Как санкции повлияли на франшизы и маркетплейсы?

29 июля, 11:10 Арина Орлова Прочитали 1 060 раз
После введения санкций российский рынок претерпел сильные изменения. Как это отразилось на экономике в целом и на франшизах и маркетплейсах в частности – в нашей аналитике.

Прошедший 2022 год вошел в историю как время великого исхода иностранных компаний из России. Одни эксперты считают, что для отечественных предпринимателей открылись невероятные возможности для старта. Подобным образом ситуация складывалась разве что в начале девяностых. Другие обращают внимание на меры государственной поддержки. Но в любом случае новичкам придется серьезно взвешивать риски и оценивать свои возможности. Для поддержки бизнеса в период санкционного давления государство отменяло плановые проверки малого и среднего бизнеса. Постоянно пополняется перечень мер господдержки для различных отраслей, разработаны налоговые послабления. Появляются различные сервисы, цель которых - помочь бизнесу эффективнее работать в период санкций.

На сегодняшний день одними из наиболее перспективных направлений для открытия бизнеса в нашем регионе являются:

- производство импортозамещающих товаров;

- бизнес по франшизе;

- продажи на маркетплейсах;

- внутренний туризм;

- здоровый образ жизни;

- забота об экологии.

ПРОИЗВОДСТВО ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ТОВАРОВ

Курс на импортозамещение был взят в 2014 году, когда на Россию посыпались первые санкции. Объем замещающей импорт продукции в России в 2021 году составил около шестисот миллиардов рублей. В стране на тот момент уже функционировало более тысячи импортозамещающих проектов, из которых более пятисот вышли на серийное производство. В прошлом году импортозамещение в России находится в пределах тридцати процентов.

До санкций наша страна в отдельных отраслях на девяносто процентов зависела от созданного за рубежом производства и продуктов. Страны, производство в которых обходится не дешевле, чем в Российской Федерации, и даже частично закупающие у нее сырье, обратно завозили товары с большой добавленной стоимостью. Доля импорта из государств, находящихся в списке откровенно недружественных, составляла более 51 процента. В период санкций такая зависимость могла вызвать технологический коллапс.

В условиях постоянного нарастания ограничений и ухода с российского рынка нескольких сотен зарубежных брендов с 2022 года вопрос об отечественных аналогах становится еще острее и актуальнее. Причинами являются: В прошлом году подход к импортозамещению поменялся. Если до февраля при запуске проектов учитывалась экономическая обоснованность, то есть нерентабельные проекты не реализовывались (исключение составляли узлы, комплектующие и материалы по критическим направлениям, обеспечивающим национальную безопасность), сейчас в связи с введенными в отношении России санкциями появилось значительно более обширное число направлений, требующих выпуска российской продукции. Наш ключевой вызов в настоящее время – научиться запускать и реализовывать на нашем рынке, скажем так, планово-убыточные проекты, обусловленные жизненной целесообразностью, – по производству продукции, которую мы просто обязаны производить независимо от того, рентабельно ли это. Поэтому мы говорим уже не только об импортозамещении, но и о технологическом суверенитете.

Примеров внедрения новых производств в рамках импортозамещения множество.

Так, в фарм-сфере запустили завод «Велфарм-М» в Москве (строительство началось в 2019 году). Завод способен выпускать более ста видов жизненно важных лекарственных препаратов, которые ранее в России не выпускались. Когда предприятие заработает в полную силу (в этом году будет открыто три производства, а в ближайшие четыре года – шесть), то потребность в онкологических препаратах в стране будет закрыта на восемьдесят процентов.

В Кирове ООО «Молочные машины русских» запустило инвестиционный проект «Разработка комплекта оборудования и организационно-технологических решений, его применения для производства унифицированных полутвердых отечественных и элитных сыров».

В 2017 году при поддержке Минпромторга России завод выпустил первые образцы сыроварен и поставил более семи комплектов оборудования в Тульскую, Тверскую и Липецкую области, в Татарстан и Камчатский край. Доход от реализованной продукции составил пятнадцать миллионов рублей. В 2018 году компания продала мини-сыроварни заказчику из Тамбовской области.

Одним из примеров можно назвать организацию сборки квадрокоптеров на территории Тамбовского хлебокомбината. В настоящее время они собираются для нужд специальной военной операции, в последующем будут использоваться в гражданских целях.

Ранее приобрести такие аппараты было возможно только в Китае. Стоимость тамбовских квадрокоптеров составляет 193 тысячи рублей за пять единиц, что в разы ниже, чем у зарубежных аналогов.

БИЗНЕС ПО ФРАНШИЗЕ

В условиях кризиса начинающие предприниматели хотят вкладывать деньги в надежные проекты. По данным РБК, драйвером роста продаж франшиз стало стремление молодежи работать на себя. Бизнес ориентировался на потребности потенциальных клиентов. Поэтому заметно росли франшизы диагностических лабораторий, детских развивающих центров, служб доставки, дистанционных сервисов.

Оборот рынка франчайзинга за 2022 год вырос на 19 процентов до 2,78 триллиона рублей. Рост связан, в том числе с увеличением среднего чека для конечного потребителя практически во всех сферах бизнеса.

Число занятых во франчайзинговых сетях увеличилось за 2022 год на девять процентов до 1,24 миллиона сотрудников. Кроме работников в новых франшизных точках, на динамику повлияло снятие ковидных ограничений в некоторых сферах бизнеса и увеличение числа сотрудников на точках.

На начало нынешнего года в России насчитывалось 3249 франшиз. Это на пять процентов больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что в 2022 году около 280 франчайзинговых сетей свернули свою деятельность на территории России, что на семьдесят процентов больше, чем в 2021 году. В это число входят как международные сети, так и российские компании. Более четырехсот сетей в 2022 году вывели свою франшизу на рынок. В эту цифру включены как новые для рынка франчайзинга бренды, так и компании, которые были вынуждены провести ребрендинг и продолжить работать с партнерами под новым товарным знаком.

Прошлый год не стал исключением в многолетней тенденции снижения доли франшиз розничной торговли в структуре российского франчайзинга.

Доля франшиз общепита за 2022 год увеличилась с 24 до 26 процентов, наибольшее число новых проектов в 2022 году появлялось именно в этой сфере бизнеса. Внутри категории общественного питания самой представленной категорией является фастфуд. На его долю приходится около девятнадцати процентов от общего количества франшиз в России.

Доля франшиз в сфере услуг бизнесу и населению выросла на один процент и теперь составляет половину от всех франчайзинговых проектов на российском рынке. В сфере производства новых франшиз практически не появляется, поэтому доля сегмента снизилась до трех процентов.

Особенностью 2022 года стало подорожание франшиз. Можно констатировать, что рост объема инвестиций в покупку франшизы произошел из-за увеличения издержек по многим позициям. Например, некоторые франшизы, работавшие в ценовом сегменте до одного миллиона рублей, переместились в сегмент от одного до трех миллионов рублей. Например, в общепите открытие ресторана стало в среднем на пятнадцать-тридцать процентов дороже по сравнению с началом 2022 года. Самый значимый прирост числа проектов фиксируется в сегменте от трех до шести миллионов рублей - с четырнадцати до двадцати одного процента. При этом многие сети стали ориентироваться в развитии на небольшие города, добавляя усеченные форматы со сниженными инвестициями.

В нынешнем году предпринимателям, присматривающимся к франшизам, следует проанализировать спрос, освобождающиеся ниши, а кроме того, серьезно отнестись к выбору франчайзи.

По словам экспертов, у франшизы есть несколько преимуществ. Она подразумевает партнерство с крупной, стабильной компанией, которая:

- адаптивна к рискам и форс-мажорам;

- имеет продуманную логистику;

- привлекает к работе штат профессионалов;

- обладает достаточным товарным запасом;

- разрабатывает разнообразные маркетинговые и рекламные инструменты;

- располагает достаточным ресурсом для поддержки партнеров.

Правильный выбор франчайзера помогает минимизировать риски, оптимизировать затраты и сосредоточиться на стратегических этапах развития бизнеса.

ПРОДАЖИ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ

Уход зарубежных брендов открывает новые возможности для предпринимателей на маркетплейсах. Работа с такими площадками не требует от продавцов больших бюджетов и несет минимальные риски: не нужно тратить средства на аренду помещений, нанимать команду, создавать собственный сайт и продвигать его.

Кроме того, сами маркетплейсы сейчас учитывают экономическую обстановку и активно поддерживают продавцов.

Если рассматривать рынок интернет-продаж как часть розницы, то в 2022 году он составил тринадцать процентов, а доля оффлайна - 87,5 процента. На первый взгляд кажется, что будущее по-прежнему за оффлайном, но есть важный нюанс - в эти доли входит сегмент продуктов и товаров ежедневного спроса. 54 процента розничных продаж в оффлайне составляют продукты и 46 процентов - остальные товары. В онлайне доля продуктов - только тринадцать процентов.

При этом рост онлайн-продаж и переход из оффлайна в онлайн - устойчивая тенденция рынка уже несколько лет. Это обусловлено следующими факторами:

- зачастую онлайн-продажи оказываются выгоднее оффлайна с большим количеством издержек от аренды/приобретения помещения для продажи до найма и содержания сотрудников в рознице;

- изменилось поведение покупателей: они готовы ждать товар, а не приобретать сразу, более осознанно подходят к приобретениям, совершают меньше импульсивных покупок.

По разным оценкам, оборот интернет-торговли в России в нынешнем году может увеличиться на тридцать процентов и достигнуть 7,4 триллиона рублей.

Объем продаж продолжает расти уверенными темпами. На рынке маркетплейсов увеличиваются и предложение (становится больше поставщиков), и спрос (растет число заказов и пользователей площадок).

Эти показатели говорят о том, что маркетплейсы больше нельзя игнорировать игрокам из розницы, опта или производственного сектора.

Исследование Data Insight показывает, что маркетплейсы помогают увеличить оборот большинству предпринимателей, которые на них работают (89 %). А для половины продавцов это основной или даже единственный канал реализации. При этом стоимость продаж через маркетплейсы, по мнению 48 % опрошенных, сопоставима с другими каналами.

На онлайн-площадках наиболее востребованы товары повседневного спроса. Это своего рода «вечные» категории:

- продукты питания;

- средства для уборки и бытовая химия;

- детский ассортимент;

- одежда и обувь.

Открыть бизнес в новых реалиях стало проще - часть селлеров приостановила свою деятельность, за счет чего снизилась конкуренция на платформах. При этом есть вполне объяснимые риски продаж на маркетплейсах.

Волатильность курса и логистические сложности напрямую влияют на ценообразование любого бизнеса. Устанавливая конечную стоимость товара, продавец должен предусмотреть возможные затраты и при этом оставаться в рынке. В текущих условиях делать это становится сложно - прибыль от продажи может «съесть» постоянно скачущий курс и непредвиденные расходы. Например, при сохранении розничной цены маржинальность товара может снизиться настолько, что на закупку следующей партии денег просто не хватит. Приходится постоянно мониторить рынок и оперативно корректировать бизнес-стратегию.

Кроме того, спрос на маркетплейсах может быстро меняться - не стоит делать ставку исключительно на один товар и ждать, что спрос на него останется на таком же уровне. В турбулентное время лучше всего реализовывать продукцию небольшими партиями и не вкладываться в крупный опт.

Елена КАЗЬМИНА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер