голов крупного рогатого скота. Из них 54,7 тысячи голов - это коровы. Причем только 14,7 тысячи "работают" на сельхозпредприятия и крестьянско-фермерские хозяйства. Проще говоря, лишь от этих буренок молоко идет на переработку молочными предприятиями области. Остальные 40 тысяч коров доятся в ведра на личных подворьях. Поэтому куда уходит эта молочная река, никто учесть не в состоянии.

В результате и пьем мы бледно-белую жидкость непонятного вида и запаха по 30 рублей за литр, в то время как льется мимо нас родное тамбовское молоко, и не за такую цену.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер