Мир деревянных "людей"

21 августа, 14:17 Анна Мещерская Прочитали 905 раз
Почему театр кукол – это про взрослых и немного про детей.

«Тамбовский курьер» совместно с Научно-методическим центром народного творчества и досуга Тамбовской области продолжает проект «Театральный вестник». В этот раз нас встречает Народный кукольный театр «Золотой ключик» МБУ ДО «ДШИ Рассказовского района» Хитровский филиал МБУК «РДК Рассказовского района»

Черно-белые снимки, затем цветные и снова черно-белые. Это все история. Сейчас развешивать фотографии на стенах  не комильфо. Руководитель народного театра кукол «Золотой ключик» Лариса Карева будто извиняется за это:
- Так много снимков, и все спокойно живут в компьютере. Обновить их – руки не доходят. 
Рассматривать старые снимки в небольшой «каморке» Хитровского Дома культуры – практически ритуал, древний и нерушимый. Причем никто не помнит, как он появился. Словно сам по себе. Одно поколение актеров сменяется другим, а дети все ищут на фотографиях своих родителей, братьев и сестер, соседей и прочих родственников. И что важно – обязательно находят. 

Люди и куклы
За двадцать пять лет в народном кукольном театре какие только чудеса не происходили. Да он и сам возник из ниоткуда, словно по волшебству. Правда,  вполне себе с реальным «волшебником». В него не верили. О каком кукольном театре в середине девяностых, да еще в селе, могла идти речь? Ну, приехала худрук из города, ну, привезла с собой кукол, ну решила создать театр... Блажь. Так и говорили. Дело, мол, быстротечное. Месяц - другой, всем надоест. Не надоело. Вот уже двадцать пять лет. 
Лариса Карева без кукол не могла. Спрашиваю, почему?
- Я стала кукольником случайно. Жила в Тамбове, училась в тридцать четвертой школе. Во втором классе решили мы с подругой записаться в танцевальный кружок. Приехали  в Дом пионеров, а дверь танцкласса закрыта. Постояли, подумали, решили на разведку на второй этаж сходить – а там театр кукол «Теремок». Так и остались. Но времена же были другими, мы – пионеры, комсомольцы... Научился сам, научи другого. Пришла с куклами в Подростковый клуб, в Доме пионеров училась сама, а потом учила других ребят. Потом окончила школу: стала выбирать между литфаком и институтом культуры. Выбрала первое. Но не прошла. 
- Переволновались?
- Переучилась. И в первый год не поступила. Пошла работать в Красносвободненскую школу воспитателем. Пришла со своими куклами, создали театральный кружок. А уже на следующий год поступила на заочное отделение, правда, по профессии не работала. Зато всюду с куклами. Вышла замуж, родилась дочка. Узнали, что в Хитрово есть вакансия художественного руководителя. Переехали в село.
- Не побоялись?
- А что бояться? Условия – городские: свой дом, газ, канализация, рядом остановка и магазин. Любимая работа. Кстати, о ней. Переехали – а тут день работников сельского хозяйства. Тогда этот праздник широко отмечался. Мы сделали небольшой фрагмент из спектакля, затем создали кружок и уже через год стали призерами первого областного конкурса-смотра театра кукол. Нам присвоили звание народного. 
Два года назад в Хитрово создали еще один проект – «Семейный театр кукол Каревых», первый и пока единственный семейный театр в области. 

Физики и лирики
Валерий Витальевич Карев  не актер, хотя в театре много лет. Он входит в комнату почти бесшумно. Наверное, так же бесшумно помогает мастерить декорации, чинить кукол, переносит, перевозит и перетаскивает. 
- В театре, особенно кукольном, без мужской помощи не обойтись, - уверяет Лариса Владимировна.
Для меня загадка, как можно привлечь мужчин в театр. 
- Вам никогда не хотелось стать волшебником, который заставляет кукол говорить?
Валерий Карев задумывается. Тишина длится несколько секунд. 
- Я человек техники, далекий от искусства. Наверное, в определенном возрасте возникает желание быть полезным. Особенно детям. К спектаклям и поездкам я приобщался постепенно, на самом деле это завораживающий процесс. 
Сейчас в труппе почти три десятка актеров. В репертуаре – десять спектаклей. Бывает, что одни отправляют на полку, чтобы через несколько сезон снова всех удивить. Лариса Карева поясняет, что в театре кукол найти стоящую пьесу – настоящая удача. Ведь интересно должно быть детям и взрослым по обе стороны ширмы.
Самое страшное для актера – отсутствие реакции. Софья Орлова, актриса театра, говорит об этом со знанием дела. На себе испытала. Бывало, приезжает театр с гастролями, а зрители вместо сцены на экран монитора смотрят. Не смеются, когда надо смеяться, и хохочут, когда надо бы грустить...  
- Есть чувство, что мы плохо играем, когда нет эмоций в зале. 
- Всегда довольны собой? 
- Не всегда. Мы же видим свои ошибки, причем чаще, чем это замечают зрители.
Ева Соловьева  в театре давно. Вспоминает, как первый раз актерам раздали куклы. Произошло это не сразу, лишь спустя два года. Поначалу  учили теорию: этюды, упражнения, мастер-классы и лишь потом – на долгожданную сцену. 
- Мне всегда хотелось сыграть злодея. Волка, например, - говорит Ева. – У него всегда в сказках трагическая судьба. Но роль актера определяет режиссер. Он смотрит, какой голос, характер, поэтому играть мне приходится птичек, мышек и принцесс...

В каморке за актовым залом...
- Я всегда говорю своим детям: как только мы закрываем дверь «Волшебной комнаты», куклы оживают, - говорит Лариса Карева.
- Вы тоже в это верите?
- Конечно. Куклы – они и правда живые. 
В актовом зале Хитровского Дома культуры поражает тишина. Она здесь не к месту. Тут должно быть шумно, но так бывает в день спектаклей. Лариса Карева приоткрывает дверь «Волшебной комнаты» - места, где оживают куклы. 
Куклы – как настоящие актеры. Одни созданы для одной единственной роли, другие проживают десяток ролей. Когда-то куклу под себя создавал каждый кукольник, примеряя роль Адама. Потом пришла «механика», и кукла перестала быть единичной. Сейчас куклы в готовом варианте доставляют в театр, но актеры по-прежнему стараются делать их неповторимыми. 
- Каждая кукла все равно особенная, - верит Лариса Карева. – У каждой своя судьба и своя история. 
- Бывают любимые куклы?
- Бывают дорогие. Для меня это Петрушка и Марфушка.
Худрук ювелирно снимает куклу с полки. Начинается сказка. Марфушка обводит комнату хитрущим взглядом, пожимает мне руку. Создатель этих кукол – Екатерина Карева, средняя дочь Ларисы Владимировны, ныне студентка Саратовского театрального института. 
- Я никогда не думала всерьез о куклах, - улыбается Катя. – Все детство я была рядом с мамой, видела, как родители по ночам создают декорации, шьют костюмы. Потом сама начала играть – думала, что нового я могу узнать. После школы поступила в ТГПИ на театральное отделение. А однажды мы были на театральном фестивале в Саратове, и я увидела консерваторию и сказала маме, что хочу здесь учиться. 
«Золотой ключик» ставил спектакль, где Катя играла Бабку. Позже за эту роль ей вручат награду как лучшей актрисе фестиваля. А в жюри будет Татьяна Петровна Кондратьева, педагог Саратовского театрального института отделения «Кукольные театры». Она набирает курс раз в четыре года. Екатерина решила попробовать свои силы – и поступила. К слову, девушка стала второй воспитанницей Ларисы Каревой, связавшей свою жизнь с профессиональным кукольным театром. Еще один бывший актер «Золотого ключика» Олег Бурьянов играет в Тамбовском театре кукол. 
- В театре кукол очень много волшебства. Через куклу больше возможностей выразить эмоции, то, что ты не можешь сказать сам, за тебя передает кукла. Актер драмы создает образ внутри себя, а кукольник выносит все наружу, - говорит Екатерина.
А худрук чуть позже скажет, что она самый счастливый человек на свете, ведь «кукольник – вечно молодая профессия: всю жизнь играешь с куклами».

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер