Экшн на маминой кухне

11 февраля, 15:27 Анна Мещерская Прочитали 766 раз
Фото: Фото из архива кафедры химии и химических технологий ТГТУ
Чем химия отличается от магии и почему апельсин сильнее воздушного шарика.

- Вы боитесь огня?

 Завкафедрой химии и химических технологий ТГТУ профессор Артем Рухов озадачивает вопросом.

- Смотря в каком он состоянии. Если я могу его контролировать, то не боюсь.

- С химией примерно такая же ситуация. Если вы знаете, как с ней обращаться, то это не страшно. Почему, например, одно вещество можно трогать голыми руками или вдыхать, а другое нет. И всегда надо понимать величину меры: в малых количествах это ценное лекарство, а в больших - яд. Ведь мы боимся того, чего не понимаем. Поэтому и химия пугает только тогда, когда мы не понимаем ее законов. Но без нее мы жить уже не сможем. Все вокруг нас - продукты химической технологии.

Написать о том, что когда-то даже самые отчаянные двоечники знали химию так, что от зубов отскакивало,  - значит, соврать. Химия всегда была наукой менее массовой, чем, скажем, математика, информатика или литература. Сегодня с образованием хуже. Лаборатории есть далеко не во всех школах, да и сами химические опыты многие школьники видели только на экране проектора или в учебнике. О том, что химия - это все-таки не страшно, как не страшна физика, математика, архитектура, в Тамбовском государственном техническом университете стали рассказывать в рамках просветительского проекта «Университет открытий». Цель проекта - убедить детей в том, что наука и инженерное дело – это совсем не сложно и очень интересно. Занятия идут практически по настоящему университетскому графику. Лекции, воркшопы, мастер-классы, квесты и общеразвивающие занятия проводят ученые, преподаватели ТГТУ, эксперты из разных научных областей. Главный принцип – интерактивность и непосредственное участие каждого маленького «студента» в познании процессов и явлений, выполнении творческих заданий, решении жизненных задач. Темы выходят далеко за рамки школьной программы, а расписание «студенты» составляют для себя сами, исходя из того, что им интересно. Есть возможность модульного прохождения программы университета: от уровня первого знакомства по каждому из академических направлений до более глубокого изучения предмета.

И конечно, проект рассчитан на популяризацию научных знаний, на формирование у детей заинтересованности в темах, волнующих родителей, современную науку и общество.

В химической лаборатории есть чем заинтересовать, но не все опыты «повторяемы» за ее пределами. Кто-то посоветовал снять видео с простыми опытами, которые можно повторить под присмотром родителей и выложить в Интернет. Химики выложили первый опыт, затем еще один, еще и еще. Так все выросло в собственный YouTube-канал и страничку в социальных сетях. Забегая вперед, скажу, что она не столько для увлеченных химией, сколько в целом для любопытных.

Любопытство – двигатель прогресса

Изготовить невидимые чернила, создать вулкан из соды и лимонной кислоты и выяснить, кто сильнее: воздушный шарик или апельсин. Для химических опытов совсем не обязательно превращать свой дом в комнату алхимика. Достаточно банального любопытства. Хотя какое же оно банальное? Доцент кафедры химии и химических технологий, кандидат технических наук Евгений Бакунин уверяет: увлечение наукой начинается с обычных опытов.

- Существует стереотип, что химические опыты – это когда все взрывается, меняет цвет, дымится и так далее. Словом – экшн. Бывает, конечно, и такое. В Интернете полно каналов с химическими опытами. Говорят, например: возьмите кристаллический йод. Но просто так его не достать. Да и задача у нас иная. Мы показываем те химические опыты, которые можно повторить у себя дома с использованием доступных и безопасных веществ. Химия сегодня – один из немногих школьных предметов, на котором можно что-то сделать своими руками.

- Например, что?

- Многое. Интересный опыт с воздушным шариком. Выясняем, чего он больше «боится» - огня или апельсина... Самый ходовой реактив – это сода и лимонная кислота, с их помощью мы создавали вулкан. И подобных веществ под рукой множество, достаточно зайти в аптеку или любой хозяйственный магазин. Бывают, правда, курьезные случаи. Однажды я спросил в аптеке ляпис – это нитрат серебра. Мне ответили: «Молодой человек, ляписа нет. Но есть другие прекрасные средства от бородавок».

Ролики в YouTube  – только одно из направлений работы кафедры. Параллельно занятия ведутся в «Университете открытий», организуются экскурсии на промышленные предприятия. К слову, видеоэкскурсии преподаватели кафедры планируют выкладывать в соцсетях, кто не успел побывать лично – доступна «виртуальная» версия. Но самая главная задача, по мнению заведующего кафедрой, - качественно готовить студентов к профессиональной жизни. Тамбовские студенты должны быть лучшими. 

Первое занятие в «Университете открытий» по традиции проходит под эгидой научных споров: химия – это наука или магия?

- Я всегда спрашиваю детей, чем наука отличается от магии. После того, как они высказывают свои предположения, отвечаю: «Магия – это получение какого-то результата непонятным способом».

- То есть если я в кастрюльку насыплю соду, залью уксусом, у меня что-то произойдет, но я не пойму как, это будет магией?

Ученый улыбается.

- Если рассуждать с такой позиции, то отчасти да. Однако уровень подготовки современного человека дает определенный минимум знаний к пониманию того, что такое химия и как устроен окружающий мир. Мы живем не во времена Николая Николаевича Миклухо-Маклая, когда можно было поджечь спирт, заявив аборигенам, что если они не будут подчиняться, то можно «поджечь море».

Экшена детям не хватает. Химики то ли с горечью, то ли с философским пониманием это признают. В Интернете взрывов и прочих спецэффектов хоть отбавляй. Но важней всего – безопасность. Взорвать несложно. Сложнее донести до ребенка, что в колбочке произошло, что это за реакция и зачем она вообще нужна. А вот это уже настоящее искусство.

Наше все

- Все вокруг нас – продукты химической технологии, - говорит завкафедрой Артем Рухов. – Вот резинка для волос - кто-то из студенток оставил – сделана из полиуретана. Окна – это ПВХ. В современном обществе невозможно найти ни одно изделие или материал, который напрямую или косвенно был получен без применения химических знаний. Да и если разобраться, что такое химия? Открываем словарь, читаем: «Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях». Идем дальше. Есть еще  химическая технология. Это наука об экологически безопасных  и экономически целесообразных методах  получения химических продуктов из исходного сырья. То есть когда люди говорят, что химия - это вредно и плохо, то они попросту не знают, о чем идет речь.

Проще всего «химию» представить на собственной кухне. Ученые утверждают, что с точки зрения науки жареная картошка куда сложнее нейтронной звезды. Хотя что здесь может быть сложного: картошка, растительное масло, соль и перец. А что «внутри»? Крахмал картофеля – это полимеры глюкозы. В клубнях синтезируются все незаменимые аминокислоты: валин, лейцин и изолейцин, лизин, гистидин, метионин, треонин, триптофан и так далее. Плюс жиры, которых не так много в самом клубне, зато достаточно на сковороде. Далее термическая обработка со всеми вытекающими отсюда реакциями. Пока дочитаешь – потеряешь аппетит.

Но в массовом сознании химия практически равна колдовству. Да и у химиков в лабораториях каких ингредиентов только нет. А что там на самом деле происходит и почему не стоит бояться, теперь ученые показывают практически в режиме реального времени.

- Мы не ставим перед собой задачу популяризировать нашу кафедру. Поясню: я сторонник открытого мира. Я считаю, что в мире будущего не будет секретов. О том, что мы делаем на кафедре, раньше написали бы в газетах, сегодня мы рассказываем об этом на страничках в социальных сетях и своем канале в YouTube. Зачем? Во-первых, это кого-то может заинтересовать. Во-вторых, мы просто хотим открыто говорить о себе и о том, чем же мы на самом деле занимаемся.

- А чем Вы занимаетесь? – уточняю я.

- Ничем необычным. Занимаемся наукой в области электрохимического синтеза и применения нанографитов, учим уму-разуму студентов, а также заботимся об их досуге. Вот  недавно, например,  проводили чемпионат по тетрису и квиз (это такая викторина). Организуем экскурсии. Увидеть картинку на проекторе - одно, а побывать на реально действующем предприятии – совсем другой уровень. Признаться честно, я поначалу достаточно скептически к этому отнесся. Но недавно понял – этим нужно заниматься. Зачем? Как размножаются люди, понятно. А как размножается общество? Через науку и образование. Выкиньте все это - и человечество превратится в животных или станет подобием морлоков. Сколько антиутопий на эту тему написано?! Вы только представьте, что однажды в каком-либо государстве пропали наука и образование. Конечно, какие-то знания будут передаваться от отца к сыну, например, как охотиться или ловить рыбу. Но лучше мы становимся, когда учимся. На своих занятиях, через YouTube, в соцсетях мы показываем детям, что химия и химическая технология – это не что-то непонятное и загадочное, а интересная и нужная наука. Считайте, что мы таким способом готовим себе смену. Судьба учителя - быть превзойденным.  

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер