Юлия Бардакова: "Журналистика - это про людей"

3 июня, 12:02 Елена Насонова Прочитали 901 раз
Фото: ГУ МЧС
Человек. Помощь. Грамотность. Эти три слова, по мнению журналиста Юлии Бардаковой, определяют ее профессиональный путь.

Проект «Курьер в лицах» продолжает знакомить вас, уважаемые читатели, с людьми, благодаря которым вы имеете возможность держать в руках бумажный вариант газеты «Тамбовский курьер» и читать его в электронном варианте. Многие материалы, которые публикуются на его страницах, выходят за подписью журналиста Юлии Бардаковой.

Полное погружение

На мониторе Юлиного компьютера - сайт «Тамбовского курьера» со страницей, где происходит рождение очередной новости, и еще полтора десятка вкладок сайтов различных новостных порталов, профильных ведомств, управлений. Параллельно с этим каждые несколько минут на телефон приходят уведомления различных мессенджеров, телеграмм-каналов – проигнорировать ни один нельзя, можно упустить что-то важное. На рабочем столе - Уголовный и Семейный кодексы, биография Владыки Луки, монография Радзинского о Сталине и «Расстрига» Сергея Доренко.

- Это для разрядки ума, – комментирует Юля, одной рукой делая новость для сайта «ТК», другой листая смартфон. - Когда на душе бывает тяжко или, наоборот, пребываю в таком благостном состоянии, открываю Луку. В моменты, когда испытываю хорошую продуктивную злость, читаю Доренко. Ну, а так, чтобы отдохнуть, Радзинский - самое то.

В таком ритме - полного погружения в журналистику - Юля живет три года.

- Я не принадлежу себе, своей семье, дому, хозяйству. Я принадлежу своим публикациям, чему очень рада. Даже мои близкие приняли это как данность, перестали бороться с моей профессией, понимая, что она – моя жизнь. Это так и есть. 

Журналистика родом из детства

 Журналистом Юля хотела стать столько, сколько сама себя помнит. Никем другим себя не воспринимала. Ей нравилось творчество, она даже свою газету дома выпускала. Позже стала следить за развитием тележурналистики и примеряла на себе образы Татьяны Митковой, Арины Шараповой.

- Помню, как родители вместе с родственниками на закрытой кухне шепотом разговаривали об убийстве Листьева, - вспоминает Юлия. – Я была ребенком, но резонанс этого события я понимала уже тогда.

В старших классах Юля вместе со сверстниками стала настоящим журналистом. Занимаясь в городском Центре творчества Кирсанова под руководством педагогов Елены Николаевны Червяковой и Ольги Валентиновны Серяпиной, они выпускали молодежную газету. Примечательно, но многие из ребят, занимавшиеся вместе с Юлей, в будущем все равно реализовали себя в смежных с журналистикой профессиях – дизайне, верстке, видео- и фотосъемке. Центр творчества располагался в одном здании с редакцией городской газеты «Наш Кирсанов». Юнкоров охотно приглашали к себе ее сотрудники, учили писать, верстать, править тексты. Юля хватала все на лету, и эта работа ей безумно нравилась. Она больше двух лет была внештатным сотрудником этого издания. А после окончания школы, кстати, с серебряной медалью, была зачислена в штат. Поступать на журфак Державинского вуза Юля ехала не просто выпускницей средней школы, а уже корреспондентом городской газеты. Медалистка должна была пройти собеседование, но подруга «удружила», назвав неправильную дату. Юля опоздала, но не отчаялась, сдала экзамен на общих основаниях и поступила на заочное отделение журфака.

- Если честно, в универе я филонила, – признается журналист. - Нет, я все писала, сдавала, но если бы не одновременная с учебой работа, навыков бы у меня не было. Мне много дала первая городская газета Кирсанова. Ее создали в 2002 году. Я даже дипломную работу посвятила ей: «Влияние органов государственной власти и местного самоуправления на формирование информационной политики региона». Речь шла о том, как поссорились глава города и района. В результате в районке перестали публиковать городские новости. Глава Кирсанова сказал: газете быть! Сейчас газеты нет.

Проработав несколько лет в издании, понимая, что выросла из корреспондента, и учитывая финансовую сторону вопроса, Юлия приняла предложение перейти на работу в городскую администрацию.

Сейчас, вспоминая, как работала в сфере молодежной политики, орготделе, затем в системе соцзащиты, при этом успев «забежать» в два декретных отпуска, Юля, с одной стороны, благодарна тому времени, когда она трудилась в органах местного самоуправления и исполнительной власти:

- Это тоже опыт. Теперь я знаю, на каком языке разговаривают чиновники, могу перевести его обычным людям. Разбираюсь во многих аббревиатурах, сокращениях, понятиях. Но как для журналиста это время для меня было потеряно. В тридцать лет в журналистике я начала все с нуля.

Журналистика - это про человека

Три года назад Юлия с семьей переехала из Кирсанова в Тамбов. Смена места жительства повлияла и на смену места работы. Юля решила вновь заняться журналистикой. Такую возможность она получила в редакции газеты «Наш город Тамбов». Кроме этого, завязалось сотрудничество с областной общественно-политической газетой «Тамбовский курьер». Предыдущий опыт работы с людьми определил и нынешнее направление в творчестве корреспондента Бардаковой. Юля взяла курс на социальную журналистику:

- Потому что журналистика – это в первую очередь про человека. Мой выбор – это социальная журналистика. Она появилась не вчера и исчезнет не завтра, а скорее всего не исчезнет никогда. Для меня до сих пор ярким примером остается потрясающий журналист, с которым я общалась, у которого училась, - Елена Сергеевна Уривская. Она писала в основном на социальные темы. Но не просто писала. Она рассказала историю о девочке – воспитаннице кирсановского интерната. Мать сдала дочь в детский дом в Тамбове. Когда девочке пришло время идти в школу, она попала в интернат в Кирсанове. Девочка узнала, что родная мать живет здесь же. Но та не хотела с ней общаться. В редакцию местной газеты обратились работники школы-интерната. Елена Сергеевна как могла пыталась переубедить мать, но слышала в ответ одно: «Она мне не нужна». Елена Сергеевна и ее муж Илья Иванович стали для девочки семьей. Благодарная и безгранично любящая Уривских, она была рядом до самых их последних дней.

Многие материалы Юли – это призыв помочь людям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, иногда стоящие на грани жизни и смерти. Цель таких публикаций – обратить внимание людей и разбудить в них чувство взаимопомощи. Ведь большинству из нас ничего не стоит пожертвовать на лечение онкобольному человеку пятьдесят, сто рублей, да пусть даже десять. С миру по нитке – больному на операцию, лечение, реабилитацию. Так, к сожалению, устроен наш сегодняшний мир. Но мы в силах сделать его ярче, добрее, милосерднее. 

Среди самых запоминающихся материалов, которые, что называется, «выстрелили», Юля выделяет сразу несколько. Это, конечно, ее «Бабка в шоколаде», когда с участием журналиста «ТК» пенсионер-инвалид из дома ветеранов Елена Григорьевна Березина получила наконец-таки инвалидную коляску. Благодаря Юлиным статьям в «ТК» удалось собрать средства для мальчика с ДЦП и девочки с редким генетическим заболеванием. Опять же, ее материалы открыли для многих творчество психоневрологического театра «Мы», рассказали о том, чем живут воспитанники школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья в деревне Красненькая, аппарелевцы, танцоры на колясках и другие.

Юля всегда найдет возможность протянуть руку помощи тем, кто ее попросит, а журналистика и печатное слово – это средства ее оказания.

- Недавно в социальных сетях я объявила сбор денег для онкобольной мамы двух замечательных девчонок. Спустя сутки она написала мне и сказала, что люди ей перечислили более ста тысяч. Алена плакала. А я сижу и тоже реву. Понимаете, у человека появилась надежда жить, - говорит Юля.

Понятно, что многие материалы, которые рождаются из-под пера журналиста Бардаковой, требуют моральной и эмоциональной самоотдачи.

Равнодушно писать о том, что переживают ее герои, она не может, как, наверное, любой нормальный журналист. Как восстанавливаться после такого душевного опустошения и брать силы на очередную публикацию?

- Мои материалы не накладываются один на другой. Они разные по «энергозатратам». И конечно, нужно уметь переключаться на другие темы. Плюс ко всему у меня еще семья, дом, где полным ходом идет ремонт, и, наконец, цветы, которые безумно люблю.

Есть такая работа

… Юля вновь стучит по клавишам. Новость нужно выдать прямо сейчас – потом она «протухнет». С недавнего времени Юлия Бардакова – редактор сайта «Тамбовского курьера». Отправляя свой материал в печать – бумажную или электронную – ей всегда важно получить отклик:

- Это не тщеславие. Это доказательство того, что я работаю. Когда есть комментарий в группах, я вижу реакцию людей. Если они делятся моим материалом, причем совсем не обязательно, что он будет какой-то душераздирающий, это может быть легкий светлый репортаж, значит, я не зря отстояла у станка.

- Но, как и в любой другой профессии, в нашей есть особенности, которые, мягко говоря, выводят из равновесия. Есть что-то, что тебя раздражает больше всего?

- Конечно. Вот, к примеру, ситуация. Договариваешься с человеком о материале, обговариваешь объем на десять тысяч знаков, собеседник готов все рассказать, приходишь к нему с согласованными заранее вопросами, и он такой: «Ну, как говорится, вот». Из всего этого тебе нужно написать полосный материал. Или так. Человек согласился на интервью. Ты предупреждаешь, что будешь записывать на диктофон, в блокнот. Писать «отсебятину» ты не собираешься. Текст отдаешь на согласование, а тебе говорят: «А вот это писать нельзя было». «А зачем же вы мне все это говорили?», - недоумеваешь. «Я не думал, что это вы напишете». Бывает, приходишь на мероприятие, все знают, что ты газетчик. Ты собираешь информацию, общаешься с людьми. Заканчивается мероприятие, и тут вопрос: «А когда смотреть?». У меня нет ответа. А если честно, я люблю свою работу. И людей люблю, потому что, как уже говорила, журналистика - это прежде всего про людей.



  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер