Газета №2 (724), 12 января 2010
Перейти к номеру

Живая музыка Победы

12 января 2010, 00:00 Прочитали 1 607 раз
Мы встретились с Владимиром Владимировичем Беляевым
В.В. Беляев - композитор, профессор кафедры оркестрового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных. Лауреат премии имени Дмитрия Шостаковича, лауреат международных и российских конкурсов композиторов. Заслуженный деятель искусств России, член союза композиторов с 1972 года.

Мы встретились с Владимиром Владимировичем, когда он, уже в третий раз, приехал в Тамбов со своим авторским концертом. Естественно, разговор начался с вопроса о том, какие творческие планы у известного российского композитора связаны с приближающимся 65-летим Великой Победы.

- Владимир Владимирович, 60-летие Победы было отмечено исполнением Вашей симфонической композиции "Живая музыка Победы" на Красной площади в Москве. Планируете ли Вы нечто подобное к 65-летию этого всенародного праздника? Понимаю, что вдохновение не приходит по заказу, что вообще творческому человеку повторяться не свойственно, и все-таки…

- На самом деле, к 60-летию Великой Победы по заказу оркестра "Новая Россия" под управлением Юрия Башметова я написал симфоническую композицию "Живая музыка Победы", которая была исполнена на Красной площади в Москве. Это был первый и пока единственный концерт, когда на главной площади России исполнялась не шоу-программа, а нормальная симфоническая музыка. В исполнении симфонической композиции участвовали и сводный хор Москвы, и такие известные исполнители, как Мацуев, Бутман, Кобзон…

Что же касается 65-летия Великой Победы, то мы хотели бы усовершенствовать идею симфонической композиции, внести в нее дополнения. В этом году мы вышли с предложением к В.В.Путину и Д.А. Медведеву о повторении концерта в день праздника. Нас поддерживает военное руководство страны, надеюсь, что-нибудь получится, потому что таких композиций не было ни до, ни после "Живой музыки Победы". Мне кажется, что удалось найти очень конструктивную идею: песни Великой Отечественной войны, которые я считаю одной из самых вершинных точек советской массовой культуры, сейчас, помимо людей старшего и, быть может, среднего поколения, никто не знает и не поет. Молодежь эти песни и не слушает даже, потому что наше телевидение оболванивает напрочь прежде всего эту часть своей постоянной аудитории. Идея же композиции заключается в том, что на материале этих песен я делаю симфонические картины, где на первом плане - известные всем исполнители. Так, "Темную ночь" и "Соловьи" в сопровождении оркестра играет Бутман, "Песню о море" исполняет на первом плане Мацуев. Безусловно, этих исполнителей все слушают, и таким образом песни военных лет и песни о Великой Отечественной войне получают новую жизнь, новое прочтение. Как следствие - к ним возникает и новый интерес.

- Вы уже в третий раз проводите в Тамбове свой авторский концерт. Чем обусловлено такое пристальное внимание именно к нашему городу? Согласитесь, композитор, дирижер вашего уровня востребован и в городах куда более крупных…

- В каждом российском городе складывается своя ситуация с интересом к тому или иному жанру. Недавно одно мое сочинение - "Российский Кант", которое звучало в Тамбове на втором моем авторском концерте, попытались исполнить в Белгороде, и исполнили неплохо, вполне профессионально, но публика там оказалась неготовой к восприятию такого плана музыки. Она привыкла к тому, что знакомые им певцы поют романсы и песни, а в антрактах, пока исполнители отдыхают, что-то знакомое и легко узнаваемое играет оркестр. Когда же вышел хор и сыграл пять номеров незнакомой музыки, зрители в зале не сразу поняли, как это все воспринимать. В Тамбове существуют сложившиеся музыкальные традиции, воспитана определенная культура зрительской аудитории. Поэтому в ваш город приятно приезжать: знаешь, что твои произведения будут правильно восприняты и доброжелательно оценены публикой. Здесь всегда присутствует ощущение единения с залом, а это дорогого стоит.

- Ваше кредо - творить добро. А что, собственно, значит "добро" в понимании музыканта, человека с особой организацией нравственного начала?

- Добро многолико, но, на мой взгляд, задача людей искусства - сохранять традиции, которые нам достались от наших учителей. Поскольку это самое ценное, что есть в нашей жизни. Например, меня по фортепиано учила в Днепропетровске М.И. Гельман, которая окончила в свое время Санкт-Петербургскую консерваторию, так что получается, что я продолжаю традиции Санкт-Петербургской фортепианной школы, одной из лучших в фортепианной музыке. Композицией же я занимался сначала у Кабалевского, потом - у Михаила Ивановича Чулаки, который, через своего учителя, Щербакова, восходит к классу Н.А. Римского-Корсакова. А это - старейшие традиции русской школы композиции.

И сегодня, когда культура часто подменяется псевдокультурой, творить добро - это и значит сохранить то, что нам досталось от наших учителей, сохранить преемственность и великие традиции русской музыкальной культуры. Можно, наверное, объяснить и проще: честно делать свое дело - это и есть творить добро.

- Насколько принимается и воспринимается такая позиция в современном музыкальном мире? Известно же: не редкость и тот факт, что люди искусства, даже очень уважаемые, идут на поводу у конъюнктуры. У интересов так называемой массовой культуры…

- Согласен, те, кто предает идеалы классического искусства, объективно совершают нечто, прямо противоположное принципу творить добро. Может, они и живут несколько богаче и сытнее, но вряд ли с чувством душевного покоя. Ведь каждому из нас приходится нести бремя ответственности за сделанное перед своей совестью, перед самой жизнью. Самые честные и искренние музыканты сохраняют традиции высокого искусства, традиции русской музыкальной культуры, не идут на поводу у шоу-бизнеса. Так что принцип творить добро характерен далеко не для меня одного. К счастью, "могикан" в музыке пока хватает, и это - замечательно. Прав был великий Пушкин, когда сказал: "Не продается вдохновенье"…

- Бытует мнение, что, по определению, человек искусства должен быть, мягко говоря, не слишком богатым, потому что там, где явственно слышен звон монет, не остается места настоящему искусству. Возможно, поэтому многие талантливые российские композиторы, исполнители, побывав однажды на гастролях за рубежом и вкусив от тех щедрот, которыми там осыпаны ведущие артисты и люди творчества, прилагают все усилия для того, чтобы остаться там на постоянное жительство. Можно ли у нас в стране изменить ситуацию настолько, чтобы талантливый музыкант чувствовал себя комфортно, чтобы он мог спокойно заниматься творчеством, не думая о том, где найти "халтуру"?

- Знаете, никогда он не будет чувствовать себя комфортно, потому что все прекрасно понимают: современники не могут дать точные и верные оценки тому, что создано. Поэтому те из музыкантов, которые поняли эту несложную истину, спокойно занимаются своим делом, реализуя себя в творчестве. Опять позволю себе процитировать моего любимого Пушкина, который писал: "Мы свое искусство бросаем на откуп толпе, которая ничего в нем не понимает, да и не нужно ей наше искусство… Твой труд, творец, тебе награда". Эти слова великого поэта и мыслителя для меня являются путеводными. Для меня осознание того, что я могу творить, возможность писать не менее важны, чем возможность дышать. Я получаю от этого удовольствие, это, не примите мои слова за красивую позу, награда душе. И более высокой награды в жизни нет, потому что все звания, сколоченные состояния - это приложение к этому состоянию души и духа, причем совершенно необязательные. Большинство настоящих художников ничего из этого "джентльменского набора" не получают, они трудятся потому, что творчество - смысл их жизни. И никогда творчество не будет их кормить досыта.

В последние десять лет я также жил не на те деньги, что приносило мне творчество, а на те средства, что мне давала преподавательская деятельность. И я знаю: как только человек попытается совместить качество жизни с творчеством, последнее, вероятнее всего, умрет. Кому-то, бесспорно, везет, и он имеет приличные доходы именно от своей творческой деятельности, но большинство все же такой роскоши лишены. Это только в маленьких европейских странах каждый талант - национальное достояние. На наших же российских бескрайних просторах всех много, на десять Европ хватит. Так что же на них обращать внимание…

- И последний вопрос: сегодня доминирует мнение, из которого следует, что серьезная музыка не интересна молодым. Вы много гастролируете, видите аудиторию множества концертных залов. Так это мнение соответствует сути вещей? И что, на Ваш взгляд, надо делать, чтобы положение вещей изменилось?

- Делать - это приоритет государства. Должна быть забота государства, а оно занято совершенно не этим. По большому счету, государство пока не озабочено воспитанием эстетического вкуса, нравственных ценностей молодежи. А она воспринимает именно то, что ей дают. Мы начали с Вами разговор с "Живой музыки Победы". Так вот: я показывал эту программу молодежи на Украине, в различных городах России, и везде молодежная аудитория с колоссальным интересом воспринимала эту симфоническую композицию, потому что есть у нее и понимание отечественной истории, и восприятие ценности национальных традиций, и развитой эстетический вкус. Поверьте, я не встретил ни одной молодежной аудитории, которой это было бы безразлично. Серьезная музыка, если она написана хорошо, интересна человеку буквально любого возраста

- Спасибо за интересный разговор!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер