Подмостки - для души

4 сентября, 15:31 Анна Мещерская Прочитали 790 раз
Фото: Фото из архива Научно-методического центра народного творчества Тамбовской области
Как живут "народники" и почему театр - это про молодость.

«Тамбовский курьер» совместно с Научно-методическим центром народного творчества и досуга Тамбовской области продолжает проект «Театральный вестник». В этот раз нас встречает Знаменский народный театр. 

«Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка», - рассуждения режиссера Евстигнеева из бессмертной комедии «Берегись автомобиля» уже не кажутся такими забавными, когда речь заходит о любительском народном театре. Здесь не получают зарплату, нет пошивочных цехов, а актер одновременно может быть и музыкантом, и гримером, а по совместительству еще и завхозом, и инженером, и бог весть кем. Лишние руки свободными не бывают. Для чего выходят на сцену?

Актеры удивляются вопросу. Как - для чего? А ради искусства. Говорят, душа просит.

Знаменскому народному театру при районном Доме культуры тридцать один год. Это официально. Сколько лет ему на самом деле, боюсь, уже мало кто вспомнит. Старожилы рассказывают, что еще  по молодости играли в драматическом кружке. С 2005 года режиссером «народников» стала Светлана Владимировна Постникова.

Сцена зовет 

Здесь ставили комедии, драматургию, замахивались на классику и не чурались экспериментов. В театре, пусть и любительском, публику нужно завоевывать. В городах это делать проще – зрителей больше. В глубинке – вздыхает режиссер – нужно постоянно удивлять.

По зрителю актеры тоскуют всегда, причем по зрителю мудрому и отзывчивому, который не придет на премьеру с попкормом и чипсами…  

- Для чего мы выходим на сцену? Не ради того, чтобы просто выйти. Театр – это всегда эмоции, - говорит Любовь Крючанкова. 

Вне сцены Любовь Крючанкова воспитатель в детском саду, на подмостках кого только не приходилось играть: всех не перечислить.  

- Сложнее всего играть комедийные роли, - считает актриса. – Хотя кажется, что рассмешить человека куда проще, чем заставить его плакать. Но любая роль требует серьезной работы, и настоящий талант режиссера - увидеть актера в том или ином амплуа. У Светланы Владимировны получается. Она так распределяет роли, что выходишь на сцену, понимаешь – это я! 

Александр Ерохин – актер, музыкант и по совместительству работник культуры, директор Воронцовского ДК. Точнее, наоборот. На первом месте – работник культуры, затем все остальное. В Знаменский народный театр приезжает «актерствовать», в родном ДК – те же функции; правда, приходится еще и руководить. Привлечь человека на сцену, поясняет Александр Ерохин, порой непросто. Одни хотят, но не могут. Другие, могут, но не хотят. Воронцовке в какой-то степени повезло – село большое, драмкружок не пустует. Порой актеров привлекают и к «народникам». 

- А что тяжелее: руководить или исполнять? 

Александр Ермохин, пожимая плечами, отвечает: 

- Для меня нет такого разграничения: режиссер – значит командир. Все, как в армии.

Виновата душа

Олег Зяблов – вроде человека в человеке. Когда молчит, становится почти что незаметным, а начинает говорить – так вся комната заполняется им одним. Слушаешь и восторгаешься. В "мирной жизни" Олег учитель, любит историю, но преподает ОБЖ. Его ученики тут же уточняют: ОБЖ есть та история, между прочим, по их мнению, самый познавательный в школе предмет. 

- У меня в школе как-то спросили: «Что ты делаешь в клубе? Выступаешь? Участвуешь в чем-то? А зачем?" Я не знал, что ответить. Собеседник стал вроде бы к правильному ответу меня подталкивать, мол, может, нравится или там еще что? Я до сих пор не могу ответить на этот вопрос. Почему не могу? Я считаю, что у каждого человека есть душа. Он выходит на сцену не для того, чтобы не бояться, не стесняться, а для собственной души. В том, что человека тянет на сцену, виновата душа. Если я сам у себя спрошу, что мне дает театр, то не смогу ответить. Хотя нет, смогу. Но буду очень долго перечислять. 

- Для чего люди приходят в театр: чему-то научиться или провести время?

Тяжелый вздох труппы.

-  Это философский вопрос, - после небольшой паузы говорит Олег. – В Знаменке проживает более пяти тысяч человек, а на спектакль приходит сто. Почему? Возможно, что на первом месте у человека в современном мире стоит не духовная потребность, а задача заработать денег, чтобы накормить своих детей. Возможно, это причина. Но! Есть те, кто любит театр. Однажды мы ставили спектакль. До премьеры оставалось несколько минут, я вышел на «парадку» и увидел: на улице такая вьюга, что дороги не видно. А люди шли. Несмотря на погоду, шли.  

- Не обидно за театр и провинциального актера? 

- Я отвечу как учитель: когда приходишь в класс, где сидят тридцать человек, утешаешь себя тем, что если пять-семь детей хоть что-то вынесут с  урока, то это уже хорошо. Так же и со спектаклем. Пусть зрителей будет не так много, но они будут настоящими. Пусть хотя бы часть зрительного зала хотя бы на полтора часа отвлечется от своих насущных проблем, от души посмеется или поплачет. Телевизор не передает эмоции так, как это делает театр.

Вечная молодость

Галина Николаевна Петрова - пенсионер. Правда, только по статусу. Это про нее сказали, что после пенсии жизнь только начинается. И жизнь началась. Бывший начальник главного производственного отдела автодороги «Москва-Волгоград», более сорока лет трудового стажа.  

- Там не до творчества было, работу домой постоянно брали, - вздыхает Галина Николаевна.

В юности участвовала в самодеятельности, с пятнадцати лет уже вышла на работу. В ДК приходила отдохнуть, а после выхода на пенсию сменила статус зрителя на статус артистки. Сначала пришла в клуб ветеранов «Живена» - аббревиатура трех глаголов: живи, верь, надейся. А оттуда уже пригласили в театр. Владимир Ильич Николаев - «коллега» по клубу ветеранов. Офицер в отставке, бывший работник МВД. 

Владимир Ильич сам удивляется, как попал в театр: 

- Они, видимо, увидели во мне задатки какого-то персонажа.

- Вы его в себе не замечали? 

- Нет, - смеется офицер. – Моя жена мне только дома говорила: «Ну ты и артист». Когда я впервые на сцену вышел, подумал, что это почти то же самое, что трибуна в райкоме партии. Аудитория – те люди, которым я должен дать какие-то ценные установки. Понимаете, сцена не дает состариться, закостенеть. Когда ты сидишь дома и думаешь, что стал старым, никому не нужным, так и получается. А выходишь на сцену - и сразу чувствуешь свою востребованность. Даже элементарно выучить роль, и то голову в тонусе держишь. Это же огромная работа над собой. Ведь если бы не было театра, я бы, наверное, огородом занялся. Картошку сажал. А здесь – уход от рутины. Хорошее выражение. 

Андрей Савченко - профессионал. За плечами - институт культуры. Пришел после института, а тут любители. Поначалу вроде бы прописные истины объяснял, а потом понял: хоть любительская лига, но так за душу берет. Андрей и уходил, и снова возвращался, но без сцены, наверное, уже не может. 

- Да тут все такие, - подытожил он. – Душа требует искусства. 

Марина Савельева - старшая медсестра, после работы бежит играть, опять же по этой причине.  Театр – это болезнь. Раз пришел – значит, навсегда.

Смена растет

Детская театральная студия «Спутник» растит смену, да еще какую! Здесь занимались целые династии. Восьмиклассник Руслан Свирин только в театре узнал, что оказывается, его бабушка в молодости занималась в драматическом кружке у Елены Царевой, из которого потом вырастет народной театр.

Режиссер Светлана Постникова пригласила Руслана Свирина после конкурса чтецов, а затем к театральной жизни подтянулись его друзья, теперь уже театралы: Никита Кузьмичев, Татьяна Дедяева, Анастасия Хрущева и Валерия Филатова.

Никита первый день в театре вспоминает со смехом: скучно было идти домой одному, решил подождать Руслана после репетиций. А тот возьми и пошути, что Никита всю жизнь мечтал играть на сцене. Уж подставил, так подставил, смеются ребята.

Настя и Лера пишут стихи, обе девочки из творческих семей. Таня из династии театралов, когда-то в театре играли мама и старший брат.

- Очень интересно наблюдать за тем, как реагирует зритель, - говорит Татьяна. – Когда я на сцене, не знаю, что говорю. Но стараюсь следить за реакцией зала, подстраиваться под нее.    

Чему учит театр? Ребята говорят, что многому. Во-первых, не бояться, не теряться и верить в себя и товарища по сцене. Без поддержки – никуда. А ведь на сцене бывало всякое: и слова забывали, и Баба яга с Василисой местами менялись. Чего только не было. А не было только скуки и равнодушно уходящего зрителя.

Прямая речь:

Елена Макарова, режиссер Тамбовского областного научно-методического центра народного творчества и досуга:

- Знаменскому районному Дому культуры светят две звезды, две Светланы - директор Светлана Мазалова и режиссер народного театра Светлана Постникова. Они, имеют специальное режиссерское образование, заряжают своим светом всех вокруг. Театр народный, и хочется, чтобы его видел и слышал не только зритель их района, но и народ нашего города Тамбова, ЦФО, и всей России. Чтобы имея такой богатый потенциал в лице талантливого режиссера, увлеченных актеров, они не ограничивались только малыми театральными формами и пятнадцатиминутными сценками, а находили возможность выезжать на межрегиональные, всероссийские и международные конкурсы театрального искусства с полноценными часовыми спектаклями. Я уверена, что они приедут с наградами, привезут массу положительных эмоций и наполнят театральную "корзинку" новыми идеями, увеличат число своих поклонников.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер