45 лет педагог из Тамбова Вадим Алексеевич ​ Зайцев учит детей географии и жизни

2 сентября, 16:37 Елена Насонова Прочитали 348 раз
Фото: Елена Насонова
На доске – физическая карта России, чуть выше, на стене - портреты известных географов и их цитаты, на столе – глобус.

 Пожалуй, так выглядят все кабинеты географии. Единственная особенность одного из кабинетов географии школы №31 Тамбова – здесь вот уже сорок пять лет преподает Вадим Зайцев, учитель, пользующийся большим уважением и заслуженным авторитетом не только среди коллег, но и учеников. А сколько их было у него за годы работы?! Тысячи!

От мечты - к доске

На столе Вадима Алексеевича - фотография, подаренная его выпускниками несколько лет назад. В папке, которую географ принес, готовясь к нашей встрече, - черно-белое фото из семидесятых годов прошлого века. На нем – Вадим Алексеевич со своим первым классом. Он и сам-то там выглядит как старшеклассник.

- Все мальчишки моего поколения мечтали о поступлении в военное училище. Но нам с другом на момент окончания школы не было полных восемнадцати лет. Он предложил попробовать поступить на естественно-географический факультет ТГПИ. Друг не поступил, ушел в армию, а потом исполнил свою мечту: стал военным, сейчас в отставке. А я вот до сих пор учительствую, - рассказывает Вадим Зайцев.

Учеба в институте закончилась распределением на работу в школу в деревню Борозда Знаменского района. Правда, Вадим Алексеевич не только преподавал деревенским ребятишкам географию, но и вел уроки физкультуры, труда. Потом – армия. Каждый уважающий себя молодой человек того времени не мог не отдать долг Родине. После службы Вадим Зайцев вместе с супругой и двумя маленькими детьми переехал в областной центр. Некоторое время работал не по специальности, но, встретив однажды своего сокурсника Валерия Дегтярева, который к тому времени уже был опытным педагогом, решил последовать его совету – пойти учительствовать. Место нашлось в школе №31, порог которой молодой географ переступил 15 сентября 1975 года.

- Отработал год, потом второй, и все как-то закрутилось, - вспоминает Вадим Зайцев. – Главное - с детьми удавалось ладить. Многое в отношениях с ними я перенял от мамы, которая была доктором. Я знал, что детей очень сложно обмануть и так же непросто завоевать их любовь и доверие.

Молодой педагог при этом видел, что многие его друзья воплотили в жизнь свою мечту, надели форму с погонами, а он оставался простым учителем географии. Но оставить школу он уже не мог. Это означало бы предать детей.

Первый класс Вадиму Алексеевичу дали сложный: и успеваемость хромала, и поведение было не очень. Но классный руководитель нашел общий язык со своими подопечными. Отношения, которые выстраивались не только за партами, но и в туристических походах, футбольных баталиях, экскурсионных поездках, переросли в дружеские на долгие годы. Всего у Вадима Алексеевича было три класса, которые он, будучи классным руководителем, взял под свое крыло и вывел во взрослую жизнь.

Учитель и ученики

- Последняя суббота августа – ежегодная дата наших встреч. С моими ребятами из третьего выпуска мы в прошлом году отмечали их двадцатилетие окончания школы. Представить сложно - им уже под сорок. Вот они мне даже медаль вручили, - географ показывает самодельную награду с надписью «Золотому человеку». – Они уже с середины лета начинают мне позванивать и напоминать о предстоящей встрече. Многие приходят сюда, в наш родной класс, вместе вспоминаем школьные годы, говорим о нынешней жизни.

А вспомнить действительно есть что. Ежегодные походы в Знаменский район с палатками, песнями у костра, экскурсии по городам России дарили новые впечатления. До сих пор в памяти Вадима Алексеевича и его подопечных соревнования по спортивному ориентированию, на которых они выиграли областной кубок, участие в «Зарнице». А еще - подготовка к олимпиадам, сдача экзаменов, на которых географ всегда «вытягивал» даже самых слабых.

Вадим Алексеевич с гордостью и теплотой рассказывает о своих учениках, тем более что некоторые из них добились больших успехов на профессиональном поприще:

- Вот за этой партой сидела Татьяна Петровна Котельникова. Моя ученица. Отличница. А вот здесь – Алексей Сергеевич Пучнин. Такой дисциплинированный всегда был. Помню, у них четвертый и пятый урок отменили – учитель заболела. Завуч отпустила класс домой. А география должна быть шестым уроком. Я открываю дверь в класс – а Леша с другом вдвоем сидят, говорят, что больше никого не будет, всех отпустили. Спрашиваю: «Вы-то чего не ушли?». Они мне: «А мы на географию хотели». Вот так и провел урок для двоих.

На стыке наук

Своих сегодняшних учеников, как и ребят прежних лет, Вадим Алексеевич знает всех по именам - одиннадцать классов по тридцать человек в каждом. Несмотря на почти полувековой стаж в профессии, педагог продолжает делать географию одним из любимых предметов школьников. В позапрошлом году желающих выбрать этот предмет для сдачи ОГЭ было более тридцати девятиклассников. В прошлом – в два раза больше, а в этом – свыше девяноста человек. Жаль, экзамены отменили. Но Вадим Алексеевич уверен, что его подопечные выдержали бы его на самые высокие баллы. Ведь так было все предыдущие годы. И не только на сдаче экзаменов, но и по результатам олимпиад. У него в классах нет двоечников, просто потому, что он убежден: даже самый неспособный к наукам ребенок в состоянии знать предмет хотя бы на троечку, здесь все зависит от педагога, который должен его заинтересовать. Но и троечников у Вадима Алексеевича можно пересчитать по пальцам. Ученики спешат на уроки географии, а после них - на кружки по основам туризма и краеведения, которые ведет Вадим Зайцев, потому что знают: географ расскажет не только о климате, рельефе, океанах, материках.

- География тесно связана со многими науками. Я часто поднимаю на уроках темы краеведения. Знаете, как дети интересуются историей родного края? Расспрашивают о старинных зданиях, усадьбах, соборах, названиях улиц. Если мы говорим, к примеру, о Красной книге, то обязательно с привязкой к Тамбовской области, - объясняет Вадим Зайцев. – География тесно переплетается с историей. Рассказывая о странах - соседях России, затрагиваю особенности взаимоотношений с ними не только в настоящем времени, но и в прошлом. Тема Великой Отечественной войны у нас звучит регулярно. Когда это происходит, дети спрашивают меня: а вы еще и историк? Нет, просто у меня большой опыт работы, солидный багаж знаний. Вместе с тем, я хорошо понимаю, что должен постоянно его пополнять, быть в курсе всех последних событий, чтобы ответить на самые разные вопросы своих учеников.

- Например?

- Меня как-то спросили: как вы относитесь к тому, что Крым теперь наш? Показывая полуостров на карте, я пояснил, что географически Крым был ближе к Украинской ССР, поэтому управление территорией было передано именно этой советской республике. Но в двадцать первом веке приняли решение войти в состав России. И ребята это понимают, они очень патриотичны. Я прошу их, будучи за пределами нашей страны, отстаивать эту позицию.

Выбор на всю жизнь

В нынешнем кабинете географии, в котором преподает Вадим Алексеевич, от прежнего интерьера мало что осталось. Педагог проводит от своего стола в направлении стены напротив воздушную границу, рассказывая, как раньше здесь стояла раздвижная доска, отсекавшая часть класса от лаборантской. Кабинет Вадим Алексеевич обустраивал сам. И не только его. Географ собственными руками оборудовал в школе зал интернациональной дружбы, краеведческий зал, зал профориентации и другие школьные пространства. В каждом коридоре школы появились тематические стенды.

Вадим Алексеевич показывает некоторые из своих наград. В числе самых дорогих – три диплома «Народный учитель». Ведь это звание определяется голосованием среди учеников и их родителей. Есть еще благодарности руководства школы, органов муниципальной власти. Один из дипломов подтверждает тот факт, что уровень знаний и навыков Вадима Алексеевича соответствует тем, которыми владеет учитель цифрового века.

- Безусловно, применяю на уроках современные цифровые технологии, стараюсь идти в ногу со временем. С семиклассниками, к примеру, можем фильм посмотреть по теме, скажем, «Животный мир Африки», - рассказывает географ. – Но один час географии для класса в неделю – это очень мало. Так много хочется сделать за сорок пять минут: и материал ребятам интересно объяснить, и их выслушать. А вообще, несмотря на все информационные технологии, все мои дети ведут тетради, в которых конспектируют темы уроков. В обязательном порядке провожу зачеты по знанию географической карты. Это классика

- Сегодня у меня в классе за партами сидят уже дети и внуки мои первых выпускников. Как быстро летит жизнь! – с сожалением говорит учитель, перебирая в принесенной папке фотографии.

Открывая футляр небольшой красной коробочки, Вадим Алексеевич показывает значок «Отличник народного просвещения»:

- Это признание моего труда. Дорогая мне награда. Надевал, правда, один раз. Не люблю хвалиться.

Впрочем, как и фотографироваться в последние годы. Мне понадобилось немало времени и слов, чтобы уговорить Вадима Алексеевича сделать фото для газетного материла. Для «Тамбовского курьера» он сделал исключение и даже прицепил на пиджак «отличника».

- Вадим Алексеевич, ну а если сейчас время повернуть вспять, лет так на пятьдесят? Пошли бы снова географом в школу?

- Да!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте