В исправительной колонии №1 в Тамбове установили освященные купола на храм

21 октября, 09:08 Юлия Буковская Прочитали 686 раз
Фото: Юлия Бардакова
Чин освящения совершил митрополит Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

Оказавшись в местах, от которых у нас не принято зарекаться, люди лишаются многого: и самой свободы, и семьи, и друзей. Но вместе с тем у них появляется время для размышлений. В колонии многие осужденные приходят к вере, даже если «на воле» ни разу не были в храме.

На прошлой неделе в Тамбове в исправительной колонии №1 строгого режима освятили и установили купола на строящийся храм. Как это было, расскажет наш корреспондент.

ВОЛЕЮ СУДЕБ

 Лет шесть назад, еще «на воле», Руслан пришел в храм. Говорит, «определенные обстоятельства» привели. Какие, рассказывать не хочет: слишком личное. Начал помогать при алтаре.

А потом волею судеб попал в тюрьму, – Руслан переминается с ноги на ногу и постоянно бросает взгляд на чешуйчатое золото нового купола.

В свете октябрьского солнца он похож на повернувшуюся пузатым боком золотую рыбку. Кажется, сейчас Руслан загадал бы самое заветное желание. Но исполнить его не может никто:

– После отбывания срока я не могу быть рукоположен в священный сан. Но, надеюсь, в алтарники меня возьмут. Я ведь на воле помогал при алтаре.

 За что «сидят», в колонии не спрашивают. Сотрудники, естественно, и так знают, а среди сокамерников, даже если не расскажешь сразу, все равно «всплывет». В «единичке» в основном отбывают наказание осужденные, впервые приговоренные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Так что маленьких сроков здесь нет, а значит, есть время.

Многие в условиях колонии приходят к вере. Во-первых, мы ограничены пространством, у нас замкнутый коллектив. А в вере люди находят отдушину и обретают свободу, – размышляет Руслан.

При этом он уверен: что «на зоне», что «на воле» в храм люди приходят, как в поликлинику. Пока все хорошо – мало кто ходит в храм регулярно. А вот когда возникают проблемы и надеяться больше не на кого, начинают уповать на Бога:

– Мне кажется, только малая часть ищет путь к Богу, чтобы познать таинство бытия. А многие – по принципу «ты мне – я тебе». Мол, я буду пост блюсти, а Господь пусть мне в чем-то поможет. Поэтому, наверное, и отпадают потом от церкви, не получая желаемого. А если получает, то считает, что так и должно быть.

 ХРАМУ БЫТЬ!

 О том, как и кто находит «в местах, не столь отдаленных» дорогу к Богу, Руслан знает прекрасно. Он староста домового храма. По благословлению священника читает определенные чины.

Домовый храм в «единичке» открыли еще в 2003 году. Он освящен в честь Девпетуровской иконы Божией Матери. По преданию, это была келейная икона святителя Питирима, Тамбовского чудотворца. Подлинник хранится в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Тамбова. В доковидные времена храм вмещал тридцать, в лучшем случае сорок прихожан. Сейчас из-за сложной эпидемиологической обстановки количество прихожан и вовсе сократили. Службы проходят два раза в месяц, когда приезжает священник. Он же совершает Таинства крещения и даже венчания, когда к осужденным приезжают законные жены. По причине осложнившейся ситуации с коронавирусом священнослужитель приезжает в храм в колонии еще реже. Но прийти сюда можно практически всегда. Певчих здесь нет, зато есть воскресная школа.

Говорят, в окопах нет атеистов. В исправительных колониях их тоже мало. Руслан подчеркивает, что с каждым днем домовой церкви вмещать всех, кто ищет путь к Богу, все труднее. Поэтому руководство колонии и Тамбовская митрополия решили, что колонии нужен настоящий храм. Первый камень в его основание был заложен еще в 2006 году. В 2018 году освятили землю и начали возводить фундамент. Трудоустроенные осужденные принимают участие в строительстве храма. Сейчас уже построены стены и купольная часть. Шестнадцатиметровое здание увенчает звонница из трех колоколов.

В данной исправительной колонии содержится подавляющее большинство осужденных, причисляющих себя к православным христианам. В период проведения религиозных праздников площадь действующего на территории учреждения домового храма не позволяет разместить всех желающих. Поэтому с целью обеспечения права граждан на свободу вероисповедания было принято решение о строительстве отдельно стоящего храма, – рассказывает начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, полковник внутренней службы Михаил Курбан. – Этот храм возводится на средства Русской Православной Церкви. Приобщение осужденных к вере, ее духовной культуре способствует процессу их исправления, выбору правильного жизненного пути, помогает в восстановлении утраченных социальных связей, подготавливает к жизни на свободе. Духовно-нравственное воспитание является важной составляющей многогранной работы, которую сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы проводят с осужденными.

И вот на минувшей неделе глава Тамбовской митрополии совершил молебен с освящением креста и купола для строящегося храма. Он будет освящен в честь святителя Питирима Тамбовского. Вместить церковь сможет до ста верующих.

Его Высокопреосвященству сослужили заведующий отделом по тюремному служению священник Сергий Кузнецов, клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Андрей Махоренко и диакон Константин Полозов.

– Сегодня мы освятили кресты для храма, который возведен в этом исправительном учреждении. Это событие, которое будет вписано в историю. И оно нас радует. Ибо строительство храма, его благолепие в таких заведениях свидетельствует: руководство заботится о том, чтобы оказавшиеся здесь люди имели возможность обратиться к Богу и подумать о своей душе, – сказал митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. – Часто наше время заполнено суетой, некогда подумать о Боге и о смысле жизни, наполнить свое сердце любовью. Конечно, очень печально, что люди попадают сюда, порой из-за каких-то ошибок. Но отрадно, что для них создают условия, дающие возможность подумать о своих пороках и своих грехах. 

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер