Газета №2 (724), 12 января 2010
Перейти к номеру

И любовь, и сердечная боль...

12 января 2010, 00:00 Прочитали 1 519 раз
Вот уже 22 года Марина Валерьевна Колчанова работает учителем начальных классов
В случае с М.В. Колчановой, учителем высшей категории школы № 9, ставшей в минувшем году победителем конкурсного отбора лучших учителей России, это вовсе не фигура литературной речи.

Дело в том, что вот уже 22 года Марина Валерьевна работает учителем начальных классов. И многие годы - профсоюзным лидером школы. Так что, как вы понимаете, и блеск, и нищета учительской профессии ей знакома не понаслышке.

Изо дня в день, из года в год она переступает школьный порог задолго до того, как начнутся занятия. И не только потому, что надо приготовить класс к уроку, разложить для каждого из своих питомцев дидактический материал, приготовленный ею, как водится, собственноручно. Надо, особенно в понедельник, встретиться с родителями, проконсультировать их по поводу того, что предстоит сделать за неделю. Иначе в сумасшедшем ритме работы мамочкам не так-то просто будет вырваться в школу. А без помощи учителя в современной школьной программе даже первого класса - не разобраться. Чтобы не переучивать своих питомцев после того, как дома родители или, что бывает гораздо чаще, бабушки с дедушками "выучили" уроки, Марина Валерьевна часто один и тот же урок проводит дважды. Один - для детей, второй - правильно вы догадались! - для родителей. А как же иначе? - удивляется она. Родителям же надо понять, как и чему учат их детей. Только для родителей - более строгие и информативные компьютерные презентации, чем на уроках для ребятишек. Кстати, компьютер, Интернет давно и прочно вошли в жизнь Марины, став ее помощниками и в деятельности профсоюзного лидера школы. Но об этом - чуть позже.

Рабочий день ее отнюдь не заканчивается в школе. Дома - планы, изготовление "наглядности" для уроков. Как-то, улыбается моя собеседница, сыну - студенту экономического факультета ТГТУ потребовалась цветная бумага. В доме не нашлось ни одного листа - все ушло на подготовку иллюстративного материала.

Неужели, поражаюсь я, до сих пор учитель начальных классов дома клеит, лепит, мастерит, чтобы на уроке дети вдохновенно оперировали фигурками сказочных персонажей, постигая азы наук? Ан нет! Дыхание времени ощущается и в том, что персонажи приходится отыскивать позамысловатее, потому что нынешние "первачки" Марины Валерьевны - народ все сплошь продвинутый: просто Серыми Волками и злыми Карабас-Барабасами их не удивить. Где берет идеи и прототипы своих "персонажей"? Известно где: дети приносят ей диски с любимыми мультфильмами, на выходные - книги и журналы, которые читают дома.

На мой изумленный взгляд она реагирует понимающе: как можно не то что учить - просто общаться с детьми, не будучи в курсе того, чем они живут, что их волнует и восхищает? Это только кажется, что у маленького человечка и мир, соответственно, с булавочную головку. А он огромный, часто во многом непонятный, и быть в нем проводником учитель начальной школы призван по определению.

Говорим и о том, что для ее первоклассников "а Марина Валерьевна сказала" - истина в высшей инстанции. И груз ответственности за это безоговорочное доверие, непоколебимую веру в своего Учителя не каждому бывает по плечу. Прибавьте сюда и то, что сегодня учителю начальной школы за его не самую высокую даже по школьным меркам зарплату приходится перекладывать на свои плечи и львиную долю обязанностей семьи. Включая и ту, что зовется душевным теплом и любовью. Не хватает их нынешним детям катастрофически. И то, что часто в ходе урока многие дети обращаются к ней "мама" и не всегда пытаются сами себя поправить, наверное, лучше всяких слов говорит о том, что Марина эту ношу несет по жизни достойно.

Кстати, о жизни своих учеников она зачастую осведомлена гораздо подробнее, чем собственные их родители. И даже женившись и выйдя замуж, ребята из первых ее выпусков зачастую забегают к своей любимой первой учительнице "на огонек", а заодно и поплакаться на невзгоды, посоветоваться по жизненно важным для них проблемам.

Нынешние же ее питомцы не торопятся после уроков домой; могут просто посидеть вместе с Мариной Валерьевной, пока она проверяет тетради, занимается с отстающими или, напротив, с одаренными детьми. Заодно и уроки выучат, а "Мариночка Валерьевна" их проверит, потому что обе стороны пришли к выводу, что это удобно. Учитель, что называется, по "горячим следам" ликвидирует те трудности, которые могут возникнуть у ребенка, если он что-то недопонял на уроке. Дети же, сделав все "правильно", не прочь получить лишнюю похвалу, а уж ощущение защищенности - всенепременно.

Ах, эту бы уверенность в своей защищенности - да самой Марине!. Нет, профессионально она чувствует себя абсолютно комфортно: у нее с детьми любовь обоюдная. Думаете, это обычный журналистский штамп? Не буду разуверять. Скажу лишь о том, что второе высшее образование у М. В. Колчановой - юридическое. И из школы она пыталась уйти аж трижды….мысленно. То есть вечером твердо говорила себе, что вот настанет утро, она придет в кабинет директора, напишет заявление об уходе, и никакая сила в мире не заставит ее свое решение пересмотреть. Наступало утро, у дверей классной комнаты ее встречали ученики, их родители, и Марина сдавалась: оказывается, есть сила, способная ее переубедить, как говорят ее питомцы, "на раз". Сила любви, понимание того, что она отчаянно нужна этим крохам, что в ее уходе они будут винить себя. Раз "мама" ушла, значит, это они плохие. Но разве по силам малышам жить с такими ощущениями? И разве может она спокойно жить, зная, что ее любимые Настюшки, Максимки, Артемки носят в себе это чувство вины?

Наверное, эта гиперответственность во многом перешла к Марине от ее мамы, хорошо известного в педагогическом сообществе Тамбовщины учителя, многие годы - директора школы - В. С. Кривопаловой. Во многом потому, что Марина (да простит она мне эту вольность, но трудно называть по отчеству эту красивую, располагающую к себе молодую женщину с теплой, доброй улыбкой) - учитель от Бога. И не потому, что мониторинг знаний ее учеников на выпуске из четвертого класса в прошлом году показал качество знаний свыше 73 процентов, а те 27, что справились с заданиями на "удовлетворительно", пришли к ней из других школ не в первом и даже не во втором классе. Она с удивительным тактом, стараясь даже в мелочах не ранить самолюбие своих воспитанников, подходит буквально ко всему. Казалось бы, что за проблема - найти эквивалент оценке в первом классе, где ныне вроде как "безотметочное" обучение (при том, что ребята прекрасно понимают: символика соответствует тому или иному баллу, и если твой сосед по парте "летит" на реактивном истребителе, а ты плетешься на черепахе, то всем все ясно и без "двоек" и "колов"). Свою систему оценивания Марина даже не изобрела: как признается, она на нее "набрела", увидев однажды в магазине итальянские фломастеры, которые с одной стороны были обыкновенными фломастерами, а с другой - замечательными "печатями" в виде яркого оранжевого солнышка, сказочного голубого цветка, скромной зеленой стрелочки и симпатичного, в общем-то, паучка. Как и положено - черного и лохматого. Все эти "печати" Марина продемонстрировала классу, и все вместе решили, какой "печати" быть высшим поощрением, а какой - порицанием. И дети тут же дружно решили, что паучкам в их тетрадках делать нечего. Собственно, ни одного "паучка" за минувшие полгода Марина и не поставила.

Это, пожалуй, ее педагогическое кредо - все делать совместно, с учениками, с их родителями. Они - как одна семья: принимают друг друга такими, какие они есть. И любят не за "то, что", а потому, что без любви школа - настоящая школа - просто немыслима. Согласитесь, не каждого ученика под дверью кабинета, где пишет тест в лицей ребенок, его ждет не мама - ждет первая учительница, хотя ребенок уже покинул стены начальной школы. К слову сказать, нынешние ее лицеисты и гимназисты полностью подтверждают ту оценку знаний, которую выставила Марина Валерьевна - по-прежнему отличники. Значит, она научила их главному - уметь получать знания.

Хотя, грустно вздыхает М. В. Колчанова, далеко не каждому учителю среднего звена нравится то, что дети привыкли самостоятельно работать с дополнительной литературой, задавать самые разные вопросы. Вот в этом школа ничуть, похоже, не изменилась: по-прежнему в ней школьная демократия отступает под натиском авторитаризма.

Но самая ее большая боль - материальное положение учителя. Это к ней, до недавнего времени - руководителю профкома школы, идут с жалобами на неправильно высчитанный педагогический стаж, маленькую нагрузку, несправедливо поделенные часы… Вот где, несомненно, пригодилось ее юридическое образование, так это в судебной практике по поводу стажа, неправильному его исчислению при уходе на пенсию… Большую часть судов профсоюзный лидер М. В. Колчанова выиграла. Но сколько при этом пережила - ведомо лишь ей.

Наступает новый день, и вновь в половине восьмого утра улыбающаяся, приветливая, искренне готовая помочь и ребенку, и его родителям Марина Валерьевна переступает порог школы. Оставляя только самым близким и родным право ей посочувствовать, с нежностью спросить: "Мам, ты чего это такая грустная? Устала?"

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер