Что такое Всемирный день слушания, филд-рекординг и почему интересно ходить с диктофоном по городу

29 июля, 16:17 София Сиротенко Прочитали 281 раз

Запечатлеть окружающий мир помощью звуков. Сохранить личные переживания – ведь больше никто не услышит именно это сочетание звуков, случившееся здесь и сейчас, потому что восприятие каждого из нас уникально. Записывать звуки местности, чтобы использовать их в качестве фона для кино, а иногда и просто для того, чтобы переслушивать их в наушниках, потому что приятно. Все вышеперечисленное относится к такому явлению, как филд-рекординг. Полевые записи, по-русски говоря.

 НАЧАЛО: С ЧЕГО И ЗАЧЕМ

 Началось все в 1878 году с изобретения Томаса Альвы Эдисона. Фонограф – прибор, в корне изменивший наше восприятие окружающего мира. С этим изобретением звуки перестали быть чем-то неуловимым. Появилась возможность записывать и прослушивать их заново, хотя еще несколько десятилетий качество записи оставалось далеким от совершенства.

Поначалу записи использовались в научных целях, прежде всего в филологии и этнографии. Многие из первых записей не выдержали проверки временем, и сегодня при их проигрывании слышатся лишь шумы просроченного носителя. Но, к счастью, отдельные записи сохранились, а библиотеки позаботились об оцифровке отзвуков прошлого.

Библиотека Конгресса в Вашингтоне выложила в открытый доступ тридцать восемь записей девятнадцатого века. Это, главным образом, обряды и песни индейцев Северной Америки. Известные венгерские композиторы Золтан Кодай и Бела Барток тоже увлекались полевыми записями: они записывали венгерские, румынские и цыганские мелодии. Одной из ключевых фигур для филд-рекординга в этномузыкологии был Алан Ломакс, записавший несколько тысяч часов звучания во всех штатах США и многих других уголках мира. Именно благодаря Ломаксу мы можем послушать исполнение многих классиков американской музыки, к примеру, Ледбелли и Мадди Уотерса.

 Технологии звукозаписи постепенно совершенствовались, благодаря чему качество записей улучшалось. Их эстетическая привлекательность тоже росла, что использовали создатели зарождающейся практически параллельно электронной музыки. Некоторые из них модифицировали полученные записи таким образом, чтобы они соответствовали их творческим замыслам, другие включали записи в ткань своих сочинений в первозданном виде.

Рассказывая о современном польском филдрекординге, невозможно обойти вниманием Эугениуша Рудника, одного из пионеров польской электронной музыки, незаменимого инженера электронной студии польского радио. Он использовал радиопленки, которые находил в архивах или в мусорных корзинах с ненужными кусками, и по-своему обрабатывал материалы радиорепортеров: звуки, записанные для радиопередач или репортажей, искаженные речи знаменитостей или фрагменты высказываний обычных людей. Кроме того, Рудник сам записывал звуки, например, в родном селе Надколе на реке Ливец.

Чаще всего полевые записи упоминаются в контексте пленок, и речь идет не о магнитофонных кассетах, возвращение которых то и дело пророчат музыкальные журналисты. Речь о записях, сделанных тайно, чаще всего в офисах, ресторанах и прочих местах встреч важных людей. Журналист гданьского портала naszemiasto.pl Михал Левандовский в 2007 году писал, что филд-рекординг – одно из главных польских увлечений. По словам журналиста, записывать стали все: спецслужбы, политики, бизнесмены, даже студенты, желающие скомпрометировать своих преподавателей.

 Один из тогдашних министров собирался выкупить у своего отдела диктофон, на который сделали ключевые для изменения политической ситуации записи, и вставить его в рамку. Подобное применение полевых записей вполне соответствует изначальному предназначению фонографа, изобретения Томаса Альвы Эдисона, то есть созданию «семейных альбомов», состоящих из фрагментов бесед, важных воспоминаний, любимых выражений.

ЕСЛИ ЧТО-ТО ЛЮДЯМ НРАВИТСЯ – НУЖЕН ПРАЗДНИК

 18 июля по всему миру отмечают, пожалуй, главный праздник любителей полевых записей, World Listening Day – «Всемирный день слушания». Он также отмечается в России по инициативе семинара «ЗВУК В ПОЛЕ». Участникам предлагают поделиться координатами мест, звучание которых чем-то примечательно. Например, на определенном дереве в парке каждую ночь красиво поет птица, на берегу реки слышен необычный звук при перемещении больших камней течением, у часовой башни в вашем городе интересная мелодия, которая, возможно, звучит немного искаженно и с помехами. Так можно создать целый «альбом» звуков или даже некий туристический маршрут для аудиопрогулки. По желанию можно сделать запись услышанных звуков и поделиться ими с другими участниками, но цель Дня – не в записи, а именно в слушании.

Идея проводить Всемирный день слушания принадлежит группе World Listening Project, которая состоит из музыкантов, профессоров и исследователей со всего мира - от Мексики и США до Турции и Австралии. Они, в свою очередь, вдохновились деятельностью профессора Раймонда Мюррея Шейфера и организованной им образовательно-исследовательской группы. Первоначальной целью Шейфера было привлечение внимания к стремительно меняющемуся звуковому ландшафту его родного Ванкувера.

В МИРЕ ЖИВОТНЫХ

 Фиксация звуков природы – еще одна важная область филд-рекординга. Их можно считать произведениями искусства (для человека, выросшего в городе, это по-настоящему странные и совершенно неведомые, захватывающие звуки) или важной составляющей научной документации.

- Записывая природу, я стараюсь ухватить ее красоту, тонкую музыку, деликатный голос. Я стремлюсь понять ее тайну: тайну жизни – сокровище, которое мы делим со всеми созданиями, секрет мимолетности, грусти и надежды, которые приносят сменяющие друг друга времена года, - писала одна из самых интересных авторов записей природы в Польше Изабела Длужик.

ПОЛЕВЫЕ ЗАПИСИ НА СЛУЖБЕ РЕПОРТАЖА

 В 2015 году этнолог и музыкант Рафал Колацкий отправился в лагерь для беженцев в Кале, который в СМИ прозвали «джунгли». В записях Колацкого мы можем услышать все. Если начать перечислять все составляющие, получится что-то вроде китайской энциклопедии из рассказов Борхеса. Да и найдется ли на свете человек, который сможет правильно расшифровать звучащие здесь отголоски, языки и мелодии?

 Звуковой пейзаж – объективная форма репортажа, несмотря на то что она дает огромные возможности для манипуляции, и не только в процессе монтажа. Такой репортаж допускает множество различных интерпретаций. Это отличает его от документального фильма или литературы нон-фикшн, зачастую созданных для продвижения какой-либо идеи или навязывающих авторскую интерпретацию. Такой пейзаж необычайно эфемерен. Живя в городе, мы каждый день слышим что-то новое, однако многие звуки повторяются, определенные звуковые фрагменты мы можем расписать словно математические формулы. В лагерях беженцев это немыслимо.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 Микрофоны в смартфонах становятся все лучше и лучше. С помощью хорошего телефона мы можем добиться любительских полевых записей высокого качества, а цена профессионального оборудования будет падать. С каждым днем все больше людей в состоянии фиксировать окружающее их пространство. Что именно привлечет внимание новых художников, увлекшихся филд-рекордингом? Возможно, исчезающие звуки нашей планеты: звучание старых устройств, вымирающих языков и видов животных.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Самое читаемое обсуждаемое
Вконтакте