Что заставляет тамбовских осужденных играть в кукольном театре

1 июня, 11:46 Юлия Буковская Прочитали 1 574 раза
Фото: Тамбовский курьер
Законы жанра

У этих актеров не берут автографы – отпечатки пальцев давно в базе данных МВД. Их портреты не вешают на стены преданные поклонницы – фотографии нашиты на робы. Они не выходят на подмостки
ТЮЗа – импровизированная сцена и ширма собраны в клубе колонии строгого режима из подручных
материалов. Их Петрушкам никогда не будут аплодировать малыши – а вот осужденные в зрительном
зале над говорящей странным голосом царевной с
удовольствием посмеются.

Почему детская забава обрела в колонии строгого режима новый смысл, а постигать азы профессии кукловода осужденным помогают настоящие

актеры, узнала наш корреспондент.

СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА
Артист-кукловод Тамбовского театра кукол Елена Кулманбетова мастер-классы проводит не впервые. Ей даже говорят, что у нее своеобразный педагогический талант: так легко она находит подход к детям. Говорит, уже знает, что в себе раскрыть перед залом, чтобы пошла отдача. Но эти зрители и
актеры в одном лице – особенные. С места не выкрикивают, наперебой не рвутся управлять специально принесенными из театра куклами.
– На этой импровизированной сцене для меня – дебют. Необычно, – оправившись от непривычной обстановки, признается артистка. – Смотришь в глаза, ждешь. Ну-у-у! А отклик слабый. Наверное, ребята не привыкли с места выкрикивать.

Колония строгого режима – действительно далеко не то место, где каждый делает и говорит то, что хочет. Здесь «сидят», или, выражаясь официальным языком, отбывают наказание преступники, совершившие особо тяжкие преступления и, соответственно, приговоренные к большим срокам. Театр, а в ИК-1 их целых два – драматический и кукольный – едва ли не единственное место, где осужденные могут проявлять свободу творчества.

Кружок театральной самодеятельности существует в исправительной колонии №1 больше двадцати лет. По понятным причинам актерский состав периодически меняется. Но недостатка в желающих примерить на себя чужую судьбу нет. С момента основания театрального кружка им руководил учитель школы при колонии Геннадий Трифонов. Когда восемь лет назад историк перешел на работу в «обычную» школу, должность худрука занял начальник отряда Алексей Скрипкин.

«Очная» встреча в таком формате для актеров Тамбовтеатра и осужденных первая. Год назад исправительная колония №1 подписала с «Тамбовтеатром» соглашение о сотрудничестве. Но пандемия, как и во все сферы жизни, внесла свои коррективы. Все мероприятия перенесли в онлайн-формат.

– Мы и дальше планируем сотрудничество, – говорит Алексей Скрипкин. – Пока рассчитываем, что встречи будут проходить хотя бы раз квартал. Для осужденных, которые занимаются и в драматическом, и в кукольном кружках, эти встречи очень ценны, ведь приобретенный опыт и знания они смогут предавать нашим новым артистам.

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ

Осужденный Андрей Ч. – в колонии местная звезда. Актер, как он сам рассказывает, едва ли не профессиональный. Говорит, играл в столичных театрах. Признается, кукольным, конечно, предпочитает драматические роли. Правда, последнюю сыграл лет восемь назад: видимо, актерской карьере помешали небезызвестные обстоятельства. Монолог чеховского семинариста – любимая и, по мнению Андрея, самая удачная роль:

– Те, кто видели, говорят, достойно, но мрачновато. Возможно, это уже момент персональной стилистики, – за неимением другой «свободной» публики несостоявшийся актер с удовольствием завладевает вниманием журналистов. – Но факт остается фактом – хвалили.

Чехова Андрей в колонии пока не играл, да и не ставят здесь особо «тяжелую» классику. При всем разнообразии профессий, которыми владели осужденные на воле, актеров – раз, два и обчелся. А еще в и без того мрачной жизни осужденным хочется праздника и смеха, пусть иногда только на сцене. Потому и ставят преимущественно сказки и юмористические произведения. При постановке сказок за основу берут советские мультфильмы.

– В драматической роли у тебя целый арсенал для передачи чувств: и мимика, и жесты. А в кукольном у нас самые простые статичные куклы, жестикуляция минимальная, поэтому приходится компенсировать голосом, – сетует осужденный.

Озвучка – преимущественно одноголосая. Кукольный театр в ИК-1 хоть и далек от профессионального, определенные законы жанра артисты из числа осужденных стараются соблюдать. В спектакле «По щучьему велению» все герои и даже царевна говорят голосом Андрея. Емеля – залихватским тоном, просто потому, что иначе царю и послу интонаций не останется.

 – И царевна, которая говорит мерзким и писклявым голосом просто потому, что другим я не умею, – главный артист-кукловод колонии вращает туда-сюда на руке двух кукол.

 Их осужденные тоже шьют сами. Кукол делают универсальными – чтобы не на одну роль. Емеля, например, в недавнем прошлом был кузнецом в авторской постановке по мотивам пьесы Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Игрушечные актеры – самые простые: рты не открываются, глаза не моргают, голова не поворачивается. Наверное, поэтому самодеятельные артисты сначала с опаской берут из рук Елены Кулманбетовой настоящие театральные куклы. Управлять им непросто: тут и трости, и рычаги, а у некоторых ноги нужно переставлять своими руками. Зато какой широкий диапазон движений, жестов и даже мимики!

НА ТРИ БУКВЫ

УДО. Эти три заветные буквы мечтает получить, наверное, каждый осужденный. Руководитель театрального кружка «Резонанс» Алексей Скрипкин говорит, что активное участие в общественной жизни колонии помогает освободиться условно-досрочно. Участие в театральном кружке – мера не принудительная.

 – Когда осужденные попадают в колонию, мы проводим с ними беседы, разъяснительную работу, рассказываем, какие кружки у нас есть. Каждый выбирает то, что ему нравится: кто-то играет в шахматы, кто-то просто ходит в библиотеку, а кто-то приходит в театр.

Кстати, библиотека в ИК-1 очень солидная: от классики до современных авторов всех жанров, периодические издания. Есть даже сказки. Ко Дню защиты детей Федеральная служба исполнения наказания запустила акцию. В ходе нее осужденные читают вслух детские книги, голос записывают в формате аудиокниг, которые потом сотрудники колонии передают семьям осужденных. По замыслу организаторов, это должно помочь поддерживать родственные связи, ведь на свободе у многих остались не только родители и жены, но и дети, племянники, маленькие братья и сестры. Акцию поддержала областная Пушинская библиотека, чьи сотрудники подобрали и принесли в колонию несколько книг на выбор.

 – «Три девицы под окном пряли поздно вечерком», – поставленным голосом начинает Елена Кулманбетова. – «Я б для батюшки-царя родила богатыря».

Голос актрисы становится нежным и умильным: – Видите, интонацией мы показываем сразу, кто главная героиня. Пробуйте.

 – «Только вымолвить успела, – неуверенно подхватывает один из осужденных. – Дверь тихонько заскрипела».

Строчка за строчкой голос становится увереннее, и мужчина уже почти свободно читает по ролям. Кажется, вокруг нет никого: ни сотрудников колонии, ни журналистов. Есть он, книга и маленький сын, которому книжки перед сном читает теперь только мама.

Председатель общественного совета при УФСИН России по Тамбовской области, полковник в отставке Андрей Власов утверждает: еще лет двадцать назад такого разнообразия досуга и творчества у осужденных не было. А он знает, о чем говорит – больше тридцати пяти лет отработал в уголовно-исполнительной системе, из них восемнадцать в должности руководителя следственного изолятора.

– Такие мероприятия меня, конечно, не удивляют: общественный совет часто приезжает в учреждения ФСИН. Важно, что постоянно происходит чтото новое и это что-то носит воспитательный характер, – говорит Андрей Власов. – Я вспоминаю, как мама в детстве читала мне сказки, и во всех добро побеждало зло.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер