Владелец тамбовской сети "Бегемот" рассказал о работе с местными производителями

17 мая, 17:12 Арина Орлова Прочитали 3 454 раза

Владелец продовольственной сети «Бегемот» Дмитрий Толстых рассказал о работе с местными производителями и не только.

Сетевые магазины – неотъемлемая часть реальности горожан. Широкий ассортимент, разнообразие цен и производителей, кулинария, работа в вечерние часы – все это делает супермаркеты доступными и привлекательными для покупателей. Отношение к сетевикам разное и у потребителей, и у производителей товаров. Для производителей у каждой сети свои условия. Зачастую предприниматели вынуждены ездить в другие города, чтобы их товар попал на полки филиала крупной федеральной компании. В Тамбове помимо федеральных сетей представлены и региональные. О том, как строится сотрудничество с местными производителями и многом другом корреспонденту «Собиз Инфо» рассказал владелец сети «Бегемот» Дмитрий Толстых.

- Дмитрий Александрович, расскажите пожалуйста, почему вы решили назвать свои магазины именно так и как началась эта история?

- История сети «Бегемот» началась в 2005 году с открытия маленького продуктового магазина в городе Рассказово. Почему именно «Бегемот»? Это название предложил мне мой брат. Я спросил –почему? Он ответил - У бегемота аппетит хороший. Мне идея понравилась и название мы больше не искали. И звучит хорошо: «Супермаркет «Бегемот»

- Почти 16 лет прошло с того времени. Насколько вы «выросли»?

Сегодня «Бегемот» - это 23 магазина по всей Тамбовской области: в Тамбове, Рассказово, Сосновке, Токаревке, Кирсанове, Моршанске, Мичуринске и других населенных пунктах. 

- Дмитрий Александрович, расскажите пожалуйста, какова в вашем объеме доля местных производителей.

- Местных у нас примерно 30 процентов, учитывая наше собственное производство. 

- Немалая доля – 30 процентов. Как вы принимаете решение о том, будет ли конкретный производитель присутствовать у вас на полках? 

- Мы никогда не отказываем производителям из Тамбовской области. Мы своих любим и относимся с большей лояльностью, будет или не будет на нашей полке конкретный товар в конечном счете решает покупатель. Мы в тестовом режиме запускаем продукцию в продажу в нескольких магазинах и, если спрос есть, мы продолжаем с производителем сотрудничество и запускаем товар в продажу по всей сети. Если продукция вкусная и качественная, то продукт пользуется спросом даже несмотря на невзрачную упаковку. У нас есть такие примеры, когда упаковка обычная, а продукт самый вкусный в своей линейке. Конечно, иногда приходится выводить товар из ассортимента, но всегда это обусловлено выбором покупателя.

- А есть ли какие-то обязательные требования к производителям?

- Например, есть требования к производителям молочной продукции – данная продукция подлежит обязательной маркировке, и поставщики должны использовать «Меркурий». Для маркируемых товаров – должна быть маркировка. Также, в большинстве своём мы сотрудничаем только с теми, кто работает на общей системе налогообложения, так как сами на ней работаем и теми поставщиками, кто сам осуществляет доставку по нашей сети. Не редко мелкие местные предприниматели хотели бы предложить свою продукцию, но не всегда могут предоставить соответствующие документы. Мы всегда стараемся идти навстречу производителям. 

- Почему приходится отказываться от каких-либо производителей?

- Только из-за отсутствия спроса на их товар. Просто вернуть непроданные остатки с истекающим сроком годности обратно мы не можем по закону. Мы можем такой продукт только списать, но нам не выгодно это и так работать не реально, поэтому мы просто перестаем сотрудничать.

Основательный подход 

Еще один важный момент, на котором Дмитрий Толстых остановился подробно – клиентоориентированность. Выражается она не только во внимательности персонала к покупателям, но и в акценте на натуральность продуктов. 

- Дмитрий Александрович, вы говорите о том, что главным звеном в вашем деле остается потребитель. Как удается удерживать спрос?

- Я во всем придерживаюсь одной важной мысли. Заключается она в том, что важна репутация и важно качество. Поэтому, если предприниматель предоставляет услугу или продает товар, то делать это нужно как для себя самого. Мы делаем всё, для того чтобы та продукция, которая оказывалась на полке, полностью удовлетворяла потребности нашего покупателя, была вкусной и качественной. Кроме того, мы проделали огромную работу, чтобы сориентировать покупателей на выбор натуральной продукции.

- Расскажите об этом поподробнее.

- Сегодня в составе многих продуктов есть ненатуральные вещества. Они разрешены в пищевой промышленности, но полезность их под вопросом. Мы подумали, что было бы неплохо на каждой этикетке продукции собственного производства большими буквами указывать ненатуральные, искусственные компоненты, чтобы покупатель, читая состав, первым делом обращал внимание именно на это. 

- Как вы считаете, почему это нужно делать?

- Потому что это важно для потребителя. Очевидные вещи мы не пишем. Например, человек с аллергией точно знает, что ему нельзя есть, и не покупает продукты, содержащие аллерген, а люди с непереносимостью глютена - не покупают мучное. А вот вещества, наличие которых нельзя определить визуально, мы решили указывать.

- Сколько времени на это потратили?

 -Мы начали воплощать эту идею в жизнь и думали, что на это уйдет месяц, а ушло полгода. Информацию искали в различных источниках, спорные моменты обсуждали и консультировались со специалистами. Оказалось, что есть майонез, в состав которого входят ненатуральные ингредиенты, а есть- в котором только натуральные. Так же, например, красители, в составе которых только натуральные компоненты. После всех исследований мы решили усовершенствовать рецептуру тех продуктов, которые производим сами. Экспериментировали с составом, чтобы сделать их более натуральными. 

Непредсказуемость и нестабильность

Несмотря на то, что государство определило наиболее пострадавшие в ходе режима самоизоляции отрасли, фактически пострадали все предприниматели. Увеличение нагрузки на сотрудников, отказ покупателей соблюдать масочный режим и сбои поставок – это только часть того, с чем столкнулись супермаркеты.

- Дмитрий Александрович, с какими проблемами вам пришлось столкнуться во время пандемии?

- Больше всего конечно пугала неопределенность. Мы не знали, что будет дальше и чего ждать. Всячески перестраховывались. Одной из проблем стало то, что в штате много сотрудников предпенсионного возраста, которые входили в основную группу риска. Задержки поставок были, потому что поставщики надеялись на то, что пандемия не затянется надолго и хотели «отсидеться». Кроме того, если один сотрудник заболел, то был риск того, что на карантин посадят всех остальных сотрудников магазина. У нас такое было. Всю смену на карантин сажали, вызывали службу, которая дезинфецировала весь магазин, и привлекали на помощь к работе сотрудников с других магазинов сети. 

- А как обстояли дела со средствами индивидуальной защиты и дезинфекцией?

- На них ушло очень много денег. Мы никогда не покупали так много спирта, как в разгар пандемии. Он тогда подорожал вдвое. Тоже самое касается и защитных масок. Их нужно было каждому сотруднику менять каждые несколько часов, а стоимость одной маски доходила до 40 рублей. Все мы покупали за свой счет. 

- Насколько мне известно, вы сразу начали предоставлять санитайзер и маски покупателям, у которых маски нет. Причем бесплатно. При этом многие до сих пор не хотят соблюдать масочный режим.

- Да, маски мы стали выдавать покупателям. На это тоже ушло много средств. Однако, полностью избежать конфликтных ситуаций не удалось. Были провокаторы, которые заходили в магазин без масок группами. Продавцам приходилось объяснять им правила и показывать соответствующее постановление. Мы не можем обслуживать человека без маски в соответствии с этим постановлением. Более того, мы ввели внутренний приказ, по которому продавца могут оштрафовать за обслуживание посетителя без маски. Сделано это для того, чтобы посетители хотя бы брали наши бесплатные маски. 

- Теперь, когда часть ограничительных мер уже снята, можно ли говорить о восстановлении спроса?

- В начале пандемии возрос спрос на бакалею и бытовую химию, но после он упал. Работали мы с убытками, так как на средства индивидуальной защиты ушли миллионы рублей. Но здоровье стоит того и заботиться о здоровье сотрудников и покупателей было основным приоритетом. 

- Можно ли теперь говорить о развитии? И если да, то о каком?

- Хочется развивать свое производство и продолжать изготавливать максимально натуральные продукты. Мы хотим быть конкурентоспособными и с федеральными сетями, поэтому изо дня в день стремимся повышать качество продукции и обслуживания. Нас выбирают и к нам идут люди именно за этим, покупателей у нас много. Это самый лучший показатель нашей работы и самая лучшая оценка. Основа нашей конкурентоспособности - выбор покупателей, их лояльность. Мы всегда стараемся держать на высоком уровне клиентоориентированность. Именно поэтому хочется развиваться в тех направлениях, которые отражаются на качестве продукции и обслуживания, а не на количестве магазинов.

- Спасибо вам за беседу.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна Еремина:

Не раз говорилось о том, что за период пандемии претерпели убытки не только отрасли, признанные пострадавшими, а все предприниматели. В связи с этим, господдержка на возмещение хотя бы части непредвиденных затрат была бы неплохим подспорьем в сложный для предпринимателей период. К сожалению, помощь получили не все, это касается и продуктовых магазинов. 

Радует то, что в нашем регионе есть местные сети, которые работают с тамбовскими производителями. Для производителей и переработчиков нужен, в первую очередь, сбыт продукции, повышение объема продаж. Многие тамбовские предприниматели стремятся поставлять федеральным и региональным сетевикам свои товары, но, увы, пробиться к федералам удается единицам. Некоторые производители годами обивают пороги федеральных сетей безуспешно, несмотря на высокое качество продукции. Сети, работающие только в нашем регионе, как правило, более лояльны к местным производителям. Однако, и они испытывают множество проблем, одна из которых – существенное занижение цен на различные товары в федеральных сетевых магазинах, число филиалов которых растет, как грибы. Стабильное падение реальных доходов населения приводит к уменьшению спроса в региональных сетях. Все это ведет к углублению экономического кризиса в регионе и, как следствие, ухудшению условий для развития предпринимательства.

Юлия ПОТРЕБНИКОВА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер