Памяти героев Первой Мировой: почему о ней предпочитают молчать?

3 августа, 13:51 Анна Мещерская Прочитали 812 раз
Первая незабытая.

Если в Европе начнется война, то она начнется из-за какой-нибудь глупости на Балканах. Железный канцлер и объединитель Германии Отто фон Бисмарк и в этот раз оказался прав. Правда, глупостью убийство эрцгерцога Франца Фердинанда точно не назовешь. Однако стоит признать, оно произошло при крайне странных обстоятельствах. Всего два выстрела изменили историю человечества.

ВЫСТРЕЛ В ИСТОРИЮ

 28 июня 1914 года около десятка человек устроили охоту на наследника австро-венгерского престола. Странное дело: о готовящемся покушении знали все, включая самого наследника. Францу Фердинанду настойчиво предлагали изменить программу визита, но он оставил все на своих местах. Даже полицейские караулы не были усилены.

 Все решила случайность.

Сербские националисты решили убить наследника австро-венгерского престола с помощью бомбы. На роль карателя избрали Мохаммада Мехмедбашича. Но в последний момент он не смог убить человека. Бомбу кинул Неделько Чабринович и промахнулся. Она взорвалась под колесами другого автомобиля, ранив несколько человек. Чабринович решил тут же проглотить яд. Яд не подействовал. Он попытался прыгнуть в реку, но был схвачен толпой, жестоко избит и передан в руки правосудия.

Любого человека такие события вывели бы из себя или как минимум напугали. Но не эрцгерцога. Он побывал в городской ратуше и поехал в больницу навестить раненых.

Террорист Гаврило Принцип был не в духе. Покушение не состоялось. Он зашел в кафе, чтобы перекусить. Заказал бутерброд и, не веря своим глазам, уставился в окно. Прямо у него под носом разворачивалась машина эрцгерцога Фердинанда. Гаврило вылетел из кафе и дважды выстрелил. Интересная деталь: из всей террористической группы, охотившейся на наследника престола, Принцип стрелял хуже всех. В этот раз он не промахнулся. Двумя выстрелами развязал на тот момент самую страшную войну в истории человечества. Войну, которая затронула две трети населения Земли, стерев с карты мира четыре империи - Германскую, Австро-Венгерскую, Османскую и Российскую. За грядущие четыре года военные тяготы испытают полтора миллиарда человек. 

ВОСПРИЯТИЕ ВОЙНЫ

 Первого августа Россия вступила в войну. Как ни странно, это известие было воспринято с ликованием. Пройдет всего несколько месяцев, и всеобщий восторг сменится сначала недоумением, а затем ропотом. Локальный конфликт на Балканах стремительно превращался в мировую войну.

 - Эту войну воспринимали как Отечественную, - рассказывает руководитель Музейно-выставочного центра Тамбовской области, военный историк, Почетный гражданин города Тамбова Игорь Николаев.В обществе отмечался всплеск патриотических настроений. В первые дни войны началось настоящее паломничество добровольцев, желающих отправиться на фронт, - настолько высоко было чувство солидарности со славянскими народами. Было очень важно отличиться и показать свои убеждения. И только позднее, когда восторженный пыл угаснет, восприятие войны сменится в обществе на диаметрально противоположное.

 В первых числах августа 1914 года Тамбов был похож на пчелиный рой. Всюду толпы людей. Разговоры - только о войне и грядущей победе. В долгосрочность боевых действий верят разве что закоренелые пессимисты.

Уже 2 августа в городской Думе проходит экстренное заседание. В эти же дни проводятся многочисленные манифестации, сопровождающиеся молебнами о даровании победы армии. Организованы сборы средств на нужды армии. В первый год войны с территории Тамбовской губернии в действующую армию забрали почти 68 процентов военнообязанных. Всего же за годы войны было мобилизовано 387 тысяч человек.

Значительно возрастает количество запасных частей и других формирований. В Тамбове дислоцировались 7-й запасной кавалерийский полк, 27-й пехотный Полоцкий полк, 28-й пехотный Витебский полк, 217-й и 218-й запасные пехотные батальоны, в Кирсанове - 3-й запасной кавалерийский полк, в Козлове – 39-й пехотный Томский полк, в Моршанске – 40-й Колыванский пехотный полк. Сформировано двадцать подвижных дружин ополчения.

Впрочем, первые «последствия» войны Тамбов ощутил на себе еще в августе 1914 года. 22-го числа в тамбовский госпиталь Красного Креста начинают прибывать первые партии с ранеными – 614 человек. В дальнейшем под больничные палаты были отведены лучшие здания как в губернском центре, так и в уездных городах и крупных селах. Сразу же Тамбовское губернское земское собрание выделило Союзу помощи раненым около ста тысяч рублей. В масштабах губернии предполагалось зарезервировать свыше двух тысяч коек для раненых бойцов как в больницах и лазаретах, так и в домах жителей, имевших соответствующие условия.

Значительные поставки шинельного сукна обеспечивают Моршанская и Арженская мануфактуры. Тамбовская губерния в больших объемах дает фронту лошадей, фураж, продукты питания и махорку. 

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА ИМПЕРИИ

 В Музейно-выставочном центре Тамбовской области действует, пожалуй, одна из крупнейших в регионе экспозиций, посвященных Первой мировой войне. Причем работает на постоянной основе. Это значит, что изучить документы и артефакты того времени можно в течение круглого года.

Почему так? В современном обществе, поясняет Игорь Николаев, должное внимание уделяется Великой Отечественной войне, но, к сожалению, недостаточно Первой мировой и другим войнам. Оно, в общем-то, понятно. Вторая мировая исторически ближе. Но в контексте личности в истории один подвиг не ценнее другого.

Вот личные вещи Ивана Михайловича Потапова. Сегодня его имя мало что говорит тамбовчанам. А в начале прошлого века вся социально-бытовая инфраструктура города находилась в его руках. О жизни и служении Ивана Потапова сегодня известно не так уж много. В открытом доступе информации практически не найти. Он возглавлял Тамбов в один из сложных его периодов - с 1911 по 1917 годы. Поразительная деталь: будучи градоначальником, он был призван на фронт Первой мировой войны, ни много ни мало возглавил отряд Красного Креста. Под его началом тамбовские медики помогали на фронтах раненым бойцам, доставляли их в госпитали.

В коллекции музея – уникальное собрание плакатов времен Первой мировой. Все экспонаты подлинные, поэтому хранятся под специальным сте клом, защищающим их от светового воздействия. Образцы холодного и огнестрельного оружия, государственные награды и редчайшие документы – все это историки собирают по крупицам.

Справедливости ради отметим: в канун столетия Первой мировой войны на базе Музейно-выставочного центра внимание историков и исследователей к этой теме существенно возросло, в том числе ученые и сотрудники музеев Тамбовской области выпустили ряд фундаментальных исследований об участниках военных событий. До сих пор в киноклубе и лектории Музейно-выставочного центра показывают киноленты о Первой мировой.

 Еще один предмет исследования – человеческие судьбы. Героев Великой Отечественной войны, уроженцев Тамбовской области, фактически любой горожанин назовет с десяток. С Первой мировой сложнее - монументы, посвященные героям этой войны, в нашем регионе можно перечесть по пальцам одной руки. Совсем недавно в поселке Сатинка был открыт монумент, одна из его граней посвящена памяти этой войны. 

О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН

 Этой фотографии больше ста лет. Солдат царской армии Павел Рыжов, коренастый мужчина с лихо закрученными усами, смотрит вдаль. Грудь – в орденах и медалях. Среди них четыре Георгиевских креста. Интересная деталь: полным Георгиевским кавалером Павел Рыжов стал всего за три месяца Первой мировой войны.

Известно, что он родился 22 июня 1882 года в селе Рысли Ново-Темниковской волости Шацкого уезда Тамбовской губернии, ныне это Моршанский район. Сирота, жил со старшими братьями и сестрами.

В 1904 году был призван в армию. Закончив действительную службу, остался на сверхсрочную. Первую мировую войну встретил в звании подпрапорщика 71-го пехотного Белевского полка, взводный пулеметной команды.

Далее материал из архивных документов:

«…За бой при оттеснении противника за реку Сан командующим армией был награжден Георгиевской медалью IV степени, за преследование противника до реки Вислоки - георгиевской медалью III степени. В бою 20 мая 1915 года под сильным огнем противника он установил пулемет на близкую дистанцию и содействовал успешной атаке на окопы неприятеля, за что удостоен Георгиевской медали II степени.

20 июля, будучи ранен в кисть левой руки, после перевязки возвратился в строй с полным вооружением, награжден Георгиевской медалью I степени.

 24 сентября 1914 года он получает Георгиевский крест IV степени, а за выдающийся подвиг, храбрость и самоотверженность в боях против неприятеля во время переправы через Вислу и Сан 14 октября того же года Главком Юго-западного фронта наградил Павла Рыжова Георгиевским крестом III степени.

В бою 19 и 20 октября 1914 года под сильным ружейно-пулеметным и орудийным огнем своим пулеметом он выбил противника из окопов, за что получил Георгиевский крест II степени. В декабре 1914 года в боях, командуя взводом пулеметчиков, вытеснил неприятеля из окопов и был награжден Георгиевским крестом I степени.

Наряду с Георгиями грудь отважного пулеметчика украшали медали «За Усердие» и «В память 300-летия Дома Романовых» (конец цитаты).

В августе 1916 года пулеметчика Павла Моисеевича Рыжова пригласили в Петербург для написания портрета. Холст художника Михаила Кирсанова хранится в Государственной ратной палате.

 На этом сведения о Павле Рыжове обрываются. Причем на долгие десятилетия. Лишь после развала Советского Союза, в 1991 году, краевед из Мичуринска Николай Сухоруков опубликовал материал под заголовком «Полный Георгиевский кавалер» в надежде, что кто-то из читателей расскажет о судьбе героя. Спустя несколько дней в редакцию пришло письмо от его дочери. Она рассказала о жизни отца уже в послевоенное время.

«…После же революции он обучал солдат в Тамбове, Моршанске, Новотомникове, а жил в селе Рысли нынешнего Моршанского района. Здесь в зимнее время работал продавцом. А на лето вновь отзывали его для обучения красноармейцев. В 1930 году организовался колхоз, в который он и вступил. Работал П. Рыжов тогда завхозом и бригадиром. Но еще до вступления в колхоз, в 1929 году, он попал под кампанию раскулачивания за то, что в свое время был офицером русской армии. Однако после того, как П. Рыжов написал письмо К. Ворошилову, из Москвы пришло распоряжение вернуть отцу все, что у него забрали. Все последующие годы он честно трудился в колхозе вплоть до выхода на пенсию и после этого, почти до 80-летнего возраста. Трагически погиб 30 мая 1966 года». 

ТАМБОВСКИЙ СОЛДАТ

 Павел Рыжов, Федор Юдаков, Петр Токмаков, Максим Ванин, Илья Малютин... Чтобы перечислить всех отличившихся на фронтах Первой мировой, не хватит одной книги.

Солдатская жизнь Ильи Малютина – будто из героической киноленты.

Он родился в селе Стежки, ныне Сосновского района. Первый Георгиевский крест ему дали за выдержку и умение принимать правильные решения в экстренных ситуациях. Однажды его подразделение попало в окружение. Командир батальона растерялся, долго обдумывал план действий. Илья Малютин предложил план спасения. Командир дал добро, и батальон был спасен – ни один человек не погиб.

Второй крест ему вручили за ловкость и смекалку: он прокрался в лагерь неприятеля и выкрал «языка».

 Третьим крестом Малютин был награжден за бесстрашие в бою. В архиве сохранилась такая история: «Попала как-то небольшая группа русских солдат под сильный пулеметный огонь. Не жалели немцы для русских свинца, обстреливали все, что двигалось. Видит Илья Данилович, что дело плохо. Командир вести солдат в бой не решается. Тогда вскочил он и крикнул во всю мочь: «За веру! За царя! За Отечество!». Подхватили его слова русские солдаты и ринулись в бой. Да так удачно, что отбили у немецких солдат траншею».

Четвертый крест Илья Малютин получил в конце войны.

 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 Первой мировой войне суждено войти в историю под грифом «забытая». Пройдет совсем немного времени, и солдаты, готовые ценой собственной жизни защищать веру, царя и Отечество, будут умалчивать не только о своих военных подвигах, но начнут избавляться от орденов и медалей. Впрочем, отношение к войне поменяется еще задолго до наступления мира. Лишь столетие спустя начнется переоценка фактов.

В современных учебниках по истории о Первой мировой войне - всего несколько строчек. Но разве дело только в них? Дело в принципе в памяти. А она не только в музейных экспонатах и вылитых из бронзы монументах. Она - в перевязанных ленточками письмах, в семейных фотоальбомах, кладбищенских крестах и семейных реликвиях.

В том, что нельзя уничтожить с помощью идеологии, но можно сохранить благодаря любви.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер