Ветеран войны и заслуженный энергетик из Притамбовья делится воспоминаниями о войне на Дальнем Востоке

23 апреля, 10:51 Юлия Буковская Прочитали 651 раз
Фото: Тамбовэнерго
Переживавшего, что не побил гитлеровцев, Николая Дмитриевича Шмелева заставили оставить по эту сторону границы советские документы, русское имя и родную речь.

Советских солдат, воевавших в Афганистане, называют героями чужой войны. За тридцать лет, прошедших с момента вывода ограниченного контингента советских войск из ближневосточной республики, многое уже придали огласке. Конечно, всего об этой чужой войне мы, скорее всего, не узнаем никогда. Но есть еще одна – совсем чужая, Корейская – война. О ней мало кто даже знает. Между тем советские солдаты, многие из которых воевали на фронтах Великой Отечественной, отправлялись на Дальний Восток, оставляя на этой стороне границы не только советские документы, но и русские имена, родную речь.

В рамках проекта "Лицо Победы"  ТК при поддержке филиала "Россети Центр Тамбовэнерго" знакомит читателей с участником Великой Отечественной войны, почетным энергетиком Николаем Дмитриевичем Шмелевым, который более сорока лет трудился в "Тамбовэнерго".

Восьмой с конца

В 1942 году Николай решил с другом убежать на фронт. Ночью добрались до Кочетовки. Ползли по-пластунски, чуть не замерзли. Даже под бомбежку угодили. Но на поезд в западном направлении попали. Ночью доехали до города Сумы, что на северо-востоке Украины и граничит с Брянской, Курской и Белгородской областями. По отдаленным всполохам поняли, в каком направлении фронт. Прикинули, что до него еще километров десять.

"Есть нечего, денег – ни копейки. Не знаем, куда идти. И вот в сторону фронта решили направиться. Только вышли из города Сумы, нас, конечно, сразу арестовали. Развернули, направили в комендатуру, а потом и под ружьем привезли назад в Тамбов, – вспоминает Николай Дмитриевич. – Навоевались".

Но в ряды Красной армии Николай Дмитриевич все-таки попал в конце ноября 1944-го. Ему очень хотелось во флот, но новобранцу и нескольким его товарищам дали сапоги, гимнастерки с дырками от пуль, шинели, автоматы и отправили учиться стрелять.

"Перед Новым годом меня послали на курсы радистов-операторов, после чего должны были отправить в партизанский отряд. Помню, зашли руководители на занятие и спросили, кто желает в тыл врага, в партизанский отряд? Все семнадцать человек подняли руки. Тогда решили делать набор по алфавиту. Отобрали первых десятерых по списку. Я – Шмелев – туда не попал".

Николай очень расстроился. А через несколько лет узнал, что все десять молодых разведчиков разом погибли под Брянском. Сейчас Николай Дмитриевич шутит: "Меня мамка спасла, выбрав мне такую фамилию, чтобы я одним из последних в списках был".

Окончить курсы радистов-операторов Шмелеву так и не удалось. Вскоре после того, как десять красноармейцев забрали в партизаны, курсы ликвидировали. Шмелев, не доучившись, написал заявление и отправился в летное училище. Вспоминает, учились в полуразрушенных зданиях без окон и дверей. В казармах было очень холодно. Спали прямо так, одетые: в шапках и шинелях под тонкими одеялами.

В начале марта 1945-го будущих летчиков направили в поселок Новая Ляда под Тамбовом. Недалеко от него, за железнодорожной линией на поляне, разместился аэродром, где они учились летать на учебно-тренировочных самолетах. В годы войны с аэродрома на Новой Ляде самолеты отправлялись уничтожать фашистские войска в районах Воронежа, Курска, Орла.

"15 марта ни с того ни с сего всех посадили в машины, привезли в Тамбов, где мы приняли присягу. Жили в землянках. До окончания войны летали уже здесь", – вспоминает Шмелев.

В ночь с 8 на 9 мая молодые летчики услышали сильный шум: крики, выстрелы. Думали, враг к Тамбову подобрался. Все выходят и спрашивают: "Что, война опять продолжается?". А оказалось, война, наоборот, закончилась. Все обнимаются, плачут от счастья. А Николай Шмелев и приятель его, Юрий Мельников, плачут о своем: не успели они Гитлера поймать. Не знали летчики, что к 9 Мая главный фашист уже больше недели как совершил самоубийство.

В начале лета училище расформировали. Летчикам предложили на выбор продолжить образование в Киеве, Чугуеве и в Средней Азии. Шмелев отправился в Киев, подумав, что там училище тоже летное. По прибытии на место Николай понял, что попал в Яновскую Военную Авиационную школу механиков. Ее он успешно окончил летом 1947 года, получив звание старшего сержанта технической службы.

Близкий Дальний Восток

Попав по распределению в 17-й истребительный полк, Николай Дмитриевич оказался на Дальнем Востоке. Там, в селе Хороль, он и начал работать авиационным механиком. Потом оказался на границе в Маньчжурии.

"Ночью кто-то налетел: то ли китайцы, то ли монголы, то ли японцы. Стрельба, взрывы гранат. Мы выскочили в разные стороны. Когда все стихло, увидели, что двое убиты. Начальства никого нет, не знаем, что делать. Рядом граница, станция Отпор (нынешний Забайкальск  – Прим.ред.)", – рассказывает Шмелев.

Когда начальство приехало, бойцов собрали, посадили в машины и отвезли опять в Хороль:

"Летчики летали. Мы готовили машины. Ночью, это было в ноябре-декабре 1949 года, слышим, кто-то приехал. Подходят к моей койке. Старшина приказывает идти в каптерку. Со всех отрядов набрали семнадцать человек. Нас заставили сдать комсомольские и партийные билеты, снять все звездочки и погоны. Всех разоружили, сняли обмундирование. Никто не знал, куда нас направят".

На рассвете бойцов погрузили в машину и отвезли на железнодорожную станцию, где уже стоял грузовой вагон. Все окна теплушки были заколочены.

"Мы зашли. Нас закрыли и оставили одних. Мы кричали, звали людей, но никого не было. Потом подошел паровоз, прицепил нас к общему составу и потихоньку тронулся в сторону нынешнего Уссурийска (ранее город Ворошилов – Прим.ред.). Везли долго. Утром остановились.
Дверь открылась, а там – все на одно лицо: то ли японцы, то ли корейцы, то ли китайцы. Нас сразу накормили до отвала. Я с 1944 года вообще белый хлеб не видел. А тут – рисовый, белый, вкусный, да еще и с мясом. Нас накормили, дали отдохнуть и на следующий день привезли на аэродром в городе Харбин". 

Через неделю пришел состав с советскими самолетами МиГ-15. Бойцы их разгрузили, собрали, облетели районы. В Харбине пробыли еще недели две.

"После этого нас повезли вот в этот ад, где мы воевали почти три года. Нас привезли в город Аньдун, село Мяухо (Мяуго), на границе двух Корей и Китая. Там наш полк остановился. Каждый день так: днем стрельба, ночью бомбежка. Я был механиком. У меня в подчинении – моторист, оружейник, кислородчик, радист. Нам запрещали говорить по-русски. И уж тем более нельзя было называть офицеров по званиям. Нам дали словарь наиболее часто используемых слов, мы им пользовались, но иногда прорывалась русская речь. Роба у нас всех была китайская. Вот так служили-воевали", – со слезами на глазах вспоминает Николай Дмитриевич.

Аэродром Аньдун постоянно обстреливали американские истребители. Их целью были советские самолеты. Корейская война – формально конфликт между КНДР и Республикой Корея. Она длилась с июня 1950 по июль 1953 года, хотя официального окончания войны объявлено не было. Часто этот конфликт времен холодной войны рассматривается как опосредованная война между США с их союзниками и силами КНР и СССР. В состав северной коалиции входили Северная Корея, китайские добровольцы (поскольку официально считалось, что КНР в конфликте не участвовала), СССР (официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя ее финансирование и также снабжение китайских войск).

"Когда первого моего летчика сбили, я его возил хоронить в Порт-Артур, который тогда был еще нашим, русским. В 1952 году сбили второго моего летчика, – вспоминает Шмелев. – Тогда на самолете МиГ-15 впервые в Советском Союзе установили 37-миллиметровую  скорострельную пушку. Полторы тысячи выстрелов в минуту. За ней гонялись и японцы, и американцы, и южнокорейцы. Поэтому, положение было такое: если сбитый советский истребитель не было возможности демонтировать, то его необходимо было взорвать. Ведь это на территории Южной Кореи, в лесу. Надо было подрывать и оттуда сматываться побыстрее. Нам дают координаты, садимся в машину и едем на место падения. Не доехали – нас разбомбили.Где водитель и подрывник, я не знаю до сих пор".

Николай Дмитриевич чудом выжил. У него был перелом позвоночника. Лечили в землянках. Госпиталей там не было, гипса тоже: доски обматывали пленкой и к ним целиком приматывали человека.

Когда немного подлечили, Шмелева переправили через границу в Читу, где дали документы и отправили домой. Вместе с подпиской о неразглашении на тридцать лет.

"Тамбовский курьер" благодарит филиал "Россети Центр Тамбовэнерго" за помощь в подготовке материала.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер