Счастливое дедство

26 марта, 14:51 Анна Мещерская Прочитали 1 048 раз
Фото: Архив благотворительного фонда "Преодоление"
"Детям и животным помогают охотнее, чем старикам"

То ли это признак духовного взросления, то ли особый взгляд на мир. Но однажды все живущее в человеке и вокруг него перестает быть интересным. Кажется, что суета истребляет, нужно что-то другое. Что? Потребность помогать. Бывает это не со всеми, и, наверное, к счастью. Когда помогают все – ничего не происходит. За последнее десятилетие бум гражданской активности дал свои плоды. Только на запрос "благотворительный фонд" Сеть выдает почти тридцать пять миллионов всевозможных упоминаний. Борьба с лесными пожарами, издание книг и лечение бездомных собак –  люди берут инициативу в свои руки и творят чудеса. По статистике, охотнее всего россияне помогают больным детям. За детьми, которых можно спасти, в рейтинге популярности следуют животные, затем экологические проекты и акции по спасению лесов, исчезающих растений или зверей, рек, озер и прочее. Еще меньше внимания перепадает одиноким старикам. Почему так бывает? Ответить не могут даже те, кто, собственно, оказывает помощь чьим-то бабушкам и дедушкам. 

Сделать старость счастливее

Легко чувствовать себя волшебником с маленькими существами. Со взрослыми сложнее. Павел Юхачев, руководитель благотворительного фонда "Преодоление",  рассказывает: это было несколько лет назад. Павел, тогда еще сотрудник АНО "Опека", первый раз вошел в Дом престарелых. А потом сказал сам себе: "Не дай Бог человеку такую старость". С одной стороны - заботливые нянечки, культмассовая работа, отлаженная, будто механизм, деятельные волонтеры… С другой – десятилетия недофинансирования.

- Перед нами стоит задача – довести до идеала состояние отделений. Мы к этому идем различными путями. Где-то это мелкий ремонт, где-то серьезные вложения. Например, в Сосновском Доме престарелых нам удалось утеплить и благоустроить туалет. Он находился на улице – можете себе это представить? Зимой – невероятный холод, к тому же еще и запах. Сейчас это пристройка к зданию, теплая и чистая. Шли мы к этому, признаться, долго. Сначала были одни подрядчики, затем другие. Зато теперь пожилым людям, как минимум, удобно. В 2018 году наш проект "Философия уюта" стал победителем всероссийского конкурса, проводимого "Фондом президентских грантов".

В проекте, поясняет Павел, три основных составляющих. Первое – работа с психологом. Причем на занятия к специалисту ходят не только подопечные Фонда, но и сотрудники отделений сестринского ухода.

- Для одних это преодоление морального выгорания на работе, борьба с хождением по кругу. Для других – возможность побороть, казалось бы, неразрешенные проблемы. Психолог трижды в месяц выезжает в учреждение. Проводит групповые курсы. Зачем они нужны? Чтобы люди снова начали радоваться жизни. Это оказание помощи в преодолении «ненужности» и одиночества, борьба с возрастной депрессией, внутренними страхами. Мы хотим сделать жизнь в учреждениях максимум комфортной и для тех, кто там живет, и для тех, кто там работает. Второе направление – комфорт физический. Мы полностью меняем мебель в комнатах: закупаем новые диваны, кресла, книжные шкафы. Перед каждым праздником мы кидаем клич в Интернете о том, что требуются книги. Люди привозят их в огромном количестве – естественно, не хватает книжных шкафов.

- Есть то, что выбраковывается?

- Естественно. В  основном люди отдают то, что им не нужно. Мы не делаем выборку по содержанию: это можно читать, это нет. Первым делом мы смотрим на то, чтобы книга была целая. Если из нее выпадают страницы, бабушки, как правило, расстраиваются. Мы стараемся этого не допускать. Мы рады тому, что нам приносят книги, потому что бабушки, дедушки большую часть времени проводят в отделении, они смотрят телевизор, читают книжки. Быт преимущественно однообразный. И возвращаясь к нашему проекту. Третье направление – с этого года мы запустили проект "Внуки по переписке". Идея принадлежит нашим партнерам – крупному московскому фонду "Старость в радость". Мы кинули клич среди волонтеров и школьников и предложили стать "внуками" по переписке, то есть взять и написать обычное письмо и отправить его нашим бабушкам и дедушкам. Большая часть писем уже доехала до своих адресатов. Реакция, признаюсь, потрясающая. У наших подопечных загорелись глаза, они стараются быстрее отвечать, чтобы снова получить письмо. О чем письма – мы не знаем. Мы стараемся вернуть в обиход любимые бабушками и дедушками бумажные письма, которые так приятно перечитывать. Такой привычный для них формат и совсем чуждый для многих из нас. Радует, что к проекту присоединились школьники, студенты, просто люди из соцсетей. Стать внуком по переписке может каждый, нужно лишь подать заявку и пройти небольшой инструктаж. Сейчас в проекте активно участвуют тридцать пять бабушек и дедушек, надеемся, подтянутся и другие. Интересно, что число желающих им написать практически в два раза превышает самих адресатов.

Слово и дело

Помогать – несложно. Но это в теории. На практике работа любого фонда сопряжена с десятком сложностей. "Кислород" для развития любого фонда – участие в грантах. С их помощью можно воплощать в жизнь конкретные проекты – а это не менее конкретные дела.

- Поначалу деньги собирали через интернет-площадки: краудфандинг, фандрайзинг и т.д. Мы стали первыми в Тамбове, кто стал реализовывать проекты в Интернете. С бизнеса собирать очень сложно. Есть определенный скепсис. Люди зачастую не верят в то, что деньги дойдут до нуждающегося. Когда мы сталкиваемся с таким человеком, то говорим ему: "Мы понимаем, ты нам не доверяешь. Меняем условия задачи. Нам не нужны твои деньги. Ты можешь купить вот это и это сам отвезти в Дом престарелых. А можем сделать договор пожертвования, тогда за перемещение твоих денег будет отвечать конкретный сотрудник». Мы хотим показать людям полную открытость. Ведь недоверие к фондам – сейчас я имею в виду не только нас – складывается из многих факторов. Есть общественные организации, думаю, многие с ними сталкивались, чьи представители ходят по улицам с ящиками и собирают средства на лечение детей. Еще в 2017 году крупные фонды России, включая и «Преодоление», подписали своеобразную петицию, в которой сами себе запретили собирать деньги подобным способом. И это правильно. Проблема в том, что человек, который ходит с ящиком, тут же забирает себе пятьдесят процентов собранных средств. По закону, на заработанную плату мы можем потратить не более двадцати процентов. То есть уже налицо нарушение действующего законодательства. Это во-первых. Во-вторых, к сожалению, на большей части ящиков не указаны реквизиты. Это еще одно нарушение. Человек, который хочет сделать доброе дело, просто не понимает, на что его деньги пойдут. Люди не хотят добровольно расставаться со своими деньгами, если не знают конечного результата. Это объяснимо. Поэтому маленьким фондам приходится хуже всего на начальном этапе. Приходится преодолевать стену недоверия, а сделать это не всегда просто.

Непросто складываются отношения и с волонтерами. Сегодня при каждой школе, вузе или ссузе действуют свои отряды. Ресурсы вроде бы есть, а ощущения «сытости» не хватает. Павел Юхачев поясняет: волонтеры не всегда понимают, что они хотят. А еще чаще – формально подходят к своей, казалось бы, благородной деятельности. Скажут: иди – идет, скажут: стой – стоят. Старики невнимание и пренебрежение чувствуют враз, поэтому огорчаются, и хуже, когда начинают накручивать.

- С такими волонтерами мы стараемся не работать. Зачем? Вот в отделении тридцать пять человек, мы можем согнать в два раза больше волонтеров. Найти их не проблема, но девяносто пять процентов из них будут стоять в стороне, хотя бы потому, что они не понимают, что они хотят. Если человек хочет быть волонтером, то, значит, он хочет помогать. Никто не требует сверхъестественных действий, зачастую важна любая мелочь, а не красивая картинка.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер