Тамбовский педколледж: где и как в учат учить других

5 октября, 08:57 Юлия Буковская Прочитали 817 раз
Дню учителя посвящается.

Те, кто научили держать тетрадь «уголком в грудь». Кто объяснили, чем хохлома отличается от гжели. Кто вместе с тобой страдали над стометровками на школьном стадионе. Наши любимые школьные учителя. Но кто всему этому научил их? Сегодня журналист ТК расскажет о Тамбовском педагогическом колледже, где больше пятидесяти пяти лет учат тех, кто потом учит других.

РАДИ БУДУЩЕГО

К сентябрю 1964 года здание педагогического училища в Тамбове не было готово для сдачи в эксплуатацию. Поэтому было принято решение, что занятия будут проходить в здании педучилища №1 на углу Советской и Интернациональной. Сегодня здесь располагается, в том числе, областное управление образования и науки. С декабря 1964 года педучилище переехало в новое здание в Пригородном лесу. В августе 1966 года учебное заведение перевели в здание бывшего суворовского училища на Ленинградской. В 1968 году педагогическое училище вновь «переехало». Теперь – на Карла Маркса, 259, где и находится сегодня.

В момент открытия в педучилище было два отделения: дошкольное и школьное, где обучалось немногим более трехсот пятидесяти студентов. В 1965 году там открылось отделение физической культуры, а в 1966 году – художественно-графическое.

Сегодня Тамбовский педагогический колледж – это больше одиннадцати тысяч выпускников и полутора тысяч студентов. Здесь по-прежнему готовят воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, педагогов по физической культуре. Появились и специальности, которые не были системообразующими: защита в чрезвычайных ситуациях, социальная работа, графический дизайнер, адаптивная физическая культура.

– Для нас важно, чтобы выпускники работали по профессии и могли занять свою нишу в современном мире, – говорит директор колледжа Ольга Шаталова, в прошлом и сама выпускница этого учебного заведения. – Поэтому мы стараемся, чтобы во время обучения у нас студенты получали дополнительные знания, которые им пригодятся в будущем.

 Благодаря этому студенты педколледжа параллельно с основным образованием могут получить дополнительное. Так, например, будущие учителя начальных классов обучаются еще и по специальности воспитателя.

– Будущий учитель начальных классов изучает психологию, физиологию и методику дошкольного образования. И поэтому может работать в группах предшкольной подготовки. А есть у нас девочки, которые учатся по специальности «Социальная работа», но могут работать социальными педагогами, – рассказывает Ольга Шаталова.

А еще учителя начальных классов изучают дополнительно методику преподавания того же иностранного языка, изобразительного искусства, музыки и могут вести эти предметы, например, в сельских школах, где имеется дефицит кадров.

Юноши и девушки, получающие образование по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях», могут быть и педагогами: преподавать основы безопасности жизнедеятельности. А те, кто обучался на «Физической культуре», не обязательно должны идти в школу, чтобы работать по специальности. Полученное дополнительное профессиональное образование позволяет им быть тренерами или фитнес-тренерами. Чем не педагогика? Выпускники специальностей «Дизайн» и «Живопись» могут работать учителями изобразительного искусства в общеобразовательных школах, школах искусств или педагогами дополнительного образования.

ПЛЕМЯ МЛАДОЕ

Если кто-то до сих пор думает, что все выпускники школ хотят быть топ-менеджерами или блогерами-миллионниками, спешим разочаровать. Среди представителей «поколения Z» много тех, кто хочет не гнаться за деньгами и славой, а нести разумное, доброе, вечное. Доказательство - конкурс на бюджетные места в педколледж по несколько человек на место.

 У четверокурсницы Лиды Кудрявцевой средний балл аттестата – 4,26. Когда она окончила школу, в колледже уже учился ее старший брат. Перед девушкой стоял выбор специальности: «Физическая культура» или «Адаптивная физическая культура». И Лида пошла туда, где проходной балл выше, – на АФК. – Блогеры, тиктокеры и прочее – это не профессия, – убеждена девушка. – У меня растут младшие брат и сестра. Сейчас, к четвертому курсу, я твердо осознала, что буду воспитывать будущее поколение. Если даже я не буду работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я пойду в общеобразовательную школу. Могу работать с ребятами любого возраста. Я буду их воспитывать! Прививать любовь к здоровому образу жизни, к спорту.

 Руководитель физического воспитания колледжа Ольга Ечевская говорит, что у Лиды – твердая жизненная позиция: девушка уверена, что будет только учителем. И сама Лида уверяет: даже в тренеры она не пойдет, не говоря уж о том, чтобы забросить диплом на верхнюю полку и забыть о нем. Будущий учитель физкультуры с раннего детства серьезно увлекается легкой атлетикой. Кстати, младшая сестра тоже занимается этим видом спорта и поступила в этот же колледж. Но девушка говорит, что спортом она занимается не для «эстетики» и не для удовлетворения собственных амбиций:

 – Я просто считаю правильным вести здоровый образ жизни и хочу, чтобы с меня брали пример!

– И что же: никаких вечеринок с коктейлями и кальяном?

– Да Вы что?! – всплескивает руками Ольга Ечевская. – Это не для нее!

– У нас на четвертом курсе никого таких нет, – убеждает Лида.

Помимо того, что она будущий педагог, красавица, спортсменка и немножко идеалистка, Лида участвует в волонтерском движении.

– Мы всегда только рады, когда наших студентов зовут помочь, например, на каких-то мероприятиях. Эта работа «в поле» – самое драгоценное. Когда к нам обращаются школы, мы отправляем туда лучших, – говорит Ольга Ечевская.

 Сама Ольга Ечевская, как и многие препода ватели колледжа, в свое время окончила это же учебное заведение, тогда, правда, еще называвшееся педагогическим училищем. По распределению она попала работать в сельскую школу и осталась там почти на двадцать лет. На вопрос, с кем сложнее – со школьниками или студентами, – педагог только пожимает плечами:

 – Везде свои сложности. Скажу только, что школы я не боюсь. И своих студентов к этому готовлю. Поймите: учитель – это дирижер на уроке. Как направишь, так все и пойдет.

На одной из встреч выпускников колледжа Наталия Алексеевна Долгова, которая была тогда директором, пригласила Ольгу Валентиновну на работу. Первый год она вела легкую атлетику, методику преподавания физической культуры:

– Специальность «Физическая культура» у нас была изначально. К сожалению, деток с особенностями развития с каждым годом становится больше. И двадцать лет назад появилась специальность «Адаптивная физическая культура».

Выпускники-физкультурники и «адаптивники» работают в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения, в Школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Красненькой, в общеобразовательных школах областного центра и в самых отдаленных селах. Выпускники специальности «Адаптивная физическая культура» могут работать как в адаптивных спортивных учреждениях, так и преподавать в спецмедгруппах в образовательных школах. И даже четыре педагога колледжа по направлению физвоспитания получали образование здесь же. 

О ВЕЧНОЙ ПРОФЕССИИ

– Я однажды ко Дню учителя статью в газету написала. Знаете, как назвала? «О вечной профессии замолвите слово», – рассказывает Светлана Шишова, выпускница колледжа 1978 года.

После окончания педучилища с отличием по специальности «Дошкольное воспитание» она поступила в Орловский педагогический институт и три года работала в Брянской области. И вот уже тридцать пять лет Светлана Владимировна преподает в педколледже:

– Дошкольное отделение у нас было всегда, очное и заочное, на базе 9 и 11 классов, – рассказывает директор колледжа.

Выпускники по этой специальности могут работать как в обычных детских садах, так и с детьми с особыми образовательными потребностями в специализированных дошкольных учреждениях или группах компенсирующего типа.

Наравне со специальностью «Дошкольное образование» востребованной остается профессия учителя начальных классов. Ольга Шаталова рассказывает, что за много лет подходы к обучению будущих педагогов, конечно, неоднократно менялись. До начала двухтысячных у учителей начальных классов была дополнительная подготовка в какой-то области, например, русского языка или музыки. Обыватели называют это «с правом преподавания».

 – Сегодня у будущих учителей есть вариативная часть. Она формируется в зависимости от потребностей образовательных учреждений региона. С 2010 года мы начали набирать студентов, которые учатся в филиале, который расположен в Тулиновке. Учителя начальных классов получают углубленную подготовку в области основ православной культуры и дополнительного профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства. Образовательные программы разработаны совместно с православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Там у нас функционирует Центр искусства и возрождения народных ремесел. Студенты осваивают элементы декоративно-прикладного искусства: ковроткачество, бисероплетение, вышивку, кружевоплетение. Благодаря этому выпускники могут не только работать учителями начальных классов, но и реализовывать внеучрочную деятельность во второй половине дня, – рассказывает Ольга Шаталова.

МОЛИТВА И ЛЮБОВЬ

Все семь дней недели Светланы Шишовой посвящены будущему, точнее – будущему поколению: она преподает еще в воскресной школе Троицкого храма:

– Я однажды спросила священника: «Батюшка, когда наступит конец света?» Он ответил: «Когда закончатся молитва и любовь». Прежде всего, мы должны любить тех, кто слабее, – братьев наших меньших и детей. Ведь дети – это ангелы.

Одно время Светлана Владимировна совмещала преподавание в колледже с работой в детском саду в группе, которую посещали дети с ограниченными возможностями здоровья.

– Вот там действительно нужны смирение и терпение. И этому нас научили здесь, в педучилище. Теперь мы учим этому наших студентов.

Светлана Шишова рассказывает, что в колледже трепетно относятся и к ветеранам. Для них проводят интересные мероприятия, встречи, чаепития. Волонтеры колледжа помогают им в решении бытовых вопросов.

 – Очень хорошо, что колледж выбрал православное направление. Да, образование у нас светское, оно помогает нам воспитывать в студентах вечные ценности, сеять в их сердца разумное, доброе, вечное. Духовно-нравственное воспитание – это не только про религию. Это и любовь к Родине, и патриотизм, и уважение к старшим, – говорит Ольга Ечевская.

 Среди студентов много представителей других религиозных конфессий и национальностей: мусульмане, католики, баптисты, есть даже изиды:

– Вот есть у нас Ибрагим Далаев. Мы поздравляем его с праздником Ураза Байрам. А он говорит, что поздравляет православных друзей с Пасхой. Мы учим ребят уважительно относиться к другим религиям и брать друг от друга только лучшее.

 Добавим, что в колледже хорошо развита школа наставничества, которую Светлана Шишова и возглавляет:

– Мы очень дорожим нашими молодыми педагогами и поддерживаем их!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер