Как работает единственная в Тамбовской области женщина-комбустиолог

10 августа, 14:57 Елена Насонова Прочитали 948 раз
Фото: из личного архива С. Ячевской
Как меняются взгляды на жизнь, когда каждый день приходится бороться за нее, – об этом и многом другом с корреспондентом ТК поговорила Светлана Ячевская.

Женщин-комбустиологов в России можно пересчитать по пальцам. Большая их часть работает либо в детских ожоговых отделениях, либо в реконструктивно-пластических. В стационарах обычных больниц таких специалистов - единицы. Светлана Ячевская – из их числа. Вот уже одиннадцать лет она трудится в ожоговом отделении городской клинической больницы имени Архиепископа Луки. В период пандемии Светлана Андреевна возглавила работу ковидного отделения. Как решилась прийти в комбустиологию, легко ли работать в мужском коллективе, как меняются взгляды на жизнь, когда каждый день приходится бороться за нее, – об этом и многом другом с корреспондентом ТК поговорила Светлана Ячевская.

От мечты до хирургии

 Мысль о медицине для нашей героини – родом из детства. Все когда-то начиналось с игр, в которых маленькая девочка любила оказывать близким людям помощь подручными средствами. Конечно, в то время она и не думала стать комбустиологом, но была уверена в том, что белый халат – ее судьба. А потом был Саратовский медуниверситет, факультет лечебного дела. И когда настало время определяться со специализацией, Светлана сделала выбор в пользу хирургии. Казалось бы, не совсем женское это дело. Но только не в случае с Ячевской:

- Я понимала, что терапия - не для меня. Там все происходит в «режиме ожидания», а мне нравится работать с экстренными травмами, когда за короткий промежуток ты видишь результат оказания медицинской помощи пациенту.

Правда, в комбустиологию Светлана пришла случайно. После окончания вуза все возможные варианты работы в поликлинике она сразу исключила. Зато с удовольствием согласилась вначале на должность дежуранта по оказанию экстренной помощи в ожоговом отделении городской клинической больницы имени Архиепископа Луки Тамбова, а затем хирурга в отделении гнойной хирургии. Чем больше Светлана Андреевна погружалась в профессию, тем больше убеждалась в правильности выбранного пути. Однако знаний, полученных в вузе, было явно недостаточно. Молодой специалист все чаще после ночных дежурств добровольно оставалась в отделении, чтобы посмотреть, как работают профессионалы, подробнее изучить диагностику и методику лечения. А учиться действительно было у кого. Наставниками Светланы Ячевской были опытные тамбовские комбустиологи Виктор Дедов и Николай Попов. Сегодня они - полноправные коллеги. И Светлану Андреевну абсолютно не смущает тот факт, что она – единственная женщина-комбустиолог среди докторов двух отделений.

 - К сожалению, в вузе на изучение ожогов и холодовой травмы отводится всего пара занятий. Когда я пришла сюда, знала лишь четыре степени ожога. Дальше все из практики: стадии развития ожоговой болезни, инфузионная терапия, флюидезирующие кровати и многое, многое другое. Кроме этого, прошла обучение по комбустиологии в институте хирургии имени Вишневского, - рассказывает врач.

Профессионал своего дела

Светлана Ячевская признается: сфера ее деятельности - непростая. Сложно не только физически, но и морально. Больные, попадая к ней в отделение, уходят с внешними изменениями тела, а порой с группой инвалидности. Ожоги и обморожения приводят к ампутации конечностей. Она делает все возможное для того, чтобы последствия травм были минимальными. В случае с ампутацией борьба идет чуть ли не за миллиметры человеческого тела. В ожоговом отделении исправляют последствия термической травмы, устраняют рубцовые контрактуры и проводят иссечение рубцов с пластикой местных тканей или одномоментной аутодермопластикой. Не все пациенты готовы принять себя такими, какими они становятся после произошедшей с ними трагедии.

- Да, это сложные моменты. Приходится выступать психологом и настраивать больных на длительное лечение, реабилитацию, кого-то вытаскивать из депрессивного состояния. Ведь стать инвалидом для нормального человека – это всегда шок, тем более когда речь идет о молодых людях. Тем не менее делаю акцент на главном: сохранена жизнь - это самое ценное, - говорит Светлана Ячевская.

По словам Светланы Андреевны отношение к процессу лечения у ее пациентов разное. Мужчины, как правило, до последнего считают, что ожоговая болезнь - это не болезнь. В первые дни лечения они обычно пренебрегают рекомендациями врача, считая, что если боль отступила, все скоро само собой заживет. Оказывается, что не все так просто. И когда ожоги не заживают, а дают осложнения в виде пневмонии, язв с возможным развитием внутренних кровотечений, причиняют боль, тут-то и приходится прислушиваться к авторитетному мнению специалиста.

Самоотверженностью по ковиду

Настоящей проверкой на стойкость и профессионализм стало для Ячевской пандемийное время. Именно она была назначена заведующей открывшимся в городской клинической больнице имени Архиепископа Луки ковидным отделением.

- На сегодняшний день это был самый тяжелый период в моей работе. Прежде всего в эмоциональном плане, - признается врач. - Пик заболеваемости выпал на осень прошлого года. В отделении было развернуто сто коек, хотя годом ранее мы начинали с тридцати. До конца 2021-го отделение было переполнено. Тяжело было не только физически. Порой мы уже с порога понимали, что помочь пациенту не сможем, что мы бессильны. Большинство тяжелых больных поступали к нам в таком состоянии из-за того, что не воспринимали всерьез степень опасности новой инфекции, пренебрегали средствами защиты, мерами профилактики, лечения и вакцинацией. Да и в целом, мне кажется, наше общество до сих пор находится в этом состоянии. Прозрение наступало лишь у тех, кто проходил через наше отделение и возвращался домой.

 Светлана Андреевна возглавила работу молодого коллектива, который был сформирован из специалистов совершенно разных отделений больницы. Она признается, что поначалу сильно переживала: «Справимся ли?» Справились, и еще как!

- Прежде всего, за счет самоотверженности людей. На полтора года медработники отделения забыли о своих семьях, детях. Первые месяцы я уходила домой в одиннадцать-двенадцать ночи, а к восьми уже была на рабочем месте. Главной трудностью стало то, что мы, как, впрочем, и большинство медиков страны, мало что знали о лечении ковида. Но мы следовали всем рекомендациям, проходили обучение.

 Поначалу страшно было применять новые препараты, поскольку мы до конца не знали, каким может быть эффект и последствия, но потом поняли, что когда стоит вопрос о жизни и смерти, выбора у нас нет. За полтора года работы мы стали одной большой семьей, настоящей командой, готовой поддержать друг друга в любой момент.

А еще ковидное время, по словам Светланы Андреевны, заставило лично ее по-иному посмотреть на свое пребывание в этом мире:

- Когда каждый день борешься за человеческую жизнь, начинаешь еще сильнее ценить время, которое тебе отведено на этой земле. Хочется больше бывать с близкими людьми, стремиться делать что-то хорошее для других, пусть даже совершенно незнакомых тебе, людей.

Так, в учреждении медиками была инициирована акция по перечислению однодневных заработков в пользу российских военных, участвующих в спецоперации на Украине. В планах – посетить социальные учреждения, такие, как детский дом и доминтернат для престарелых, провести субботник на брошенных могилах и многое другое.

Мама Света

 Ритм работы женщины-комбустиолога - более чем динамичный и напряженный. Это операции, дежурства, конференции, вызовы в города и районы области, на которые Светлана Ячевская спешит в составе бригады санавиации в любой день недели, любое время дня и ночи. Где брать силы на то, чтобы сохранить эмоциональный баланс и физический тонус?

 - Порой прихожу домой после дежурства и полноценного рабочего дня, меня встречает мой самый родной человечек – дочка Ульяна. Ее глаза, улыбка, объятия – и никакой усталости, все остается за порогом дома. Да, она знает, что я врач, помогаю людям. Но ей нужна мама, которая с ней поиграет, погуляет, которая ей почитает. И я не вправе обделить ее материнским вниманием. А работа будет завтра. И там я буду доктором, которого ждут его пациенты и который готов прийти им на помощь.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер