История идет по кругу: победитель "Дельфийских игр" рассказал о секретах федоровской керамики

1 декабря, 23:04 Анна Мещерская Прочитали 916 раз
Фото: Анна Мещерская
Зачем Даниле Чулюкину художественная керамика, а художественной керамике – Данила Чулюкин.

Что можно сделать из глины? Все. Что из нее сделать нельзя? Все. Никакого противоречия. Все в рамках жанра. Со стороны кажется, что в гончарном ремесле нет ничего сложного. Берешь глину, лепишь, ставишь в печь. А заглядываешь глубже – утопаешь в океане нюансов. Кому в двадцать первом веке нужна глина и зачем гончару хорошо разбираться в истории, узнал ТК.

 ДВЕСТИ ЛЕТ СПУСТЯ

Даниле Чулюкину всего двадцать. Он мечтает открыть в Тамбове музей федоровской керамики, построить в этой самой Федоровке дом и узнать, откуда вообще пошло федоровское чудо. Но это дело времени.

Данила сидит на маленьком стуле. Перед ним – ручной гончарный круг. Таких не то что в Тамбове – в России с трудом отыскать можно. Конкретно этому «экспонату» лет шестьдесят, может, больше. Сейчас уже вряд ли получится установить. Ручной гончарный круг в России уже практически нигде не используется. Этот «экспонат» Даниле подарила Ольга Павловна Попкова, последний мастер-гончар из Федоровки. Ее не стало в сентябре нынешнего года.

Когда-то федоровских гончаров знали по всей России. Старожилы помнят многое. Как загружали горны, как со всей страны приезжали покупатели, как в девяностые закрывались ремесленные мастерские. Сегодня в Федоровке чуть больше десяти дворов. Традиционную федоровскую керамику возрождают всего трое мастеров. В их числе – Данила Чулюкин. Восстанавливать почти забытое искусство современным гончарам приходилось по крупицам, часами засиживаясь в библиотеках и музеях. Огромным везением стало то, что ремесленники, готовые поделиться своими секретами, еще жили в Федоровке.

В эти места мастера пришли, видимо, еще в восемнадцатом веке. По крайней мере, в это время Федоровка уже была обозначена на карте Тамбовской губернии. Откуда они пришли, неизвестно. Этим вопросом сейчас озадачены исследователи. Есть предположение, что мастера гончарного дела перебрались в Федоровку из деревни Зайцево, ныне это территория Сосновского района. Такой путь их заставило проделать лишь одно – глина. Что в ней особенного? Данила лишь руками разводит. Говорит, словами не объяснить: глину нужно чувствовать.

Впервые в Федоровку Данила Чулюкин приехал в составе экспедиции пять лет назад, когда только-только начиналось возрождение народного промысла. Ему было семь лет, когда он попросил родителей отвести его в художественную школу. Ждать пришлось целый год.

 - С глиной работаю с восьми лет. Родился и вырос в Жердевке, там же пошел в художественную школу. Начинал с глиняной игрушки. Даже не рассчитывал, что буду когда-нибудь заниматься гончарным делом. Хотя бы потому, что это даже физически тяжело. Глину нужно добыть, перебрать. С игрушкой однозначно легче. Потом захотелось чего-то объемного.

- Откуда любовь к глине? Мальчишки обычно кто в футбол гоняет, кто конструкторы собирает…

 - Понимаете, - выразительно добавляет Данила, – меня с раннего детства тянуло к живописи, а еще к истории и исследованиям. В других регионах процесс исследования традиционной керамики завершился еще двадцать-тридцать лет назад. Вот и получается, что приходит человек в художественную школу и говорит: мол, хочу заниматься глиняной игрушкой. Перед ним кладут талмуды научных трудов. Изучай – не хочу. У нас этого не было. В советское время исследованиями в области истории федоровской керамики практически никто не занимался. Начала все это дело Екатерина Станиславовна Каллас, затем включилась мой наставник Елена Семеновна Кудрова. Мы вместе ездили в экспедиции, работали в музеях, частных коллекциях, разговаривали с федоровскими мастерами.

Данила преподает в детской художественной школе прикладного и декоративного искусства №2 имени В.Д. Поленова. Его работы представлены в музеях и частных коллекциях по всему миру. И ведь кажется, что почти за десять лет изучения федоровской керамики можно узнать все и даже больше. Но каждый раз история преподносит загадки.

КУВШИН ПОЛНОГО ЦИКЛА

 Керамика начинается с ямы. Данила Чулюкин проясняет: каждый мастер глину добывает самостоятельно. До сих пор. Место выбирают в случайном порядке и начинают копать. Глубина примерно два метра. А дальше как повезет: может, попадется глина, а может, и нет. При неудаче гончар ищет новое место. И так пока не найдет драгоценные недра.

 - Раньше мастера брали своих детей, и яму выкапывали уже они. Это был тяжелый труд. Еще одну яму выкапывали перед домом и туда складировали глину. Сейчас добывать материал проще: в Федоровке осталось много заброшенных глинников, и мы приезжаем уже на конкретное место.

Выкопать глину – только половина дела. Ее еще нужно перебрать и перемять. Дальше материал оставляют «киснуть» недели на две. И только затем мастер садится за круг. В месяц гончару требуется около ста килограммов уже подготовленной глины.

 - Раньше керамические изделия обжигали в горнах – специальных печах глубиной три метра и диаметром два, - рассказывает Данила. – Керамика загружалась специальным образом, чтобы изделия друг с другом не соприкасались. Примерно восемь или девять часов топили печь. Сейчас для этого в электрических печах есть специальные полки.

Летом готовую посуду прокаливали на солнце – знаменитая картина с горшками и крынками на плетеном заборе именно об этом. Жара «прокаливала» изделия, отсюда, кстати, и миф о волшебных свойствах керамической посуды.

Работали в Федоровке коллективно. Данила уточняет: каждый этап изготовления керамики – дело рук конкретных мастеров. Одни отвечали за печь, другие за доставку глины. Вся деревня работала на промысел, но не все делали горшки от начала до конца.

ВЧЕРА БЫЛО СЕГОДНЯ

 Несколько минут, и глина в руках Данилы Чулюкина превращается в тарелки и крынки. Традиционная федоровская керамика была по большей части утилитарна. Однако случались и необычные заказы.

Данила, не скрывая восхищения, демонстрирует «волшебную коробочку». В ней кувшины и тарелки, миски, чашки, крынки. Конечно, не целиком. Гранки. С их помощью удалось восстановить не только формы традиционной керамики, но и налепы, то есть украшения.

- Обычный кувшин могли украсить головами льва или изобразить людей, играющих в футбол. Могли сделать игрушки не только в виде традиционных кошек, собак, коров, медведей, но и динозавров или крокодилов, - говорит Данила.

 Откуда в небольшой тамбовской деревушке образца середины прошлого века знали, как выглядят динозавры, – загадка даже для исследователей. Возможно, по книжным картинкам. Кстати, налепы создавали люди без художественного образования и по большей части малограмотные. Учиться было некогда. Керамика – занятие кропотливое и трудоемкое. А заказ нужно выполнить точно в срок.

Сегодня мастера в точности воспроизводят старинный федоровский «стиль».

 - А сами-то придумать что-то можете? – уточняю невзначай.

Данила кивает. Мол, придумать-то мы придумаем, но это уже будет не традиционная керамика, а «авторская работа в стилистике традиций». Для этого даже термин специальный есть.

 Быть гончаром и воссоздавать старинный народный промысел не одно и то же, говорит Данила Чулюкин. В первом случае достаточно даже в рамках городской квартиры установить гончарный круг. Изучать ремесло можно и через Интернет, благо, видеоуроков сейчас хватает. Но и в этом случае не все так просто. Керамика – это про физику, химию, математику, историю и немного про философию. Почему так, мне показывают буквально на пальцах.

- Как, например, раньше делали глазурь? Брали обычный свинец, пережигали его в чугунке, и получался свинцовый глет. Его смешивали с мукой и солидолом и смазывали им изделие, затем добавляли медь и отправляли в печь. Сегодня свинцовый глет – мало того что это неполезно, так его еще нужно гдето найти. Никогда не думал, что после окончания школы мне пригодится химия. Сейчас учу все заново. Мы проделали большую работу, чтобы воссоздать глазурь в первоначальном виде. Вообще, чтобы лепить федоровскую керамику, нужно много и долго учиться. Как с любой другой традицией, ее нужно изучать. Пересмотреть и перелистать всю имеющуюся литературу, задолбать в хорошем смысле этого слова звонками коллекционеров и музейных работников, чтобы они пустили тебя в свои сокровищницы. И изучать смежные дисциплины. Поступил, например, заказ сделать кувшин высотой 23,5 и диаметром 15,5 сантиметра. Необходимо все математически просчитать хотя бы потому, что одним из свойств глины является усадка. А еще у нее свой характер и память. Поэтому движения должны быть чистыми. Но научиться всему этому по книжкам невозможно. В этом деле важно живое общение. Где его взять? Это форумы, конкурсы, фестивали. До пандемии мы каждое лето обменивались опытом с гончарами со всей страны. Теперь сделать это сложнее.

 Очередной престижный конкурс – XIX Молодежные дельфийские игры – буквально за несколько дней до начала перебрался в виртуальный режим. Но условия остались прежними: за считанные дни единственному представителю нашей области Даниле Чулюкину нужно было не только создать заданное изделие, но и снять об этом видео. Хоть формат был непривычен, Данила не просто справился – он сделал это блестяще. И завоевал победу в номинации «Художественная керамика»:

- Я совсем не ожидал, что удастся занять хоть какое-то место. Потому что как гончар участвовал в конкурсе впервые. Да и попасть на Дельфийские игры было непросто. В этом мне помогло руководство детской художественной школы №2 имени В.Д. Поленова. Хочу выразить этим людям слова большой благодарности за это. Без их помощи этой победы бы не было.

В ПЛАНАХ – ИСТОРИЯ

За годы исследований тамбовские мастера собрали более четырехсот уникальных экспонатов федоровской керамики. Сейчас многие из них находятся на выставке в Липецком музее. И мера эта – больше вынужденная. Дело в том, что у художественной школы не хватает помещений, поэтому особо ценные экспонаты размещают то в закромах alma mater, то отправляют колесить по различным выставкам.

 У мастеров есть мечта: создать в Тамбове центр изучения федоровской керамики.

- По опыту других городов могу сказать: люди тянутся к исконной народной культуре. Им хочется живого и настоящего, - уверен Данила. - И нам есть что рассказать.

 У каждого экспоната – своя удивительная история. И у этой истории обязательно должно быть будущее

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер