Юбилейный для космонавтики год «Тамбовский курьер» открывает публикацией к 95-летию Льва Демина

19 января, 08:28 Арина Орлова Прочитали 563 раза
Советский космонавт, Герой Советского Союза с отличием окончил Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище.

ОТ РЕДАКЦИИ

 2021 год – год шестидесятилетия первого полета человека в космос. Признанным эпицентром работы по изучению и пропаганде космической летописи отечественной космонавтики, вклада Тамбовщины в освоение космического пространства стал Музейно-выставочный центр Тамбовской области. Здесь создана богатейшая, уникальная и по форме, и по содержанию научно-техническая экспозиция «Тамбовские космические орбиты». Это стало возможным благодаря поддержке администрации региона, космического арсенала, Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, Роскосмоса, авиационного полка, многих космонавтов и друзей Музейно-выставочного центра. Юбилейный год космонавтики в нашей газете мы открываем публикацией, посвященной 95-летию Героя Советского Союза, Почетного гражданина города Тамбова, летчика-космонавта СССР Л.С. Демина.

Мы попросили руководителя Музейно-выставочного центра Тамбовской области, заслуженного работника культуры РФ, Почетного гражданина города Тамбова И.А. Николаева, близко знавшего прославленного космонавта и многие годы дружившего с ним, поделиться с нашими читателями своими воспоминаниями.

Да, шестьдесят лет назад впервые человек поднялся на космическую орбиту. Этого события ждали. К нему готовились. В мечтах люди уже давно посетили Луну и Марс, переселились на другие планеты, создали спутниковое ожерелье вокруг планеты Земля. Подлинным же воплощением этой многовековой мечты людей о полете человека в космос стал подвиг нашего современника и соотечественника Ю.А. Гагарина. По выражению американского астронавта Армстронга, «он всех нас позвал за собой в космос».

Среди тех, кто пошел на штурм космоса, был и Лев Степанович Демин. Он принадлежал к тому поколению людей военного лихолетья, на долю которого выпали тяжелые испытания, тревожные вести с фронтов, серые похоронки, голодное детство, опаленное пламенем Великой Отечественной войны. На плечи этого поколения легла обязанность во многих делах заменить взрослых.

Лев Степанович родился в Москве. Подростком работал на военном заводе, в зимнюю стужу дежурил на крышах домов, совершил несколько побегов на фронт, но всякий раз был возвращен по малолетству.

Стремясь освоить военное дело, поступил в спецшколу ВВС, где часто по делам службы бывал «настоящий человек» А.П. Маресьев. После войны легендарный летчик какое-то время работал в Министерстве просвещения, курируя авиационные спецшколы, и именно тогда он обратил внимание на двух мальчиков, которые в последующем прославят свою страну и отечественную космонавтику. Это были Лев Демин и Владимир Комаров.

 «Для меня, - говорил Лев Степанович, - Алексей Петрович Маресьев оказался не только легендарным героем, но и замечательным наставником и учителем. Он был общепризнанным и немеркнущим примером воли к жизни».

Именно он и пробудил особый интерес у юношей к авиации. Эта мечта о небе привела Демина в Борисоглебск в летное училище. При прохождении медицинской комиссии врач спросил: «У Вас в семье кто-либо носит очки?». «Да, мама носит очки», - последовал чистосердечный ответ. Его хватило, чтобы без осмотра и проверки остроты зрения, глазного дна последовало решение «не годен».

Затем будет призыв в армию и направление в школу младших авиамехаников. Желание стать офицером ВВС привело юношу в 1-е Московское ордена Ленина Краснознаменное авиационно-техническое училище связи, которое в 1947 году передислоцируется из Москвы в Тамбов, где будет переименовано в Тамбовское авиационное училище связи. Его он и окончит в январе 1949 года досрочно с отличием. Затем будет служба в частях ВВС, учеба в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. Талантливый и пытливый слушатель Академии привлек внимание ученых и был принят в военную адъюнктуру кафедры реактивного управления вооружения, где успешно подготовил научную диссертацию. Работал старшим научным сотрудником ЦНИИ ВВС, занимаясь разработкой самонаводящихся реактивных снарядов.

Как-то встретил своего друга по спецшколе ВВС Владимира Комарова. «Ты там?» – спросил Лев Степанович. «Да, там. Приходи. У тебя есть все основания быть там». В условиях абсолютной секретности в то время никто не называл место и вид деятельности по подготовке космонавтов. Об этом молодой ученый подумывал и сам, но совет друга принял не безразлично.

10 января 1963 года Приказом Главнокомандующего ВВС Л.С. Демин был зачислен на должность слушателя-космонавта. Это был второй набор в отряд космонавтов в составе пятнадцати человек. В их числе и будущие герои космоса В. Шаталов, А. Губарев, А. Филипченко и другие. Впервые в отряд космонавтов будут приняты военные инженеры из ВВС и ракетных войск. В этом наборе Демин был самым старшим по возрасту. На следующий день после зачисления ему исполнилось тридцать семь лет. Кстати, при прохождении медицинской комиссии вновь испытывал опасения, что может «не вписаться» в медицинские параметры из-за высокого роста – более 190 сантиметров. Но комиссию прошел, хотя «проблемы» с ростом для него дважды осложнялись.

Лев Степанович прошел полный курс общей космической подготовки к полетам на кораблях типа «Восход» и «Союз», был в составе дублирующих экипажей, в том числе в составе экипажа Г. Берегового и П. Поповича.

 26 августа 1974 года в 22 часа 58 минут 05 секунд ДМВ (директивного московского времени) со стартового комплекса площадки №1 космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-15» с экипажем в составе Г. Сарафанова – командира корабля - и бортинженера Л. Демина. Космонавты должны были работать на орбите месяц. Выведение корабля «Союз-15» прошло нормально. Примерно через сутки баллистики вывели его в непосредственную близость от станции. Была включена система автоматического сближения и стыковки «Игла», и тут произошло непредвиденное: автоматика «восприняла» оставшееся до станции расстояние в триста пятьдесят метров как двадцать километров и выдала импульс двигателям на разгон корабля. В результате корабль помчался к станции со скоростью двадцать метров в секунду при норме 0,3 метра в секунду. Катастрофа была неминуема.

При полете мимо станции «Игла» потеряла радиозахват, прекратила измерять параметры относительного движения. Неисправная «Игла» заставила корабль повторить сеансы сближения. Еще два раза корабль совершил смертельно опасный пролет мимо станции, пока Земля не дала разрешение на включение режима автоматического сближения. Но было поздно, так как топлива осталось только для возвращения на Землю.

Государственная комиссия установила, что система «Игла» требует очень серьезной доработки, на что потребуется много времени.

При возвращении на Землю бортинженер отработал методы и средства поиска и эвакуации экипажа корабля, совершившего посадку в сложных ночных условиях под ливневым дождем. На Земле экипаж ожидал новый «сюрприз» – огромная стая шакалов. Лев Степанович вспоминал: «Рука непроизвольно потянулась к пистолету».

Прекрасное знание конструкции корабля, высокий профессионализм, воля и твердость духа бортинженера Демина обеспечили предотвращение катастрофы и штатную посадку.

За мужество, проявленное в космическом полете, Л.С. Демин и командир экипажа Г. Сарафанов 2 сентября 1974 года были удостоены звания Героя Советского Союза.

 Наша первая встреча с героем космоса состоялась в сентябре 1974 года. Первые впечатления? Необыкновенно прост, очень обаятелен, приветлив, удивительно интересен как собеседник. Рассказ о полете, деталях и подробностях, далеко выходящих за официальные сводки жизни Звездного, о перспективах космических исследований – все это буквально захватывало.

В этот же день мы договорились о визите Льва Степановича в Тамбов. Здесь он не был двадцать пять лет.

Спустя какое-то время Тамбов встречал почетного гостя. Ни до, ни после Тамбов так не встречал никого. Впервые на Привокзальной площади был выставлен Почетный караул, состоялся ритуал торжественного построения училища с выносом боевого знамени, а в клубе училища – необыкновенно теплый вечер с участием его бывших командиров, преподавателей и сокурсников. Выступая, Лев Степанович сказал главное: «С благодарностью вспоминаю наше училище, сыгравшее большую роль в моей жизни. Здесь я получил разносторонние знания и физическую закалку, путевку в авиацию. Особо горжусь тем, что моя дорога в космос начиналась в Тамбове. С этим прекрасным городом связаны самые лучшие воспоминания моей жизни».

 Потом было знакомство с городом его курсантской молодости, поездки по области. Началось с Рассказово, где гостя принимал коллектив Арженского птицекомбината, приготовивший прекрасный прием, в том числе праздничные угощения. Правда, не было тостов и поднятых бокалов - категорический запрет. Но обстановка неожиданно изменилась. Лев Степанович перехватил жест руки секретаря обкома партии О.К. Сазоновой, которая кому-то показывала, что делать этого не надо. Она сидела против Льва Степановича, и он понял, что за ним кто-то стоит. Повернул голову и увидел, что за его спиной высокая красивая женщина со звездой Героя Труда держит в руках несколько бутылок со спиртным. Возникла пауза. Лев Степанович сказал, что если угощает женщина, да еще Герой, то отказываться просто бестактно. Он тут же произнес тост, вызвав безмолвный шок у высокого партийного руководства. А тост оказался очень убедительным: «За Центральный комитет партии, который проявляет заботу о народе и его физическом и духовном здоровье. И не высказать слова признательности ему за это просто нельзя!». Из семи сидевших за столом человек тост приняли шестеро.

Лев Степанович Тамбов любил и бывал здесь многократно, встречался несколько раз с коллективами гимназии №12, завода «Революционный труд», Государственного педагогического института, колхоза имени Ленина, производственного объединения «Пигмент», одна из бригад которого избрала его почетным членом. Конечно, особенно теплые отношения у него были с коллективом училища.

Мне посчастливилось часто бывать в Центре подготовки космонавтов и видеть, с каким уважением люди относятся к Льву Степановичу. Его любили, ценили, с ним считались. Нередко можно было слышать: «Лев сказал». Это звучало как высокое экспертное заключение в оценке какого-то особо важного явления или события. Его авторитет был основан на многих слагаемых – высокой эрудиции, интеллекте и профессионализме, жизненном опыте. Кстати, он был первым космонавтом, отправившимся в космос, будучи дедушкой.

В течение многих лет он работал с отрядом молодых космонавтов, широко используя опыт Ю.А. Гагарина, который в свое время готовил его и его товарищей к космическим полетам. Лев Степанович занимал ряд руководящих постов в управлении ЦПК. В Министерстве геологии СССР вел активную научную работу по геологическому дистанционному зондированию Земли. Его серьезно привлекали проблемы космической геологии, космического природоведения. Еще в полете он обратил внимание на то, что взгляд с орбиты позволяет обозревать одновременно обширнейшие территории и выявлять, как говорят ученые, крупные черты лика нашей Земли, ее строение, ее подземные кладовые. «И здесь, - как утверждал Демин, - у науки и практики много конкретных интересов». Их изучению он посвятил многие годы своей жизни.

 Мы сказали о Демине как о космонавте, об ученом. Хотелось бы особый акцент сделать на его личных качествах и прежде всего сказать о его благородстве, доброте и щедрости души. Я знаю многих людей, которым он сумел в жизни помочь, в чем-то облегчить участь, содействовать в решении жизненно важных проблем, особенно если это касалось здоровья. Мне много раз посчастливилось его наблюдать в разных ситуациях и сделать вывод, что он был по-гагарински увлеченным человеком. Любил книгу, много читал, любил рыбалку, спорт. Особое место в его жизни занимали филателия и филокартия. В течение многих лет он возглавлял Всесоюзное общество филателистов.

Ему всегда было присуще чувство новизны, желания и готовности испытать что-то новое, доселе неведанное. Отдыхая на Кубе в профилактории, выделенном Фиделем Кастро для наших космонавтов, увлекся нырянием в море на большую глубину. Вместе с чемпионом острова по нырянию за кораллами, двадцатипятилетним кубинцем, закрепленным за ним в качестве гида, установил несколько своих рекордов по нырянию в морскую пучину. Кончился марафон по погружению тем, что в очередном глубоководном погружении перед глазами неожиданно потемнело. Стекло маски покрылось кровью – лопнула ушная перепонка. О тренировках на центрифуге пришлось забыть.

Лев Степанович отличался удивительной притягательной силой. У него было очень много друзей, в том числе в Тамбове. Прежде всего это В.П. Коробцев, В.Н. Карев, А.М. Сафонов. А сколько еще интересных людей, с которыми у Льва Степановича сложились дружеские отношения?! Вот пример многолетней, искренней и по-мужски крепкой дружбы с Я.И. Фарбером, о которой он интересно рассказывает в книге «Мои авторитеты». Книга о многом. Ну и, конечно же, о том, как Лев Степанович стал крестным отцом внука своего друга Я.И. Фарбера.

Возьму на себя смелость поведать об этом от себя, поскольку был свидетелем и участником этого. Во время обеда у Деминых Яков Иосифович стал все чаще поглядывать на часы, что не могло остаться незамеченным хозяйкой дома. На ее вопрос, чем вызвано поглядывание на часы, объяснил, что спешит в Москву, чтобы успеть купить в Детском мире приданое для малыша. Тут же Лев Степанович позвонил в универмаг Звездного городка, где, как потом мы узнали, есть прекрасный отдел детской одежды.

Яков Иосифович, не зная, кто появится на свет – мальчик или девочка, стал брать и розовое, и голубое белье. Ему пояснили, что в этой ситуации по какимто русским обычаям сделать это должен нейтральный человек, но не родственник. Покупку взялся сделать Лев Степанович, и через пятнадцать-двадцать минут он вышел с большой упаковкой, заявив, что он взял все для мальчика. И оказался провидцем. Мальчик родился в День космонавтики, 12 апреля. Спустя два месяца у нас появился повод встретиться, чтобы отпраздновать день рождения прекрасного мальчугана.

В числе тех, с кем Лев Степанович встречался как филателист, были тамбовские коллекционеры. Со многими дружил, встречался с ними дома и на выставках, в ЦПК и на ВДНХ. Знаю, что один из самых известных коллекционеров по космической тематике Ю.И. Галичкин побывал не только на этих встречах, но был и гостем мамы космонавта, которая всемерно содействовала Юрию Ивановичу как коллекционеру. К счастью, и сегодня этот умный, по-настоящему интересный человек щедро делится своими коллекциями, часто экспонируя их в нашем зале космической славы.

Говоря о друзьях Льва Степановича, полагаю, что в числе первых следовало бы назвать вокальный ансамбль «Русский романс». Он всегда присутствовал, когда этот известный в Звездном городке творческий коллектив встречал космонавтов и провожал экипажи на космические орбиты. Он был с ними в Центре управления полетами, присутствовал на их концертах в колонном зале Дома Союзов в Москве и многократно в Тамбове.

С особой силой нравственные высоты личности Льва Степановича проявились в создании самого прекрасного шедевра природы – семьи. Я много раз бывал в его квартире и могу утверждать: под крышей этого дома жили по-настоящему любящие и счастливые люди. В этой семье было двое детей – сын и дочь, внуки. Там всегда были рады гостям. Убежден, что это могут подтвердить многие тамбовчане. Он часто встречался с людьми нашего областного центра, и каждая из этих встреч, говоря словами Гете, «порождала дух размышлений».

В последний раз Лев Степанович побывал в нашем городе в мае 1997 года. Он принял участие в праздновании моего юбилея. Прощаясь, сказал: «Прилетел, чтобы поздравить, повидаться и проститься». В глазах было много грусти. В тот же день улетел. Неспокойно было у него на душе после смерти жены и зятя. На руках осталась 93-летняя мама. Здоровье стало давать очень большие сбои. Немногим более чем через год его не стало.

Он завещал нам любить и созидать город. Радостно сознавать, что его заветы, приумноженные людьми, осуществляются – город развивается и хорошеет.

 Он любил город, и город отвечал ему взаимностью. Льву Степановичу Демину присвоено высокое звание – Почетный гражданин города Тамбова. Его имя выбито золотом на мраморной стеле в областном центре. На здании военного училища в его честь установлена мемориальная доска. Его имя присвоено одному из самых элитных учебных заведений области – кадетскому корпусу. Я вспоминаю, с какой благодарностью отряд космонавтов воспринял это решение. Я знаю, как высоко и с какой любовью кадетский корпус несет это высокое имя. Слова глубокой признательности руководителю этого учебного заведения Н.Е. Хворову за светлую и высокую память, которую хранит кадетский корпус, воспитывая патриотов, защитников Отечества.

 Ореолом славы и особого почитания окружено имя Героя Советского Союза летчика-космонавта Демина в Музейно-выставочном центре Тамбовской области. В центре огромного зала истории космонавтики – бюст Льва Степановича, выполненный талантливым скульптором К.Я. Малофеевым. Их встреча и знакомство в Звездном городке переросли в большую дружбу, длившуюся многие годы. Этот скульптурный портрет космонавта был выставлен на Всесоюзной выставке в Москве на Манежной площади. Вспоминаю рассказ летчика-космонавта А.А. Леонова: «Как художник, - говорил он, - я старался не пропускать выставок по космической тематике. И увидев в Манеже замечательный скульптурный портрет Демина, ахнул: вот это работа. Вернулся в Звездный и говорю ребятам: «Там Тамбов такого Льва выставил!». И всем отрядом поехали на Манежную площадь». Потом этот бюст экспонировался в выставочном зале Академии художеств, был отмечен медалью этой Академии и только через несколько месяцев вернулся в Тамбов и был выставлен в мэрии. Я очень просил В.Н. Коваля передать его нам – Музейно-выставочному комплексу военного училища. И он уступил.

О космонавте Демине в музейной экспозиции рассказывают многие реликвии – скафандр, китель полковника со всеми регалиями, космическое оборудование, снаряжение, фотографии, его автографы.

Хочется верить, что придет время, когда одна из улиц областного центра будет носить имя легендарного космонавта и в центре города будет установлен его бюст, выполненный с натуры заслуженным художником РФ, скульптором Малофеевым.

Память об этом выдающемся человеке жива и будет вечно жить. Жители Тамбовщины приняли его в свои души, и этим все сказано.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер