Журналисты "Тамбовского курьера" узнали тайну старого ЗИЛа

13 апреля, 10:47 Анна Мещерская Прочитали 2 102 раза
Фото: Надежда Золотарева
Когда засыпает город, начинается совсем другая история.
Заброшенные цеха, груда промышленного мусора и тайна потерянного «ЗИЛа» - звучит многообещающе. Многие люди так, наверное, никогда и не поймут, что заставляет успешных предпринимателей и врачей, прокуроров и студентов, строителей и фотомоделей вечерами вылезать из своих уютных квартир и часами носиться по ночным городам в поисках кодов. Сектантством здесь и не пахнет. Скорее уж поиск альтернативного способа экстремального отдыха. Почему для сотен людей ENCOUNTER (сеть городских игр) стал смыслом жизни, разбирались журналисты «ТК».

Что наша жизнь? Игра!

Субботний вечер обещает быть интригующим. Игра начинается в десять вечера. Все ждут брифинга, на котором авторы игры расскажут об особенностях ее прохождения. Разношерстная толпа дружелюбно что-то обсуждает. Через несколько минут от этого дружелюбия не останется и следа: команды превратятся в ярых противников. В ENCOUNTER, как и в футболе, есть свои принципиальные соперники. В Тамбове это «Энергетики» и «Ff». Но об этом чуть позже. Пока не началась игра, удается познакомиться с участниками.

Сергею Иванову 32 года. Здесь он считается самым старшим игроком. В EN-ке с 2008 года. Его первая схватка стала и первой игрой для Тамбова. Тогда в ней приняло участие тринадцать команд. Игра называлась «Первый контакт». Участникам предстояло вжиться в образ спецагентов и внедриться в группу пришельцев, чтобы ее нейтрализовать. Сергей по профессии энергетик. Кстати, и его команда изначально состояла из представителей этой отрасли, отсюда и название. Сам проект ENCOUNTER пришел к нам из братской Белоруссии. Там в начале «нулевых» впервые стали проводить городские игры.

- Не скучно с молодыми участниками состязаться?

- Нет, за ними интересно наблюдать, - говорит Сергей. - Если команда неопытная, к ней прикрепляют куратора.

- То есть в игре участвуют и опытные команды, и совсем молодые?

- Конечно. Однако опыт здесь не играет особой роли. Бывает, что опытная команда последней приходит, бывает, что и новички «выстреливают». Все от сценария игры зависит.

Сценарий – «король» игры. Если он толковый, то и народ доволен будет. Если же грешит «ляпами», благодарностей ждать не стоит. Причем чем богаче воображение у авторов, тем более закрученным будет сюжет. А вот игрокам в этом плане приходится держать ухо востро. Ориентироваться приходится в различных сферах.

- У нас были игры, посвященные «Союзмультфильму», кинофильмам «Иван Васильевич меняет профессию», «Сайлент Хилл», Великой Отечественной войне, армейским будням, мафии и т.д.

- Для участия в игре необходимо быть интеллектуально подкованным человеком?

- Более чем. У нас были игры по книгам, так что приходилось в короткий срок знакомиться с масштабными произведениями.

- А как родственники относятся к такому увлечению?

- Говорят: «Зачем тебе это нужно?».

- И зачем?

- Хороший вопрос… Это колоссальный заряд энергии! Как расслабиться после тяжелой трудовой недели? Кто-то предпочитает алкоголь, а мы выбираем экстремальный вид отдыха.

- А ставки на победителей делают?

- У нас был случай, когда кто-то попытался открыть тотализатор. Но мы зарубили это на корню. Играем не из-за денег…

Выбор сделан

Супружеская пара Гоковых Кирилл и Дарья познакомилась на игре. Сегодня выступают в качестве авторов. Субботнюю игру решили посвятить «становлению» ENCOUNTER в Тамбове.

- Тогда смартфоны только появлялись, Интернет был не у всех. Да и о навигации в современном понимании этого слова мало кто знал. Командам приходилось ориентироваться по картам города, рассматривая в кромешной темноте конкретную улицу или дом, - вспоминает Кирилл Гоков.

Сегодня информационные технологии выступают в роли палочки-выручалочки. Но не на них одних завязана игра. Помимо ориентации в пространстве, игрокам требуется смекалка, логика, эрудированность и недюжинная сноровка. Как правило, состав команды делится на «полевых» и «штабных» игроков. В связи с тем, что передвигаться приходится на автомобиле, количество полевых игроков редко превышает пять человек. В штаб входят игроки, которые сидят дома за компьютерами и помогают «полевикам» решать задания.

За десять минут до старта команды заходят на сайт и ждут первого задания. На сайте происходит и дальнейшее взаимодействие со сценарием. Игроки получают загадку, которую должны решить и понять, куда нужно ехать, то есть конкретный адрес. Приехав на место, они выполняют задание организаторов либо ищут коды - надписи, оставленные организаторами. Выполнив уровень, команда переходит на следующий. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой либо набравшая наибольшее количество бонусов, в зависимости от условий игры.

- У нас есть несколько типов игр. Формат «точки» представляет собой несложную игру, которая, как правило, проходит по Тамбову. Ее длительность варьируется в пределах 2-4 часов. Формат «схватки» - сложная длинная игра, чаще всего включает в себя перемещение по различным населенным пунктам. «Схватки» могут быть полностью выездными. Например, у нас была игра, которая полностью проходила в городе Уварово, на территории бывшего химзавода. На выбор формата во многом влияют погодные условия. Зимой, чтобы не морозить игроков, мы обычно проводим «точки». Летом чаще проходят «схватки», тогда игра может длиться и более двенадцати часов, - рассказывает автор игр, владелица домена игры в Тамбове, участница команды «Ff» Мария Машинистова.

- А вот летом игры могут длиться 7-12 часов, в это время года обычно и проводятся «схватки». Сергей Иванов на правах самого возрастного участника говорит, что на его памяти самая длинная игра длилась аж 72 часа!

Репортаж с места событий

Если честно, понять, в какую минуту началась игра, стороннему человеку практически невозможно. Доля секунды, и полсотни человек растворяются в толпе снующих туда-сюда автомобилей. Мы отправляемся на «точку». Авторы смеются, говорят, что здесь участников ждет творческий сюрприз. Пригодится дополнительный инвентарь, позаботиться о котором игрокам предстояло заранее. Кирилл поясняет, что существуют стандартный набор игрока, куда входит фонарик, веревка, телефон с выходом в Интернет, блокнот и ручка. Но в зависимости от тематики игры могут понадобиться и дополнительные атрибуты. На сей раз потребовались метла и женский халат. Стараюсь не удивляться, но авторы, загадочно улыбаясь, говорят: немного повеселимся.

Ждем игроков. Попасть на «точку» они могли, только отгадав загадку:

-По Ярославской на Мытищи он шел к Победе, но не добрался до конца. Он станцию свою приметил, чтоб потеряться навсегда.

При этом в тексте загадки важен каждый знак препинания, с большой или маленькой буквы написано слово, в кавычках оно или нет. Услышав загадку, удивленно смотрю на авторов. Догадаться не могу. Кирилл поясняет:

- Речь идет о станции метро «Динамо», открыта 11 сентября 1938 года. В загадке указано место следующего задания – «Динамо» Тамбов. Здесь мы и останавливаемся.

Впечатляет. Прежде чем отправиться сюда, игрокам предстояло собрать «коды». Куда их поместят авторы – вариаций много. К примеру, они могут быть написаны огромными буквами на одной из тамбовских мноэтажек где-нибудь в «Летке», а могут – маленькими буквами на оконной щеколде заброшенного домика. Один из принципов игры: коды должны быть на предметах, которые нельзя передвинуть и унести. Практика показывает, что как раз такие «коды» Энщики (энщики – игроки в ENCOUNTER. - Прим. редакции) находят гораздо быстрее, чем написанные на видном месте. На одной из точек игроков ждет заброшенный ЗИЛ. Кажется, что за всю долгую и трудную жизнь к нему не было приковано столько внимания, сколько в субботний вечер. Мало того, что этот раритет необходимо было отыскать, так еще и кодами предстояло помучаться. Но вернемся на нашу точку.

- Команда едет. Готовимся.

Ребята выпрыгивают из автомобиля. Автор выбирает «жертву». В этот раз отдуваться придется мужчинам. Игроку вручают им же привезенный халат и метлу. Просят станцевать стриптиз. Легкое недоумение на лицах игроков. Но задание есть задание. Парень начинает танцевать. Артистичность идет бонусом. Отмечу, что все было в рамках приличия. Как только парень снимал халат, команде вручался код. Можно отправляться на следующую локацию.

- Подсказки витают в воздухе, - говорит Кирилл. – Например, на одной из точек мы включили песню «37-й» группы «Ленинград». Это и есть адрес следующей локации – Ленинградская, 37 Тамбова.

- От таких загадок голова может кругом пойти, - говорю авторам.

- В этом весь и интерес.

Команды сменяются одна за другой. Танцы становятся все забавнее, а прохожие все с большим интересом наблюдают за происходящим.

- А как происходит взаимоотношение со стражами правопорядка?

- По-разному. Вообще, когда авторы приступают к разработке игры, они учитывают скоростной режим, сигналы светофоров, чтобы игроки не нарушали правила дорожного движения. Бывает, что полицейские останавливают команду, проверяют документы и отпускают. Иногда приходится объяснять, что мы проводим игру. В большинстве своем полицейские с пониманием относятся к нашему увлечению. Но ситуации бывают разные. Бывают случаи, когда игроки расходятся с полицией миром, а иногда наоборот - провоцируют конфликт.

Жить игрой

Приезжаем на конечную точку. Некогда успешное предприятие ныне безвестно кануло в Лету. На таких бывших промышленных объектах играть интереснее всего. Глубокая ночь. Команды, вооруженные фонариками, мгновенно разбегаются в поисках кодов. Время здесь имеет свою цену. Быстро нужно «снять» всевозможные коды.

- Есть такое понятие, как «трешечник» - это игрок, который снимает самые сложные коды, которые написаны высоко над землей, например, на каких-нибудь вышках, - поясняет Маша Машинистова. - Название связано с уровнем опасности, который присваивается каждому коду. Уровень опасности «один» - легкий код на уровне глаз; «два» – код, за которым нужно подняться на метр-два. И уровень опасности «три» - это очень сложные коды, для их снятия иногда нужна страховка. Отсюда название: «трешка» - очень сложный код и «трешечник» - игрок, который его снимает.

Игра заканчивается под утро. Победу одерживает «Ff». «Энергетики» становятся вторыми. О соперничестве этих двух команд здесь ходят легенды. Поговаривают, что длится оно уже несколько лет. Победу с переменным успехом вырывает то одна, то другая команда.

Беседую с игроками. С удивлением узнаю, что некоторые из них даже от своей семьи увлечение скрывают. Почему? Говорят, не поймут… Считают, что опасно. Бывает, конечно, всякое. Но правило здесь действует одно: несовершеннолетних играть не берут. После победы «Ff» разговариваю с Машей Машинистовой.

- Девушки играют наравне с парнями?

- О да! – отвечает Маша. - Конечно, иногда девушкам нужно подавать руку, подсадить. Бывают команды полностью женские, бывает, что девчонки становятся «трешечниками». Причем, если девушке нужно помочь слезть/залезть, ей точно помогут, даже если рядом нет твоей команды, помогут соперники. С взаимовыручкой у нас все очень хорошо, игра экстремальная, поэтому безопасность превыше конкуренции.

Игры проходят не только между тамбовскими командами. На субботнюю игру приезжала команда из Воронежа. В целом, энщики частенько ездят играть по различным городам России, игроки из других регионов приезжают в Тамбов.

- А как наши местные команды выступают на российском уровне?

- С переменным успехом. По традиции самые сильные команды в Москве. Но нам тоже иногда удается вырвать первенство. В 2013 году мы выиграли Международный фестиваль ночных экстремальных игр в Самаре, а в прошлом году в Липецке выиграли чемпионат MEGA-Encounter.

Напоследок задаю, наверное, один из самых важных для меня вопросов:

- Почему люди стремятся к игре? Здесь каждый находит что-то свое?

- Сложно ответить. Думаю, все Энщики время от времени задаются вопросом: сегодня суббота, пять утра, что я делаю на заброшенном заводе в Рязани? Наверное, в каждом из нас страсть к адреналину, азарт, дух соревнования. Хочется себя проверить, насколько много я могу? К тому же ENCOUNTER - это отличный тимбилдинг, на игре в сложных ситуациях сразу видно кто есть кто. Члены моей команды стали моими лучшими друзьями, мы вместе проехали пол-России. Общение среди игроков - это свой круг, когда мы вместе выезжаем отдыхать, это очень весело. Даже незнакомые люди быстро находят общий язык, потому что есть общая страсть.

- Вас сплачивает азарт?

- Думаю, не только. Скорее общее увлечение, а внутри команды - совместное преодоление любых трудностей.

Если вас, как и наших героев, манит экстрим, и вы хотите принять участие в игре Encounter, собирайте команду и регистрируйтесь на сайте tmb.en.cx

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер