Газета №5 (718), 2 февраля 2010
Перейти к номеру

Заложники ситуации

2 февраля 2010, 00:00 Прочитали 1 928 раз
Напишите про безобразие, которое у нас творится, может, все-таки власти обратят внимание на проблему простых людей
В середине января к нам в редакцию позвонила жительница поселка Лавровка Мордовского района. "Напишите про безобразие, которое у нас творится, может, все-таки власти обратят внимание на проблему простых людей", - попросила баба Валя, как она представилась. "На автобусе в райцентр ездим практически одни мы - пенсионеры. Доберешься в Мордово, все свои дела переделаешь и податься некуда - обратного рейса, бывает, несколько часов ждать нужно, придешь на автовокзал, а он не отапливается. Вот и ходим, ищем, где погреться можно. Едешь в больницу с одной болячкой, а зарабатываешь еще букет, пока на холоде настоишься", - пожаловалась она.

Запустение

Мордово. Привокзальная площадь. Внешне здание автовокзала выглядит вполне прилично. Но только издалека. А вблизи - стены в некоторых местах начала размывать стекающая с крыши вода, у самого входа на верхней части стены трещина, ступеньки полуразрушены и покрыты льдом. Двери распахнуты, и это в 30-градусный мороз.

Внутри - облупившаяся краска на стенах, потолок в коричневых разводах от протечек крыши, старые лавки и окна, расписанные в "славных" российских традициях: "Тома, я тебя люблю" и "Коля - п…с". Для сбора мусора предусмотрены картонные коробочки, но, видимо, не все понимают, что они и есть урны, поэтому пачки от сигарет, шкурки от семечек валяются повсюду. Прямо сказать, неуютно и вроде даже холоднее, чем снаружи. Входящие пассажиры долго здесь не задерживаются. Купят билет - и на улицу.

У входа с ноги на ногу переминаются две немолодые женщины. Спрашиваю:

- И давно у вас автовокзал не отапливается?

- Давно, уж лет 15, если не больше.

- Что, вы в холоде тут автобус дожидаетесь?

- В холоде. Когда уж совсем терпеть невозможно, на железнодорожный вокзал ходим греться или в магазин. А иной раз - в поликлинику. Так многие зимой делают.

- Почему не топят, выяснить не пытались?

- Пытались и жаловались предыдущему главе района, а что толку-то! Все как было, так и осталось.

- Вы сами откуда?

- Из Хоперки.

- А зовут Вас как?

- Вам это зачем? - вопросом на вопрос, насторожившись, отвечает одна из моих собеседниц. - Напишете чего-нибудь, а у меня потом проблемы будут. Я в бюджетной организации работаю. У нее вон спросите, как ее зовут.

Но вторая тоже непреклонна:

- Не-не, не скажу.

Обе поспешно скрываются за дверьми магазина, оставляя меня размышлять над тем, кто и чем так сильно напугал мордовских бюджетников.

- Вы лучше со мной поговорите.

Ко мне подходит мужчина средних лет.

- Виктор Куликов, - представляется он. - Живу в Мордово, работаю на железной дороге. Железнодорожный вокзал, он тут рядом, у нас красивый, ухоженный - за ним люди серьезные следят. А автовокзалу при таком отношении недолго стоять осталось - года 3-4, и он развалится. Давно нужно спросить у его владельца: "Уважаемый, почему вид района портите и здоровье людей гробите?". Мало того, что холод внутри дикий, так смотрите, перрон и ступеньки льдом покрыты, а песочком их не посыпают. Убиться можно. Ладно, молодой, у него кости прочные и реакция быстрая - поскользнется, сгруппироваться успеет, на ногах устоит, а бабушка упадет и все себе переломает.

Чудное местечко!

Всего 15 минут пробыла здесь, а ноги и руки окоченели. Обхожу автовокзал в надежде найти какое-нибудь кафе, чтоб выпить горячего чая. Но ничего похожего не видно. "Нет тут ни одного кафе, - говорят таксисты. - Есть одно в центре поселка, но работает оно только вечером".

Ну-ну, и ходят в него наверняка не чай пить. Впрочем, что-то пить перед тем, как идти на мордовский автовокзал - дело рискованное и нужно хорошо подумать о его последствиях, поскольку туалет здесь отсутствует. В общем, все для народа, все для людей.

Но почему районная власть не наведет здесь порядок?

- Мы заинтересованы в том, чтобы автовокзал был теплым и ухоженным, но поскольку он находится в частной собственности, не имеем права диктовать свои требования его владельцу, - объяснил недавно избранный на пост главы районной администрации Сергей Манн. - С ним не раз связывались, но после этого мало что изменилось.

- Единственное, в чем собственник пошел нам навстречу - это покрасил столбы, на которых держится крыша над перроном, - рассказала глава Мордовского поссовета Елена Чулкова. - В прошлом году привокзальная площадь (в Мордово на ней расположены и ж/д - и автовокзалы) была благоустроена, здесь реконструировали железнодорожный мост, положили тротуарную плитку, цветы посадили, на фоне этого автовокзал смотрелся совсем убого. Вот и просили, чтоб хоть немного его облагородили. Но в остальном все увещевания остаются без ответа. Договор на вывоз мусора и очистку привокзальной территории от снега собственник с нами не заключает. Приходится это делать за счет средств поссовета, не ждать же, когда центр Мордово превратится в помойку.

Денег нет

С владельцем автовокзала в поселке Мордово генеральным директором ОАО "Тамбовпассажироавтосервис" Эдуардом Чуриловым я связалась по телефону.

- Эдуард Петрович, что ж не заботитесь о людях, о собственности в конце концов?

- Автовокзал прибыли не дает. В прошлом году принес только убытки, не вышел даже на самоокупаемость. На что в таком случае его содержать? На что отапливать? Сейчас средств хватает только на отопление кабинета, где сидит кассир.

Доходы автовокзала составляют 9-10 тысяч в месяц, плюс 5 тысяч от площади, сдаваемой в аренду под магазин. Но налоговую не интересует, что у меня нет прибыли. Налоги я плачу, арендную плату за землю и зарплату двум работникам автовокзала - тоже.

Внутрирайонные перевозчики не работают с автовокзалом, поэтому он обслуживает только два междугородних маршрута Тамбов - Воронеж и два внутриобластных - Тамбов - Мордово. Много на этом заработаешь? Вот скажите, почему не перевести районные маршруты работать через кассу автовокзала? Заключить соответствующий договор? Все какие-то доходы были бы. Люди ведь собираются на нем, и автобус к нему подходит, а платят кондуктору в самом автобусе. Я разговаривал об этом с бывшим главой администрации района, но он навстречу не пошел.

- А с нынешним главой разговаривать пытались?

- С нынешним - нет. Но даже если будут районные рейсы обслуживаться вокзалом, он все равно рентабельным не будет. Пассажиропоток невелик и стоимость проезда - тоже. Тарифы на пассажирские перевозки регулируются администрацией области. Два года они практически не менялись. Получается, доходы у автовокзала те же, но расходы-то стали больше. Вот такая петрушка.

В феврале попробую встретиться с новым руководством района. Вокзал нужно сохранить. Может, совместными усилиями это получится сделать. Он ведь важный социальный объект. Если совсем его закрою, по кирпичам растащат, стекла побьют. Жалко здание. Если кто-то купить захочет, продам.

Выходит, все хотят, чтобы автовокзал был теплым и чистым. Все хотят, но никто ничего для этого не делает. Да и чему тут удивляться, если даже те, кто больше всех в этом заинтересован - пассажиры, молча терпят нечеловеческое к себе отношение, боясь не только открыто возмутиться, но даже имя свое назвать, предпочитая оставаться заложниками ситуации.

Мы будем продолжать следить за развитием событий вокруг автовокзала в райцентре Мордово. Надеемся, его собственник своими ли силами или при поддержке власти района отыщет способ привести его в надлежащее состояние.

В администрации района меня заверили в том, что к диалогу готовы.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер