Рентгенолаборант из Тамбова - о неслучайных людях в медицине

13 ноября, 13:09 Елена Насонова Прочитали 751 раз
Фото: из архива героини
Рентгенолаборант Вероника Скворцова своим примером доказала, что попасть в медицину можно случайно, но работать в ней остаются неслучайные люди.

Самое интересное, что ни в детстве, ни в юности старший лаборант кабинета компьютерной томографии городской клинической больницы имени Архиепископа Луки Вероника Скворцова о медицине и не мечтала: боялась крови, не понимала, как можно спокойно смотреть на чужие страдания, боль. Словом, врачевание не было каким-то близким для нее делом и уж тем более призванием. Казалось бы, парадоксально, но жизнь привела-таки ее в медицину.

КЛАССИЧЕСКИЙ ЛАБОРАНТ
Однажды Вероника Михайловна пришла на работу к мужу – доктору-рентгенологу. Увидев, как женщина-лаборант делает рентгеновский снимок пациента, как быстро и четко управляется со сложной техникой, была потрясена. Долго не раздумывая, девушка пошла учиться в медицинский колледж на вечернее отделение. Правда, перед этим ей пришлось отправиться работать санитаркой в областную больницу. По правилам обучения в советское время на заочное либо вечернее отделение института или техникума можно было поступить, лишь работая по специальности.

- До того, как я совершила такой вот решительный поворот в своей судьбе, у меня, разумеется, была специальность, по которой я работала, но это стояло так далеко от медицины, что будто бы и не в моей жизни было, - признается сегодня Вероника Скворцова.

Работа в рентген-отделении заинтересовала начинающего специалиста практически с первого дня. Привлекало еще и то, что здесь постоянно приходилось чему-то учиться, открывать для себя что-то новое. Вероника Михайловна не скрывает, что работать и учиться было непросто:

- В медицину пришла не со школьной скамьи. К тому же сын только что пошел в школу и особо нуждался в родительском внимании. Но вместе с мужем справлялись с трудностями, и годы учебы прошли интересно и, главное, плодотворно. С первого дня поняла, что рентгенология – это действительно мое.

Получив диплом об окончании колледжа, Вероника Скворцова пришла на работу в родное рентгенологическое отделение, где всех хорошо знала, а сотрудники отделения знали ее. В общей сложности санитаркой она отработала в отделении около четырех лет. - По сути, я – классический лаборант, начинала с азов. Это сейчас в любом рентгенологическом отделении есть проявочные машины, а когда я начинала, были еще баки-«танки», как их называли. Пленку надо было погрузить в проявитель, выдержать в нем положенное время, потом тщательно прополоскать, зафиксировать в фиксаже, опять промыть, поместить в сухо-жаровой шкаф для просушки. После всех этих операций, в ходе каждой из которых должна строго соблюдаться технология процесса, лаборант подписывает пленку и лишь потом отдает доктору на описание. Качественными должны быть
и укладка пациента в той или иной проекции, и проявка полученного снимка. От лаборанта требуются скрупулезность в выполнении должностных инструкций, ответственность и аккуратность. Ведь от качества снимка в немалой степени зависит точность диагностики, а значит, эффективность назначенного доктором лечения, - рассказывает Вероника Скворцова.

Все эти нюансы придавали работе особый интерес. Да и чем больше ее было, чем сложнее вызовы, тем сильнее было желание со всем этим справиться. Освоиться в профессии максимально быстро Веронике Михайловне помогал и муж. Он передал ей многое из того, что должен знать хороший лаборант, ненавязчиво подсказывал, как лучше и рациональней поступить в том или ином случае. Вместе они делали очень интересные исследования, понимали друг друга с полуслова. Рабочий тандем у них сложился замечательный.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
И все-таки своим главным учителем и наставником в рентгенологической профессии Вероника Скворцова считает Ольгу Павловну Лелюх:

- Безусловно, многие доктора, с которыми я работала, помогали моему профессиональному становлению, но она сыграла особую роль в моей судьбе, став главным учителем.

Впервые судьба их свела на курсах, где Вероника Михайловна проходила специализацию. Ольга Павловна читала там лекции. Именно она пригласила молодого специалиста осваивать работу на компьютерном томографе.

- За время совместной работы я хорошо узнала Ольгу Павловну не только как грамотного думающего специалиста, но и как замечательного человека. Мы подружились. Она стала моей «мамой»-рентгенологом, все в моем профессиональном
становлении началось с нее. С того, что она меня заметила, помогала знаниями, советами, поддерживала, - говорит ныне старший лаборант кабинета компьютерной томографии городской клинической больницы имени Архиепископа Луки.
По словам Вероники Скворцовой, КТ-исследование отличается от рентгенологического. Компьютерная томография – более точная диагностика. И стать лаборантом кабинета КТ - значит не просто поменять рабочее место, перейдя из одного кабинета в другой. КТ-установка делает много сканов сразу, одновременно реконструируя их в 3D-снимок, аксиальные, коронарные проекции. То есть сразу, за одно сканирование, аппарат обрабатывает изображение в три проекции плюс 3-D. Но, безусловно, нужны и знания классической рентгенологии.

Только дилетанту и только со стороны работа лаборанта может показаться легкой и не требующей постоянного обновления базовых знаний. Как утверждает Вероника Михайловна, в ее профессии нужно очень многое знать. Компьютерный томограф, конечно, не космический корабль, но на каждое исследование здесь – свои программы, свои параметры. И необходимо знать, как правильно их выстроить, понимать нюансы каждого из исследований. Вот почему она и ее коллеги не только проходят положенные раз в пять лет курсы повышения квалификации, но и жадно впитывают все ноу-хау, все изюминки, которые привозят доктора с конгрессов и симпозиумов.

НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ
В городскую клиническую больницу имени Архиепископа Луки Вероника Скворцова пришла, когда здесь в 2012 году открывался травматологический центр первого уровня, в работе которого компьютерный томограф жизненно необходим. В 2015 году в больнице открылся кабинет МРТ, и сейчас функционирует объединенный кабинет компьютерной и магнитно-резонансной томографии. 

- И люди разные, и ситуации, в которых оказываются наши пациенты, тоже бывают разными, - рассуждает Вероника Скворцова. - Но каждый из нас старается быть спокойным и доброжелательным в общении с пациентом, даже если он к такой манере общения вовсе не стремится. Особенно сейчас, когда тревога по поводу возможного заражения COVID-19 порой доминирует над элементарными правилами корректности и сдержанности. Да, бывает так, что за версту, как говорится, видно его негативный настрой, но это не снимает с сотрудника кабинета необходимости достойно вести прием пациентов, уметь с первых моментов приема этот негатив погасить.

Подкупающая черта характера Вероники Михайловны Скворцовой – требовательность по отношению к самой себе. Она не из тех, кто считает себя всегда и во всем правой.

- Конечно, я далеко не идеальна. Конечно, стремлюсь делать все правильно в любой ситуации, но, как любой человек, в чем-то сомневаюсь, бывает, что и ошибаюсь. Но ошибки – лишнее доказательство того, что есть к чему стремиться, есть над чем в себе работать, – говорит Вероника Скворцова.

Сегодня, когда пандемия вновь наступает, многократно возросла нагрузка не только на аппарат КТ, но и, что самое важное, на специалистов, работающих в кабинете. В этих условиях, убеждена Вероника Михайловна, необходимо уметь поддерживать друг друга. Когда коллектив сплоченный, когда в нем люди друг друга понимают, готовы прийти на помощь, то работать в условиях постоянного форс-мажора намного легче. Проще преодолевать возникающие трудности. Да, сегодня вышел из строя один лаборант, завтра заболел второй, и приходится менять весь график, перестраивать его на ходу. А это, естественно, приводит к увеличению нагрузки, как ее ни распределяй.

- В такой ситуации звоню: девочки, давайте, выходим. И девочки мои идут. Разумеется, я иду тоже, - рассказывает Вероника Скворцова. - Разбираем дополнительно смены, чтобы кабинет работал, чтобы пациенты не ощутили возникающих трудностей. Смотрим больных, поток которых все увеличивается. И вот здесь начинаешь понимать, насколько важна обстановка в коллективе, взаимоотношения между людьми. Да, тяжело, да, мы уставшие – и морально, и физически. Но на войне как на войне, и открывается второе, пятое, а за ними следующее дыхание, потому что по-другому – никак.

Одна из трудностей работы в кабинете КТ, по словам специалиста, – объяснить пациентам, что компьютерная томография показана не всем и не всегда. Как в любом медицинском исследовании, здесь имеются как определенные показания, так и противопоказания:

- Сделать КТ – это далеко не то же самое, что сделать, например, флюорографию. Здесь действительно должны быть веские показания к процедуре, - объясняет Вероника Скворцова. - Например, есть новообразования в легких – да, это должно быть подтверждено снимком на КТ. Но вначале делается прямой и боковой рентгеновский снимок, далее становится понятным, что есть необходимость дообследования. Пациента направляют к нам на КТ. Просто по желанию больного, без видимых на то показаний, ни КТ, ни МРТ делать нерационально, поскольку, какими бы совершенными ни были наши умные аппараты, определенные риски все же присутствуют.

СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНЩИНА
Известно, что не работой единой жив человек. Вот и в жизни Вероники Михайловны Скворцовой есть свои увлечения. Например, она очень любит готовить. Особенно печь – торты, плюшки, пироги и пирожки. Здесь предела ее кулинарной фантазии практически не существует. Самое интересное, что сама она выпечку не очень любит, зато близкие ее обожают.
Как истинной женщине, ей очень нравится вязать. И в этом своем увлечении она отменная рукодельница – вяжет практически все, что можно сотворить с помощью пряжи и вязальных спиц. Летом любит заниматься цветами, клумбами, да и просто возиться на огороде ей в радость. Потому, наверное, что все, за что она ни берется, делает от души и с большой любовью, будь то работа или дела домашние. Она и живет полной жизнью, где есть место и радости, и чувству удовлетворенности сделанным. Она – счастливая женщина, какой она себя, кстати, и считает:

- При всех поворотах судьбы, сложных ситуациях, которых в моей жизни хватает, я счастливая. Семья, сын, любимая работа – все, что нужно человеку в жизни, у меня есть. И менять что-либо в своей судьбе, будь у меня такая возможность, я не хочу.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер