Газета №13 (726), 30 марта 2010
Перейти к номеру

О Пасхе, переводе часов и ночных богослужениях

30 марта 2010, 00:00 Прочитали 1 989 раз
У многих наших читателей возникают вопросы, связанные с православной верой, с православными традициями, с отношением Церкви ко многим явлениям современного мира
В преддверии самого большого православного праздника - Пасхи, Воскресения Иисуса Христа из мертвых - мы начали наше общение с заведующим отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии иереем Игорем (Грудановым), в ходе которого постарались получить ответы на вопросы, что интересуют читателей "ТК".

- Вопрос, может быть, и не совсем пасхальный, зато весьма практический в самое подходящее время. В смысле - насчет времени. Как Церковь относится к переходу на летнее время, изменяется ли начало богослужений на этот период?

- Мы своим прихожанам объявили в субботу о том, что время переводят на час вперед и служба будет совершаться по новому, летнему времени. Мы не можем сохранить начало служб по старому времени, потому что это привязано к людям, к прихожанам. Мы обязаны помнить о том, что это должно быть удобно для них. Если они будут находиться на работе, а у нас в это время проходит вечернее богослужение, для кого же мы будем служить? Безусловно, церковная служба совершается Богу. Но также необходимо, чтобы люди, участвуя в ней, спасались.

Об отношении к времени прежде всего могу высказать собственное мнение. Конечно, нельзя корректировать природные часы, которые были запущены Богом. Всякое дыхание хвалит Господа в свое время, и по мановению человеческих указов изменять времена, когда человек хвалит Бога, мне кажется, не очень хорошо. Это вредит всему.

- В том числе и человеческому здоровью…

- И здоровью тоже. С другой стороны, ежедневно в монастырях служится полунощница. Это служба, которая совершается в полночь. И сейчас, во время Страстной Седмицы, мы поем в храмах удивительные тропари: "Се Жених грядет в полунощи. Блажен муж егоже обрящет бдящим". По церковному преданию, Господь придет судить мир как раз в полночь. Возникает вопрос: в полночь по какому времени? Таким образом, тема приобретает сакральный характер. Надо быть готовым к встрече Жениха, Господа Бога.

Еще один момент - ежедневное вечернее богослужение включает в себя Шестопсалмие, шесть избранных псалмов, во время чтения которых в храме полностью гасится все освещение. Кое-где гасятся даже свечи. Дело в том, что церковное предание говорит о том, что за время, пока читаются эти шесть избранных псалмов царя-пророка Давида, произойдет Страшный Суд.

- Страшный Суд будет таким коротким?

- Да. И чтение Шестопсалмия напоминает о времени пришествия Господа. В это время в храме становится темно в напоминание той полуночи, в которую Господь придет на Землю.

- Мы сейчас заговорили о ночных богослужениях. В этой связи вспоминается такой вопрос, с которым лично мне приходится сталкиваться достаточно часто. Пасхальная служба - это служба ночная. Но традиция ночных служб существует не только на Пасху, но и на Рождество, на Крещение, а также в ночь с пятницы на субботу Страстной Седмицы, когда происходит погребение Плащаницы. Насколько вообще распространена традиция ночных служб и стоит ли за ней что-то?

- В первые века христианства, когда человеческая плоть была крепка и дух Христов в человеке был значительно сильнее нынешнего, служба совершалась под воскресные и праздничные дни в течение всей ночи. Поэтому и получила название всенощного бдения. По мере того, как мы удалялись от первых веков христианства, плоть человека вступила с ним в борьбу, он стал немощен сам по себе. Еще во времена святителя Игнатия Брянчанинова, в середине девятнадцатого века, говорилось о том, что монахи того времени делали половину того, что делали монахи первых веков христианства - по подвигам поста и молитвы. А придет время, и монахи будут делать только треть того, что делали их предшественники, из-за немощи плоти. И поэтому, несомненно, это привело к тому, что службы были сокращены. Напоминанием о богослужениях первых столетий, когда Бог был близок к человеку, а человек - к Богу, имел необычайно крепкую веру и чистоту сердца, чтобы исполнить закон Христов, который говорит о том, что Царство Божие нудится, то есть берется усилием, принуждением, являются несколько служб в годовом круге богослужений. В том числе и пасхальная служба. Она совершается по русскому обычаю ровно в полночь.

То же самое касается и рождественской службы. Господь родился ночью. Напоминанием об этом является и ночная служба, которой мы встречаем Рождество Христово.

Попытка некоторых настоятелей самостийно увеличить количество ночных служб особого добра не приносит. Есть еще случаи, когда ночные службы совершаются на Крещение, но это не общепринятая практика. Это связано в первую очередь с особыми местами, с монастырями. В частности, с Трегуляевским монастырем.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер