Телемост здоровья

9 октября, 11:27 Елена Насонова Прочитали 64 раза
Почти тысяча пациентов тамбовских больниц получили качественную диагностику и возможность скорретировать лечение при помощи телемедицины.

Экстренный «телеконсилиум»

Страшное дорожно-транспортное происшествие, случившееся в августе этого года на трассе «Тамбов - Воронеж» в Мордовском районе, до сих пор на слуху у многих жителей области. Автокатастрофа, в которой лоб в лоб столкнулись два микроавтобуса,  унесла жизни пяти человек. Были и тяжело пострадавшие. О факте ДТП и его последствиях новости разлетелись очень быстро, а вот о том, какие усилия, а вместе с ними технологии, приложили и применили тамбовские врачи, чтобы вернуть к жизни попавших в аварию людей, многие не знают до сих пор. 

По словам заместителя главного врача по медицинской части городской больницы имени Архиепископа Луки Дмитрия Семикина, 10 августа, сразу после ДТП, в их больницу доставили шестерых пострадавших.  Одна пациентка находилась в крайне тяжелом состоянии.

- С нашей стороны были проведены все неотложные диагностические, лечебные, противошоковые мероприятия.Женщину прооперировали. Но необходимо было дальнейшее лечение, - рассказывает Дмитрий Семикин.

Врач принял решение, что в ближайшем постоперационном периоде будет проведена экстренная телемедицинская консультация со специалистами федеральных клиник в режиме видеоконференцсвязи. Дмитрий Семикин лично общался относительно состояния пациентки и ее дальнейшего лечения с главным внештатным анестезиологом-реаниматологом Минздрава России Игорем Молчаловым. Тамбовский специалист ввел в курс дела столичного коллегу, рассказав о степени тяжести полученных пострадавшей в ДТП сочетанных травм. Они были действительно тяжелыми и сложными. Женщина получила черепно-мозговую травму,  пострадал лицевой скелет, брюшная полость, бедро.

- Вместе с Игорем Молчаловым мы  выработали тактику лечения, договорились, что через день-два я снова свяжусь с ним и сообщу динамику, что и было сделано. Мы откорректировали дальнейшие действия, и спустя месяц после аварии, пациентка была выписана на амбулаторное лечение.

Этот пример, когда такой телевизионный консилиум врачей спасает жизни пациентов, в больнице имени Архиепископа Луки не единичный. По словам того же Дмитрия Семикина, среди их тяжелых пациентов был молодой человек с серьезным кардиологическим заболеванием. До того, как попасть в тамбовскую больницу, он наблюдался в Москве, но по каким-то причинам выпал из поля зрения столичных клиник.

- К нам он попал в довольно тяжелом состоянии. Мы по средствам телемедицинской консультации вышли на специалиста федеральной клиники кардиологического профиля. По ее итогам мужчина был приглашен в столичную клинику. Тамбовские врачи его экстренно транспортировали, а на долечивание он вновь вернулся к нам, - рассказал Дмитрий Семикин.

Наводя телемосты

Телемедицинские технологии – это уже не «медицина будущего», это реалии дня сегодняшнего. Если продолжать разговор о больнице имени Архиепископа Луки, то здесь телемедицина заработала в конце прошлого года, когда учреждение получило доступ к Федеральной телемедицинской информационной системе Минздрава России. Это стало возможным благодаря реализации федерального проекта «Развитие сети НМИЦ и внедрение инновационных медицинских технологий» национального проекта «Здравоохранение».

Так как же работает этот самый «телеконсилиум», что он дает врачам, а главное - пациентам? Начнем с того, что необходимость в телеконсультации определяет лечащий врач. Пациент должен дать на то свое согласие. Только после этого готовится подробная выписка из истории болезни, включая информацию о развитии заболевания, объективный статус и данные дополнительных методов исследования, в том числе различные изображения, результаты МРТ, КТ и другие. Весь пакет документов направляется в электронном формате в ту самую информационную систему Минздрава, откуда затем поступает в определенную медицинскую организацию. Определяется консультант, который впоследствии и будет общаться с лечащим врачом пациента, документы на которого отправлялись в федеральный центр. И на всю эту процедуру, от момента подачи заявки до выхода на связь, в экстренных случаях уходит в пределах тридцати минут. Возможно, кому-то это покажется долгим промежутком времени, но здесь стоит учитывать тот факт, что в телемостах участвуют не специально обученные консультанты, а такие же врачи-практики, которые ведут амбулаторный прием, оперируют и т.д.

В режиме телемоста врачи консультируются по вопросам постановки диагноза, определения тактики дифференциальной диагностики, уточнения и при необходимости коррекции схемы лечения, целесообразности проведения операции.

- На данный момент у нас прошло сто двенадцать дистанционных консилиумов с ведущими специалистами различных научных медицинских исследовательских центров, в том числе в семи случаях применялись технологии видеоконференцсвязи. Каждая пятая консультация проведена по неотложным показаниям, - говорит главный врач городской клинической больницы имени Архиепископа Луки Марина Македонская. – Кроме дистанционных консультаций по модели «врач-врач», телемедицинские технологии дают возможность сотрудникам принимать участие в обучающих и научно-практических мероприятиях, которые проводят научные медицинские исследовательские центры. Все это помогает нашим сотрудникам повышать уровень профессиональных знаний, более взвешенно и обоснованно подходить к принятию решений при планировании и оказании медицинской помощи, задействовать все ресурсы для того, чтобы конкретный пациент получил высококвалифицированное лечение.

Телемедицина действительно становится сегодня эффективным инструментом взаимодействия врачей в интересах пациента. Она позволяет оперативно получить консультацию, совет или «второе мнение» ведущих специалистов крупнейших профильных центров страны. Да, у нас тоже работают умные, грамотные специалисты, но сами же доктора говорят о том, что в их профессии очень важно коллективное мнение.

- Для нас поделиться с коллегами опытом, знаниями и выслушать мнение другого – это норма. Учиться друг у друга надо всегда, - говорит Дмитрий Семикин.

Удобно, доступно, качественно

Безусловно, телемедицина никогда не заменит живой прием врача. Его, собственно,  никто отменять и не планирует. Речь идет лишь о дополнительных возможностях, позволяющих повысить качество оказываемой медицинской помощи без присутствия пациента. Некоторые больные, те, у которых плановая телемедицинская консультация с федеральными специалистами, уверены, что в диалоге их лечащего врача и того, кто будет консультировать по ту сторону экрана, должны находиться и они. Это не так. Телемедицина –тот случай, когда присутствие пациента не обязательно. Эксперт федерального центра, имея на руках все данные о пациенте, общается со своим коллегой на профессиональном языке. Если данных оказывается недостаточно, к примеру, для уточнения и постановки диагноза, то тогда больной может быть приглашен лично.

- Это очень удобно для пациента, которому не нужно ехать в другой город, нести дополнительные финансовые расходы и эмоциональные переживания. Не стоит забывать и про медицинские учреждения, врачи которых достаточно быстро получают результаты консультации, - отметила заместитель начальника управления здравоохранения Тамбовской области Татьяна Вяльцева.

Кстати, выходить на связь с федеральными медицинскими центрами могут доктора не только больницы имени Архиепископа Луки. Такую возможность в рамках нацпроекта «Здравоохранение» получили все клинические учреждения здравоохранения Тамбовской области. За нашим регионом закреплено шестнадцать ведущих медицинских организаций страны по двадцати пяти направлениям.

- Мы и ранее работали со многими федеральными медцентрами,  и не секрет, что ежегодно для получения высокотехнологичной медицинской помощи, мы направляли туда порядка двадцати тысяч пациентов – жителей Тамбовской области. Сейчас у нас появилась возможность получать консультации дистанционно, о преимуществах которых мы уже говорили. Но внедрить систему обмена телемедицинскими данными в полной мере нам удалось только благодаря нацпроекту «Здравоохранение», поскольку на эти цели требуются серьезные финансовые вложения, - отметила Татьяна Вяльцева.

Проект по телемедицине действительно является затратным. Только на этот год для его реализации предусмотрено двести четырнадцать миллионов рублей, которые в основном будут направлены на приобретение оборудования. Львиная доля этих средств – федеральные деньги.В целом же весь национальный проект «Здравоохранение» в нашем регионе «стоит» почти пятнадцать с половиной миллиардов рублей. Два миллиарда – средства текущего года. Благодаря нацпроекту, в том числе и его подпрограмме, связанной с телемедициной, его реализаторы надеются, что через пять лет региональная система здравоохранения выйдет на качественно новый уровень. Снизится смертность от болезней сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований, повысится продолжительность жизни, а современные и высокоэффективные методы лечения и диагностики станут более доступными для жителей Тамбовщины.

Прямая речь:

Александр Никитин, глава администрации Тамбовской области:

- Система здравоохранения будет развиваться своим чередом. Будет поступать финансирование, будем строить больницы, ФАПы, создавать инфраструктуру. Может быть, не в тех объемах, которые необходимы, но в максимально возможных. Однако все это не будет иметь большого значения, если не изменить отношение к людям. Мы все должны понимать это, а не быть исполнителями функций. Важно не просто выполнить показатели национального проекта, но сделать так, чтобы жители были удовлетворены медициной региона.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное