Сапер никогда не спешит: взрывотехники тамбовского ОМОН рассказали об особенностях профессии

24 ноября, 15:21 Анна Мещерская Прочитали 650 раз
Фото: из архива Управления Росгвардии по Тамбовской области

Сапер ходит медленно, но обгонять его не стоит. Профессиональный юмор, граничащий с аналитическим взглядом на мир. Плюс железная выдержка и сверхледяное спокойствие. Стать бойцом инженерно-технического отделения ОМОН могут только сильные люди, причем в буквальном смысле слова. Сколько весит костюм взрывотехника, как осматривают общественные места и чем полезен саперу «Шмель»  - узнал журналист ТК.

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

Хулиганский звонок о заложенной бомбе, забытый кем-то пакет, найденный снаряд времен Гражданской войны и любое массовое общественное мероприятие – рабочие будни бойцов инженерно-технического отделения ОМОН Управления Росгвардии по Тамбовской области мало походят на киношные блокбастеры с громкими спецэффектами. И слава Богу!

Здесь часто шутят, что сапер ошибается дважды: первый раз, когда выбирает профессию. Только чтобы примерить защитный костюм взрывотехника, нужно обладать недюжинной силой, не говоря о том, чтобы пройтись в нем хотя бы сотню метров, да еще в летнюю жару. Вес костюма – почти сорок килограммов. Плюс в руках радиотелевизионный комплекс «Шмель» - это еще двадцать шесть килограммов.

Костюм – вещь хоть и тяжелая, тяжелее импортных аналогов, но надежная, причем даже в сравнении с зарубежными разработками. Все дело в том, что отечественные комплексы разрабатываются с тем учетом, чтобы сапер мог использовать его в условиях реального боя. Комплект из брюк и куртки дополняет массивный шлем. Без такого обмундирования бойцам ОМОН к взрывоопасным предметам подходить запрещено.

Взрывотехник – профессия подозрительная. Любой предмет, мало-мальски подходящий под описание бесхозного, сразу же привлекает внимание. И неспроста. Боец инженерно-технического отделения ОМОН Управления Росгвардии Тамбовской области (имя не раскрывается по этическим соображениям) поясняет: это только в кино преступник оставляет бомбу в самом видном месте, обязательно прикрепляя к ней таймер с обратным отсчетом. Зрелищности добавляет измученный сапер, который за секунду до взрыва обрезает нужный проводок… В жизни все гораздо прозаичнее.

 - Часто преступники маскируют взрывоопасные предметы под ручную кладь бытового назначения: это могут быть обычные коробки из-под обуви, пакет с мусором, детская игрушка, обычный рюкзак или просто оставленный автотранспорт. Два проводка разного цвета, один из которых обезвреживает бомбу, – это все из разряда фантастики, - говорит взрывотехник.

В этом вопросе логика у злодея простая: какие проводки были под рукой, такими и воспользовались. Запутать взрывотехника с помощью проводов разного цвета – так только в кино получается.

НАШЕЛ – ПОЗВОНИ

На любом массовом мероприятии, будь то футбольный матч или рок-фестиваль, взрывотехники – первые гости. Работают в крепком содружестве с кинологами УМВД России по Тамбовской области. Хотя техника на вооружении у росгвардейцев стоит передовая, собачью интуицию обмануть сложнее…

 На осмотр территории бойцы ОМОН всегда выезжают в составе оперативной группы, однако к взрывоопасному предмету взрывотехник подходит всегда один. Остальные члены команды находятся на безопасном расстоянии.

Раньше при разминировании саперы использовали миноискатели и собственные руки. Теперь в арсенале – новейшие военные разработки. Для начала специальное устройство блокирует передачу любого сигнала. Делается это для того, чтобы лишить преступника возможности подорвать взрывное устройство. Затем на помощь приходит «Шмель». Радиотелевизионный комплекс для взрывотехников вещь незаменимая. По сути, это переносной рентгеновский прибор. Он способен работать практически в любых погодных условиях, «просвечивая» поверхности различной плотности: пластик, сталь и даже кирпичную кладку.

Уничтожить опасный предмет взрывотехники могут на месте. Но такая «тактика» применяется только в случае, если взрывоопасное устройство невозможно транспортировать за город. Боец ОМОН поясняет: никаких масштабных разрушений или взрывов не произойдет. Так только в кино показывают. На деле для таких задач применяется специальный разрушитель взрывоопасных устройств – небольшой хлопок, и предмет разрушается без срабатывания.

ОСКОЛКИ ИСТОРИИ

Тревожные выезды для взрывотехников – дело привычное. Выезжать на осмотр взрывоопасных предметов приходится едва ли не ежедневно. Чаще всего это забытые и оставленные пакеты с мусором, женские сумки и так далее. Бдительность тамбовчан только приветствуется силовиками.

Но нередко попадаются интересные «экспонаты». До сих пор тамбовчане находят артиллерийские снаряды, обрезы орудий или осколки гранат на дачных участках или просто прогуливаясь в лесу. Не так давно рабочими коммунальных служб во время проведения земляных работ недалеко от одного из строящихся корпусов новой экотехношколы в Котовске был обнаружен предмет, похожий на снаряд. На место происшествия была направлена группа разминирования ОМОН территориального управления. В ходе осмотра специалисты идентифицировали находку как 152-миллиметровый снаряд времен Великой Отечественной войны со следами коррозии. Взрывотехники с соблюдением мер безопасности вывезли снаряд и уничтожили. Еще одна находка - 76-миллиметровый снаряд времен войны со следами коррозии – была обнаружена в поселке Комсомолец во время проведения земляных работ. Иногда, правда, случаются и весьма опасные курьезы. Вместо того, чтобы сообщить о найденном «раритете» в полицию, некоторые жители области пытаются разобрать снаряд, следуя логике «если сразу не взорвался, значит, не взорвется никогда». Росгвардейцы предупреждают об опасности такого заблуждения. Малейшее прикосновение может привести к необратимым последствиям. Именно поэтому бойцы ОМОН настоятельно не рекомендуют подходить близко к взрывоопасным предметам и тем более прикасаться к ним. Пока взрывотехник не исследовал предмет, клеймо «опасного» с него не снимается. Такая предосторожность позволяет сохранить не одну жизнь.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер