Сто шапок для дедушки Сережи

21 января, 08:57 Юлия Буковская Прочитали 799 раз
Фото: Юлия Бардакова
Как Центр социальной помощи «Опека» разместил свои проекты на благотворительной платформе и собирает средства для одиноких стариков

В прошлом году Центр социально-медицинской помощи «Опека» запустил проект «Подарим радость одиноким старикам». Собираемые средства идут на заработную плату культурологам. «Опека» заботится более чем о ста бабушках и дедушках, которые живут в домах престарелых Тамбовской области.

– Обычно каждый день стариков похож на предыдущий. Разнообразие вносят только культурологи. Они устраивают танцы, турниры по шашкам и шахматам, мастерят поделки, устраивают спектакли. Мы собираем деньги для того, чтобы оплачивать работу специалистов, способных подарить радость одиноким пенсионерам, – говорят сотрудники «Опеки».

Проект существует на базе платформы Добро Mail.Ru. Это сервис для добрых дел, где собраны только проверенные благотворительные фонды со всей России. Здесь есть и другие проекты «Опеки».

Дела духовные

В двадцати километрах от Кирсанова, в стороне от дороги в областной центр, есть село Иноковка. Строго говоря, Иноковок здесь целых три – Первая, Вторая и железнодорожная станция с таким же названием.

Станция между Платоновкой и Кирсановом раньше была узловой на Юго-Восточной железной дороге на линии Тамбов–Ртищево. В течение двадцати с лишним лет станция называлась Краснослободск. Но так как в Пензенской губернии, а ныне в Мордовии, существует город Краснослободск, возникали казусы. Географические сведения были распространены слабо, и случалось, что воинские команды, посылаемые в город Краснослободск, прибывали на эту станцию.

Насколько большое значение имела одноименность этой станции с городом Краснослободском показывает тот факт, что даже в официальном издании Хозяйственного Департамента Министерства внутренних дел «Россия в дорожном отношении» про город Краснослободск сказано: «В настоящее время Краснослободск – один из лучших городов Пензенской губернии, город лежит на двух линиях: Козлов – Саратов и Краснослободск – Инжавино Рязанско-Уральской железной дороги».

Между тем город этот находится отсюда на двести с лишним километров к северо-востоку. Чтобы исключить путаницу, станцию Краснослободск переименовали в Иноковку, по названию лежащего в двенадцати километрах к юго-востоку села.

Само село Иноковка на Старую и Новую разделили в конце девятнадцатого века. Название села образовано от слова «инок» – монах. По преданию, в густом лесу на берегу реки Вороны существовал скит, в котором обитало несколько отшельников, приплывших неизвестно откуда. В их маленькую церковь ходили первые жители села.

Из местных сейчас об этом мало кто помнит. Поэтому на автобусной остановке и видавшем виды ПАЗике, доставляющем пассажиров в райцентр и обратно, гордо красуется «ИнАковка».

Духовная история Иноковки заслуживает отдельной публикации. Скажем только, что православная община здесь была сильна даже в годы самого ярого гонения на Церковь. В Иноковке сохранилась удивительная история про монахиню Доминику. Уроженка села, она долгое время жила в Тихвино-Богородицком монастыре в Кирсанове. Когда монастыри были распущены, приехала во Вторую Иноковку. В конце огорода ее матери был овраг, который до сих пор называют Коростелев буерак. С одной стороны оврага у матери монахини был небольшой сарайчик с погребом. И вот в этом погребе выкопали пещерную церковь. Работали по ночам, во время половодья, когда по оврагу шла сильная вода, выбрасывали землю, и все уносилось с водой. Ночью завозили дубовые бревна для стен, внутри обили досками и самотканым холстом. В церкви имелся колодец. Говорят даже, что был еще один подземный ход – к старому разрушенному храму.

От «Теплого дома» – к «Опеке»

Сейчас во Второй Иноковке действует Тихвинский храм. Его каменное здание построено в девяностые годы теперь уже прошлого века. Перед храмом установлен купол и крест разрушенной некогда церкви. В паре десятков метров от церковной ограды – здание бывшей школы. Потом до 2010 года здесь был социальный приют для детей и подростков «Теплый дом». Дети из неблагополучных и малообеспеченных семей проходили здесь своеобразную реабилитацию. С ними работали педагоги, психологи, врачи, воспитатели. На средства районного бюджета здесь сделали хороший по тем временам ремонт: кроме классных комнат и спален, были столовая, комната отдыха, прачечная, теплые туалеты. На стенах нарисованы сказочные персонажи, на окнах – «веселые» занавески.

Когда приют перешел в ведение региона, его вскоре закрыли, объединив с другими подобными учреждениями. Освободилось здание, площадью в целых восемьсот квадратных метров. И тогда на базе бывшего приюта открыли палаты сестринского ухода участковой больницы. Сегодня здесь отделение сестринского ухода, которое курирует автономная некоммерческая организация «Опека» – единственная некоммерческая организация в Тамбовской области, оказывающая услуги сестринского ухода пожилым людям и инвалидам в отделениях сестринского ухода. У них две палаты – в Сосновке Мордовского района и во Второй Иноковке Кирсановского района.

Денег у «Опеки» едва хватает на то, чтобы покрывать ежедневные нужды: покупать продукты, элементарную бытовую химию, оплачивать коммуналку и платить зарплату. К праздникам всегда объявляют отдельные благотворительные сборы, чтобы бабушки и дедушки не остались без подарков.

Когда в этом году весной в Иноковке сломались сразу оба электрических водонагревателя, бабушки и дедушки остались без горячей воды: ни искупаться, ни посуду помыть. Объявили сбор, и в кратчайшие сроки благодаря пожертвованиям удалось приобрести новые. А еще в Сосновке при поддержке журнала «Такие дела» отремонтировали коридор, заменили двери, отремонтировали сестринскую, столовую, кухню. Больше четырехсот тысяч рублей собрали на тумбочки и комоды.

Но помощь идет не только от неравнодушных людей. Благодаря фонду «Преодоление» в рамках проекта «Философия уюта», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, в Сосновке обновили диваны и кресла.

– На Добро.mail.ru в рамках проекта «Накормим дедушек и бабушек полезной едой» собрали почти семьсот тысяч рублей. Целый год мы покупали бабушкам и дедушкам дополнительные продукты, которых нет в меню: говядину, овощи, фрукты, йогурт, – рассказывает заместитель директора «Опеки» Нина Чеботарева. – На V ежегодном благотворительном лазертаге «Большая игра во имя добра» собрали пятьдесят тысяч рублей на ремонт ванной комнаты во Второй Иноковке. Благодаря «Корзине добра» собрали семьсот килограммов продуктов.

Старость в Новый год

Нина Чеботарева – формально заместитель директора. На самом деле она исполняет обязанности далеко не только управленческие. Она точно знает, какого размера подгузники нужны в Иноковку, какой халат – в Сосновку, где сколько картошки осталось, и привезти ли еще свеклы.

Каждый праздник Нина с коллегами и волонтеры стараются доставить одиноким старикам не только гостинцы и подарки, но культурно-развлекательную программу. Чаще всех приезжают студенты и преподаватели колледжа искусств. Нередкие гости палат во Второй Иноковке – работники и воспитанники из местного клуба из Иноковки Первой. Сейчас он называется мудрено: филиал районного дома культуры Кирсановского района – сельский Дом культуры села Первая Иноковка.

– А как же? Это же наши бабушки и дедушки! – заведующая филиалом Ирина Островская делает ударение на слове наши. – Детки наши из школы всегда помогают с танцевальными и вокальными номерами.

Лидия Сергеевна в местном доме культуры не работает, но всегда откликается на предложение принять участие в культурной программе. Смеется, что, когда жила в Казахстане, двадцать лет играла Снегурочку, а здесь «повысили» – дали роль Бабы Яги. Помогает она и с пошивом костюмов, купила на свои деньги и подарила несколько микрофонов.

– Я когда первый раз в палаты сестринского ухода пришла с концертом, очень тяжело было видеть одиноких стариков. Даже один куплет два раза спела и заметила это, только когда потом уже видеозапись смотрела. Волнение. Одна бабулечка, которая сейчас здесь живет, была моей соседкой. Она меня узнает, всегда подходит, – Лидия Сергеевна улыбается и смотрит в импровизированный зрительный зал на тетю Таню, худенькую улыбчивую старушку в беленьком платочке.

У стены – украшенная новогодняя елка. На окнах и стенах – бумажные снежинки. Это результат творчества Вали, которая по возрасту тоже, конечно, давно не просто Валя. Здесь, в отделении сестринского ухода, она увлеклась рукоделием, пришла в вере.

Лидия Сергеевна принимает микрофон из рук юной артистки из местной школы и сразу преображается – будто даже становится выше ростом. Профессиональной певицей она не стала, но с детства любовь к пению дает о себе знать: хорошо поставленный и очень приятный голос, артистическая раскованность. Бабульки сначала просто хлопают и подпевают с мест, а потом в прямом смысле идут в пляс. И даже сильный пол уговаривают потанцевать.

Миша, который по возрасту-то давно и не Миша, но которого здесь зовут именно так, идти на импровизированный танцпол отказывается. Только хитро и весело посматривает на всех из-под кепки со своего места на диване. Без кепки Мишу здесь никто, наверное, не видел. Олег, водитель-экспедитор «Опеки», который не просто крутит баранку легковушки, но и активно участвует во всей деятельности Центра, рассказывает про Мишу. Отец его был инвалидом, а мать работала дояркой. Семье жилось нелегко, времени на воспитание детей не было. Поэтому Миша с братом стали учиться в школе-интернате. После школы хотел стать трактористом, но отчислили из-за неуспеваемости. Тогда он вернулся в родное село и стал работать скотником. Однажды в драке Миша получил удар по голове, долго лежал в больнице и вышел оттуда инвалидом второй группы. Пока были живы родители, он обретался с ними. После их смерти Миша остался один, и родственник оформил его в отделение сестринского ухода во Второй Иноковке.

Артисты сменяют один другого. И вот уже микрофон у местной звезды – Виктора Кувардина. Сильный голос, благородная седина и главное оружие – репертуар. Здесь и Стас Михайлов, и «Одинокая ветка сирени». У бабушки Тани от энергичных аплодисментов слетает с головы беленький платочек и обнажает взлохмаченную и уже отросшую короткую стрижку, из-под которой каким-то лихорадочным блеском горят глаза. Лидия Сергеевна срывается из-за импровизированных кулис и стискивает ее в объятьях. Так, в обнимку, они и продолжают раскачиваться в такт музыке. А впряди еще Дед Мороз, Снегурочка и подарки от местного сахарного завода и других благотворителей. Потому что старость тоже имеет право на Новый год.

Боевое крещение

В отделения сестринского ухода с Ниной и Олегом иногда приезжают волонтеры. Не только артисты, но и просто те, кто увидел объявление в социальных сетях, где «Опека» сейчас работает все активнее. Времени и рук на это катастрофически не хватает. В штате, конечно, нет ни контент-менеджеров, ни смм-специалистов, а у самих сотрудников всегда есть дела важнее, чем постинг в соцсети. Тем не менее посты в соцсетях работают.

Алевтина и Жанна узнали об «Опеке» именно из соцсетей и решили перед Новым годом приехать в Иноковку. В дверях отделения девушки нерешительно останавливаются. Нина предупреждает: да, будет тяжело, но надо постараться не плакать. Сама она работает в Центре шестой год и уже не плачет. Почти не плачет.

Девушки-волонтеры помогают занести подарки. Коробки потяжелее Олег брать из машины не разрешает: несет сам. Алевтина и Жанна знакомятся с бабушками и дедушками, которые собираются в комнату отдыха на концерт. Первые несколько песен девушки стоят в коридоре и шмыгают носом. Но когда артисты достаточно поднимают настроение подопечным и уже звучат веселые, знакомые всем мелодии, входят в зал, берут за руки самых активных бабулек и идут с ними в пляс. «Свободные» артисты словно ждали условного знака. И вот уже около елки – веселый хоровод. Под медленные мелодии тоже мало кто сидит на месте. Немногочисленные мужчины вальсируют со своими дамами. Тем бабушкам, которым пары не хватило, танцуют с подругами, как Шерочка с Машерочкой.

В «Опеке» говорят, что для бабушек и дедушек, живущих в отделении, такие праздники едва ли не важнее, чем еда и крыша над головой. Ведь их каждый день окружают одни и те же стены и одни и те же лица. Помогают скрашивать серые будни культурологи. Они устраивают танцы, турниры по шашкам и шахматам, мастерят поделки, устраивают спектакли, поздравляют с днями рождения, вручают подарки. Но культурологам нужно платить зарплату. И собрать на эти цели деньги помогает проект «Подарим радость одиноким старикам» на Добро Mail.Ru.

Еще один проект на платформе – «Сто шапок» для дедушки Сережи. Центр «Опека» собирает деньги, чтобы купить бабушкам и дедушкам одежду: зимние и осенние куртки, шапки, обувь, домашние тапочки. Проекту дали имя жителя отделения.

Сергею Александровичу 61 год. Своих детей у него нет. Была жена, вместе воспитывали ее дочку. Когда супруги не стало, приемная дочь попросила его съехать с квартиры. Так Сергей Александрович попал в дом престарелых. Здесь много таких стариков, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию. Они приезжают из соседних сел и районного центра: кто-то на время, другие – до конца своих дней.

Дедушка Сережа рассказывает, что в детстве он любил ходить с родителями за грибами. На всю жизнь он запомнил, как отличать съедобные от поганок. Отец показывал, где пластиночки, где юбочки. Любил и рыбалку с лучшим другом Санькой. Сейчас из окон отделения, где он живет, видно два больших озера.

– Мне здесь хорошо: кормят, одевают. Занимаюсь любимыми увлечениями. Большего мне и не надо, – рассказывает Сергей Александрович.

Была у него только одна мечта – новая теплая куртка и шапка. Но эта мечта сбылась. И ее помогли исполнить те, кто жертвовал деньги на платформе Добро Mail.Ru. Теперь дедушке Сереже надо срочно придумать другую мечту. А мы все вместе поможем ее исполнить для дедушки Сережи и других одиноких стариков, которые тоже ждут помощи.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер