В сто сорок солнц

8 апреля, 12:19 Александра Михайлова Прочитали 1 059 раз
О жизни и истоках вдохновения тамбовского дирижера

Она звалась Татьяной

Татьяна Шевченко – в Тамбове знаменитость. Более двадцати лет руководит одним из прославленных местных коллективов – детским хором «Начало», с которым неразлучна и на концертах, и на репетициях, и на выездах. 

Когда понадобилось подобрать образ, чтобы через него представить склад характера и неповторимые черты личности дирижера, на ум пришло сразу одно – стихия пламени. Причем это не факел, не костер, а зарево «в сто сорок солнц». Вот так мощно, по-маяковски бескомпромиссно! Потому что у Татьяны Ивановны – пламенное сердце, и она освещает им, как горьковский Данко, дорогу к прекрасному. Такие люди вообще редки: лидеров, тем более горящих идеей, много не бывает. А в этой удивительной персоне сочетаются, казалось бы, полярные качества: воля и увлеченность, напористость и нежность, духовная сила и доброта, требовательность и самоотверженность, сдержанность и открытость. Педагог, творец и руководитель в одном лице, она легко вдохновляется и вдохновляет других. Она готова объять весь мир, и к ней тянутся окружающие, особенно ее любимцы – дети. 

Но внутри «красного цветка», тщательно таясь и чудесным образом не сгорая, живет хрупкая бабочка – тонкая, трепетная душа красивой женщины и чуткого артиста.

С песней по жизни

Как зреет и раскрывается талант – всегда тайна. Она неуловима даже для самого гения. Но что определенно – питают творчество истоки родной земли.

 - Музыка мне всегда нравилась и давалась легко. Мы с сестрой каждое лето приезжали к бабушкам на Украину. В доме постоянно звучало радио, и я с детства знала все песни трио Маренычей, популярных в те годы. Трио составляли две сестры и брат, он играл на гитаре, и все втроем они пели. Ах! Это была такая услада! Песни красивые, очень мелодичные, сам язык напевный. Мы и в семье пели. Пока из одной деревни в другую семь километров пешком шли, заливались, - вспоминает свои первые музыкальные впечатления дирижер.

Корни Татьяны Ивановны – в краях, воспетых Гоголем. Хотя к моменту ее рождения отец как военный был переведен в Тамбов, чета Шевченко пожелала, чтобы чадо увидело свет на исторической родине. Так вся жизнь музыканта оказалась не только духовно, но и документально связанной с селом Романовка Зеньковского района Полтавской области. Раннее детство прошло в Тамбове. Мама в то время работала воспитателем в детском саду и, зная цену эстетике, настояла на том, чтобы ее девочки занимались в музыкальной школе. В царстве звука они успели ступить только на порог, как главу семьи снова передислоцировали, на сей раз в ГДР. С большим перерывом, но и там сестры продолжили дополнительное образование. В город детства вернулись в 1986 году, когда отец в звании подполковника ушел в отставку. Татьяна тогда оканчивала седьмой класс. Желание вернуться к любимому делу было огромным, и первая учительница Нина Вадимовна Пономарева пошла навстречу. С этого дня девушке пришлось усиленно трудиться, чтобы за полгода пройти все темы и сдать экзамены экстерном. Тем более, что появился стимул – мечта стать музыкантом.

- Да, Богом даются каждому ребенку дары, но без труда, на одной природе далеко не уедешь. Надо талант развивать, на то и существуют занятия, - подчеркивает собеседница.

В музыкальное училище выпускница поступать не решилась. По совету мамы пошла в педагогическое, но на музыкальное отделение. Оттуда выходили музыкальными работниками в детском саду и школе.

- Скоро стало понятно, что рыба попала в свой водоем. Практика в детском саду, в школе – мне все это было вкусно, - рассказывает Татьяна Ивановна. – Живя в Германии, я хоров никогда не слышала, у нас не было самодеятельности. Поэтому понятия «хор», «дирижер» для меня были очень туманными. До тех пор, пока не состоялся экзамен-концерт одного из преподавателей. В его хоре пели педагоги, мужчины и женщины, а также старшекурсники. Дирижер поднял руки, и в какой-то момент возник звук. Мне это показалось таинством. Я не понимала, откуда он приходит, как образуется эта красивая гармония, как голоса переливаются одни в другие. Концерт произвел на меня неизгладимое впечатление. Именно благодаря ему я окончательно определилась, что хочу это слышать, что меня это вдохновляет, будоражит эмоции. 

Педагог по дирижированию Ирина Владимировна Макарова много вложила в будущего вождя детского коллектива. Более того, настояла, чтобы талантливая студентка избрала музыку делом всей жизни и пошла учиться дальше.

Так счастливо сложилось, что в тот год, когда Шевченко выпускалась из училища, открылся музыкально-педагогический факультет в Институте культуры. И она поступила в вуз по своей же специальности. А там был огромный студенческий хор, вел который профессор Владимир Козляков.

- Мастерство дирижера было высочайшим, - делится воспоминаниями хормейстер. – Я тогда, наверное, сидела с огромными глазами, мне казалось, что это такое счастье – все, что происходит вокруг!

Начальница «Начала»

Своей семьи в узком понимании этого слова у Татьяны Шевченко так и не сложилось, но у нее есть сто детей, не считая тех, кто уже вырос и ушел в самостоятельное плавание. С 1997 года детский хор «Начало» объединил не одно поколение. Он проложил дорожку на большую столичную сцену целому ряду артистов. Есть прецеденты, когда выпускники приводили на пение уже своих чад.

- Изначально была поставлена цель, чтобы этот коллектив когда-то пел мастерски. Идея о его создании витала в самом воздухе, - возвращается к истокам хормейстер. – К тому же по окончании института я посетила хоровую студию «Соколята» в Рыбинске. Там я впервые услышала, как поют дети, и не просто в один голос, а на профессиональном уровне - у них была четырехголосная партитура, серьезный классический репертуар, и они легко все делали. Я поняла, что дети могут так петь, и вдохновилась этим.

Владимир Васильевич, несмотря на занятость с камерным хором и кафедрой дирижерско-хорового отделения института, взялся за это дело. Татьяна Ивановна стала его помощницей, а впоследствии и преемником. Впрочем, маэстро допускал мысль, что может ничего и не получиться, ведь перед энтузиастами лежала целина.

 - Первая репетиция… - вспоминая ее, дирижер смеется. – Сначала было собрание. Обсуждали, в какие дни будем встречаться. В конце Владимир Васильевич попросил ребят одну нотку спеть, и прозвучала музыкальная клякса. Потому что пришли и подготовленные, и неподготовленные. Стало ясно, что по щелчку ничего не произойдет, что нужна долгая, кропотливая и непростая работа. Но заняться ею очень хотелось.

Хор «Начало» - нечто большее, чем творческий коллектив. Это семья.

- Мы все разные, но нас объединяет общее дело. В нашем кругу создан уютный микроклимат, который мне очень дорог. Есть такое изречение: хор – это умение слышать друг друга. И если я смогу научить ребят сопереживать тому, кто рядом, замечать соседа, отдавать окружающим теплоту, то буду рада, - откровенничает Татьяна Ивановна. – Работать с девчонками и мальчишками мне интересно, я их очень люблю. Прихожу на работу - бегут навстречу дети, чтобы меня обнять, и мне больше ничего не нужно. Я от этого счастлива!

Хором столько пройдено – хватит на десяток жизней. Потому что здесь фантазируют, творят, поют, наконец. Не боятся экспериментировать, играть, выходить из зоны комфорта. Не унывают, несмотря на препоны судьбы, и берут на себя ответственность в испытаниях. Не таков обычай хористов, чтобы ограничиваться классами да сценой. Они обязательно выезжают в люди. Любое путешествие – яркое приключение. Никогда не забудутся участие в закрытии сочинской Олимпиады, выступления на конкурсах в Москве и в Ялте, паломничества в Вышенский монастырь.

 - Прошлым летом мы ездили в село Лысые Горы. Палатки под открытым небом, гитара у костра, картошка, запеченная в золе, – это с нами навсегда, - улыбается своим воспоминаниям педагог. – В сельском храме спели Божественную литургию. Там стояла такая тишина, что было слышно, как мы дышим, хотя церковь была наполнена прихожанами.

Хор «Начало» обладает удивительным даром, а может быть, и умением, поднимать настроение зрителям. Предводитель полагает, что секрет легко вычислить: просто юные артисты занимаются любимым делом и эту любовь дарят людям.

Тепло души

Чуткость и внимание друг к другу в коллективе часто выражаются посредством маленьких подарков. Сама «начальница» обожает творить красоту своими руками и хвастается тем, что может связать любую вещь - от носков до шапки. По ее признанию, это, ко всему прочему, помогает восстановить эмоциональное равновесие.

Любовь к рукоделию, к народной культуре Шевченко прививает и своим подопечным. Например, накануне рождественских или масленичных концертов приносит в класс рушники, вышитые бабушками, и рассказывает, что раньше каждая иконочка была покрыта таким украшением. Дети удивляются тому, насколько это кропотливая работа. Но что еще важнее, вдохновляются на труды. Комната для занятий декорирована поделками, созданными ребятами «просто так» - на радость.

- Мне нравится, когда подарок преподносят от чистого сердца, не обязательно на праздник, - поясняет дирижер. – Однажды у меня кошки на душе скребли, а девочка, придя на репетицию, протянула мне красную розочку: «Татьяна Ивановна, это вам. Просто так». И так искренне, что тронула меня до слез. Сколько лет уже прошло, а я помню эту розочку.

Благодаря таким внимательным людям Татьяна Ивановна открыла самый дешевый способ увеличивать свой розарий на даче:

- Есть приятный момент в работе – на концертах или на праздники дарят букеты. По возможности мы с мамой стараемся сохранить черенки роз. Некоторые приживаются, и мы помним, чьи это цветы.

Сто сорок солнц пылают неукротимо. Они не обжигают, а греют человеческие души и забрасывают в них искорки добра. Целая жизнь положена на одно дело –благородное, грандиозное, почетное. Потому что хор «Начало» во главе с Татьяной Шевченко работает не только на радость публики, но и на престиж всего края.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер