Площадь имени надежды

14 августа, 09:04 Анна Мещерская Прочитали 132 раза
«А клад Асеева так и не нашли». Загадок в истории Первомайской площади может стать меньше

Перед Денисом Силиным - под сотню архивных бумаг, благодаря которым по крупицам собиралась история, пожалуй, одного из самых загадочных мест Тамбова – Варваринской площади и Варваринской церкви. Еще век тому назад указать дорогу к этому храму мог любой городской обыватель. Сегодня найти информацию о Варваринской церкви можно всего в трех книгах, да и в них сведений страницы на полторы, в которые вместили почти двухсотлетнюю историю. В скором времени в свет выйдет новая книга о Варваринской церкви, над ней сейчас работает Денис Силин. Зачем нужно читать, а еще больше – знать, мы поговорили с автором книги.

 

«Город, который мы не узнали»

Варваринская площадь практически совпадает с нынешней Первомайской, включая улицы Советскую, бывшую Большую Астраханскую и переулок Первомайский. Ближе к южной оконечности Первомайской площади, алтарем на пересечении Советской и 60 лет Октября и располагалась Варваринская церковь – самый южный храм Тамбова. Единственное, что от него сегодня осталось, – это часть старого церковного сада рядом с бывшим магазином «Школьник».

- Исторически Варваринских церквей было три, каждая из которых с течением времени сменяла собой предыдущую, - поясняет Денис Силин. – Первый деревянный храм был кладбищенским, его построили в слободе за Тамбовом при Кузьминской дороге в 1730-1740-х годах. Он был освящен в честь великомученицы Варвары Илиопольской.

1771 год становится «черным»: в провинциях европейской части Российской империи разразилась чума. Указом Сената запрещается хоронить зачумленных в черте города. Так в Тамбове появляются Петропавловское, Воздвиженское и Успенское кладбища (его окончательно сровняют с землей в девяностых годах прошлого века). Интересно то, добавляет Денис Силин, что вопреки действующему запрету хоронить на Варваринском кладбище еще продолжают:

- Как пишет тамбовский краевед Валентина Кученкова в книге «Тамбовские городские некрополи», Феофил Раев, который вступил на Тамбовскую кафедру в 1788 году, издает указ о запрете хоронить на этом кладбище, а также о его закрытии. Зачем повторно запрещать то, что более десяти лет назад уже запретили указом Сената? Население Тамбова и окрестных слобод все еще продолжало хоронить на погосте близ Варваринской церкви, чему так противился Феофил Раев. Почему продолжали? Варвара великомученица была покровительницей умерших без причастия и исповеди. Нужно понимать, что по представлениям русского человека восемнадцатого века смерть без причастия сулила адские муки в загробном мире для умершего. Для исправления этой ситуации верующие шли за заступничеством к святой Варваре. Официально захоронения прекратились к началу девятнадцатого века, однако для заслуженных священников прихода и благотворителей церкви вплоть до начала 1920-х годов продолжали делать исключение.

Чем это было обусловлено? В 1770-1780-е годы в Тамбове начинают строиться каменные церкви. В 1771 году приступают к строительству Троицкой церкви в Ямской слободе (на этом месте сейчас находится мемориал танку «Тамбовский колхозник»), возводят каменную колокольню над Святыми воротами Казанского монастыря, Успенскую церковь (вскоре разобранную), начато строительство новой Знаменской церкви и зданий духовной семинарии.

 

Новая жизнь

В это же время взамен старой деревянной Варваринской церкви начинается строительство одноэтажного каменного храма, несколько южнее прежнего.

- Что случилось с первой Варваринской церковью, сгорела или сгнила, могут показать только раскопки. Предположительно она находилась ближе к современному зданию УМВД. Каменный храм строят в центре современного сквера Первомайской площади. Вообще Варваринская церковь в веках при каждой перестройке «двигалась» ближе к Астраханской улице, - говорит Денис.

Новый одноэтажный каменный храм с двухъярусной колокольней – вторую Варваринскую церковь – построят с приделом во имя святой великомученицы Параскевы Иконийской, более известной как Параскева Пятница, считавшаяся, как и Варвара великомученица, покровительницей торговли.

Причем тут торговля? Уже к началу 1770-х годов за Варваринской церковью при Кузьминской дороге появился торг. Южнее, в районе нынешней Красноармейской площади, находилась Инвалидная слобода, к концу восемнадцатого века считавшаяся пригородом. К тому же здесь проходила дорога на Кузьмино-Гать, на Шаховку и далее на Сампур. Торг был просто необходим. Кладбище, к которому уже стала вплотную подступать жилая застройка, плохо соотносилось с представлениями о санитарной безопасности, тем более что жива была еще память о чуме. Именно во избежание новых эпидемий Феофил Раев издал свой указ о закрытии Варваринского кладбища.

После того, как этот запрет начинает действовать, Варваринское кладбище постепенно исчезает. Оно стало приходить в запустение: деревянные кресты имеют непродолжительную жизнь и уже к началу девятнадцатого века пропадают, а погост зарастает.

В 1781 году императрица Екатерина II Великая утвердила новый регулярный план Тамбова, согласно которому к губернскому центру были присоединены территории вплоть до левого берега реки Ржавца. Так Варваринская церковь оказалась в пределах городской черты со статусом приходской церкви.

 

Грядущие перемены

В третий раз Варваринскую церковь перестраивают в 1806 году, вновь сдвинув ее на юг. С небольшими изменениями в архитектуре к концу девятнадцатого века церковь расположится в районе дома №38Б по нынешней Советской, частично перегородив проезжую часть. На этом месте храм простоит вплоть до 1935 года.

- Завершить полностью строительство за нехваткой средств не удалось, - рассказывает Денис Силин. – Придел святой великомученицы Параскевы Пятницы и колокольня будут отделаны только в 1824 году тщанием протоиерея Якова Петровича Бондарского на собранные пожертвования прихожан. Очередная перепланировка церкви началась 28 апреля 1886 года с торжественного богослужения. Тогда появился третий (правый) придел во имя Святой Троицы. Таким образом, левый придел был устроен во имя святой великомученицы Параскевы, а центральный алтарь – святой великомученицы Варвары.

По данным Валентины Кученковой, в конце девятнадцатого века это уже был «небольшой летний одноэтажный однокупольный храм, оформленный с фасадов четырехколонными портиками и соединявшийся трапезной с трехъярусной колокольней… т.к. храм был холодным, стены и купол промерзали в зимнее время, уничтожалась настенная роспись и иконы…». Вероятнее всего, предполагает Денис Силин, к 1900 году церковь находилась в плачевном состоянии, к ремонту приступят только спустя восемь лет:

- На средства церковного старосты купца Михаила Васильевича Асеева и других тамбовских меценатов архитектором Петром Федоровичем Федоровским будут проведены реставрационные работы, после окончания которых общая длина храма с алтарем и притвором составит 23 сажени (49 м 07 см), ширина в трапезной – 14 сажен (29 м 87 см), высота под сводами – 13 аршин (9 м 24 см), под куполом – 32 аршина (22 м 75 см). Общая высота храма с куполом и крестом составила 15 сажен (32 м). Трехъярусную колокольню венчал шпиль с золоченым крестом. Самый тяжелый колокол храма весил 225 пудов (3685 кг 608 г); он будет поврежден в 1916 году во время звона на Пасхальной неделе. При храме действовало образованное в 1905 году Варваринское церковно-приходское братство, двухкомплектная церковно-приходская школа, открытая в 1892 году епископом Тамбовским Иеронимом, библиотека в двести томов, а в ризнице хранилась опись церковного имущества и метрические книги с 1790 года. Там же находилась и местночтимая серебряная святыня – рака с частицами мощей святой великомученицы Варвары.

 

После революции

В марте 1917 года на Варваринской площади проходит митинг в поддержку революции. Через полгода митингующие будут приветствовать распоряжение губземуправы о взятии под охрану всех помещичьих земель. В январе 1918 года примут Декрет об отделении церкви от государства, тем самым лишив ее всех юридических прав и имущества.

- К началу 1922 года в Тамбове было завершено составление описей церковного имущества и заключены договоры с религиозными обществами о передаче в их пользование храмов и богослужебных предметов. Такой договор был заключен и с церковной двадцаткой Варваринской церкви. В том же году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих крестьян Тамбовщины произойдет изъятие имущества церкви. Будет арестован и осужден настоятель храма Василий Реморов. В марте-апреле 1918 года он получил на хранение от Асеева редкие иконы и иные ценности, которые не будут им указаны в списках имущества храма.

История с передачей на хранение «неких ценностей» от церковного старосты и купца впоследствии перерастет в легенду о сокровищах Асеева, которые якобы были запрятаны на территории Варваринской церкви и не найдены до сих пор. Были ли сокровища и что защищал Реморов ценой своей свободы, попытаемся разобраться в одном из следующих номеров.

Варваринскую церковь снесут в 1935 году, по всей видимости, попросту разберут по кирпичам. Останется церковно-приходская школа.

- Угроза разрушения нависла над храмом еще в 1929 году. Формально инициаторами закрытия Варваринской церкви стали ученики 1 класса школы №9. Затем рабочие юга города обратились к властям с просьбой о передаче здания церкви под клуб или школу, - продолжает Денис Силин. - Именно тогда в здании бывшей приходской школы будут размещены начальные классы школы №21 Тамбова. После того, как в 1953 году всех учеников переведут в основной корпус школы на Фридриха Энгельса, в здании разместится Тамбовская областная детская библиотека. В 1983 году последнее напоминание о Варваринской церкви – ветхое здание бывшей церковно-приходской школы - будет снесено. На Первомайской площади останется только старый куст сирени, росший при входе в приходскую школу, и близ него нетронутая земляная насыпь над могилой священника Якова Тархова, одного из последних священников Варваринской церкви.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Самое читаемое обсуждаемое
Вконтакте