Церковь в честь Второго обретения мощей святителя и чудотворца Питирима

1 сентября, 12:34 Александра Михайлова Прочитали 1 307 раз
Храм над рекой

Помню этот храм еще не оштукатуренным, и даже фотография есть. 2001 года. Это один из первых новостроев в Тамбовской епархии. Редкость тогда была. Как радовались появлению новой церкви! Тем более на святом месте, почитаемом верующими из поколения в поколение.

ТРИСТА ЛЕТ

Местечко Трегуляй (или Тригуляй, как пишут на указателях), что в пятнадцати километрах от Тамбова, было присмотрено еще святителем Питиримом, епископом Тамбовским. Его житие так повествует об этом событии: «Тонко ощущая красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира, он при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1688 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места для построения обители. Все трое пришли в уединенное место, которое и благословили для основания обители». Святитель Питирим ископал в лесу источник и устроил пустынь в честь святого пророка Иоанна Крестителя.

Дело архипастыря процвело. Монастырь со временем обустроился, в нем было выстроено три храма - Введенский, Рождества Иоанна Предтечи и Спаса Нерукотворного. К началу двадцатого века обитель стала излюбленным местом паломничества мирян.

После революции монастырь упразднили. Его территорию заняли под нужды молодой советской власти. Не только старожилы, но и средних лет тамбовчане застали военную часть и полигон. Устояли за это время лишь несколько старинных построек, храма не осталось ни одного, а источник замуровали. Но народ все равно втайне торил дорогу к святыне.

– Мне было лет четырнадцать-пятнадцать, когда моя учительница по немецкому языку Мария Никитична Мурзина предложила поехать вместе с ней на источник святителя Питирима, – вспоминает Клавдия Михайлова. – Она была верующей, и наша семья с ней зналась. Поехали мы на котовском поезде, вышли у Трегуляя и пошли на источник. Дальний, в честь Иоанна Крестителя. Того, что с часовней, тогда не было. Взяли с собой бидончик, чтобы водой ополоснуться. Накупались, воды попили. Шел Петровский пост. Мы брали с собой огурцы с солью и хлебом. Поели с аппетитом. На всю жизнь эта поездка запомнилась.

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Возрождение святыни началось в 1998 году чаяниями архиепископа Евгения (Ждана). Стало возможным открыто ходить к колодцу святителя Питирима. А в 2002 году Святейший Патриарх Алексий II во время своего визита на Тамбовщину освятил часовню над источником.

Выше по склону была возведена небольшая церковь. Удивляло то, что она будто парит над рекой. Этот храм стал символом новейшей истории тамбовской земли. И даже название у него необычное - единственное в своем роде, связанное с краеведением, с крупным событием в епархиальной жизни.

Святое место быстро обрело былую славу паломнического центра. Пожалуй, с него и началось массовое паломничество в пределах Тамбовщины. Порой услышать историю о путешествии в Трегуляй можно было от далеко не религиозных людей. Сюда приезжали свадебные кортежи, туристы, делегации. За целебной водой выстраивались очереди. И хотя не бывало безлюдно, особенно летом, всегда ощущались благодать и умиротворение.

Так миновало двадцать лет. За это время святое место вновь обрело статус монастыря, в нем поселились монахи.

МЕСТО ЖИЗНЬЮ ПОЛНИТСЯ

Давненько не бывала в Трегуляевской обители. Пять лет? Больше? Богат нынче выбор паломнических мест.

Трепет ожидания бередит душу: насколько заметны изменения? Еще с дороги виднеются яркозеленые купола возрождаемого на прежнем месте Иоанно-Предтеченского храма.

На вратах – икона святителя Питирима и крест. Табличка с названием обители. Объявление о том, что монастырь открыт для посещения с 7.00 до 20.00.

Новый храм – большой и красивый. Пятикупольный, под стать своему предшественнику. Украшенный портиками с колоннами. Обрамленный гущей зелени, устремленный золотыми крестами в ярко-голубое небо. В красный цвет окрашены пока лишь подкупольные барабаны, внешним стенам только предстоит отделка, и они все в лесах – в строительных.

Рождество Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – престольный праздник монастыря. Встречают его пока еще в единственном храме обители, с которым лично для меня ассоциируется Трегуляй. На том месте, где наша паломническая группа когда-то позировала для снимка, теперь не голый песок, а красивые клумбы и елочки. Сама церковь неизменна со времен освящения: те же нежно-мятные стены, те же золотые купола, те же крылечки, тот же резной деревянный иконостас. Помещение небольшое, но вместительное и очень уютное. Немногочисленны и узки окна, но внутри все равно светло. Со всех сторон окружают образа, и сладко пахнет ладаном.

Богослужение возглавляет игумен Пимен (Семилетов). Молятся вместе с монахами порядка тридцати-сорока человек. Мужчины и женщины, старики и дети – в общем, люди самые разные. С балкона, где клирос, льется женское пение на два голоса.

– С праздником! – после службы слышится то тут, то там. Мелькают улыбки, сияют счастьем глаза. Энергичный колокольный звон только добавляет радости. Хорошо встречать праздник в обители!

Кто-то приехал в монастырь ради престольного дня. Но есть и постоянные прихожане.

– Я совсем недавно в Тамбове, – признается Любовь Лыман. – В этот храм пришла, и теперь - только сюда. Когда получается, езжу в монастырь автобусом. Мне все здесь нравится. Место очень хорошее, и батюшки тоже. Каждый раз беру бутылочку с собой, набираю водички.

На террасах, у храма, у источника – где-нигде, а мельтешат люди. У купальни – очередь. Не убывает желающих окунуться в студеные, живительные воды. Мужчины с баклажками спешат к обоим источникам – это уж богатырское дело. Женщины в большинстве наливают водицы в кружки, а то и ладони под кристальную струю подставляют. Молодые мамы с колясками, девушки на велосипедах, дедулька с тележкой под канистру – кого только не встретишь. Одни идут на богомолье, а другие так - погулять, подышать свежим воздухом. Он же здесь особенный.

– Мы неподалеку живем и поэтому ездим в этот храм, – рассказывает Наталья Карпова. – Привлекают красивая природа, древняя история, источники. Тихое место, сосновый лес, чистый воздух – это все вместе с храмом создает какую-то духовную гармонию. Наверно, каждый человек в день, когда приходит сюда, чувствует то, что невозможно описать словами.

Живет традиция. Все так же, как и пять, и десять, и двадцать лет назад. Только еще лучше. Красивее и полнее.

КАК В СТАРИНУЗа кованой монастырской оградой против часовни есть тропинка. Идти по ней особенно приятно: это живой грунт. Ведет она леском вдоль реки. Думается: когда-то, может быть, тем же маршрутом ходил святитель Питирим. Это путь ко второму источнику. Правда, на мощном стволе высокого вяза, который раскинулся над святыней, висит деревянная табличка: «Родник». Он облагорожен по старинке: в углублении камнями обрамлен колодчик, место обнесено деревянной оградой, стоит лавка. Спуск к воде тоже земляной. Перила – эдакой оглоблей, что опирается на сучки с развилинами. Кристально чистую воду можно черпать ковшиком, а здесь хочется – пригоршнями. Так истосковались мы в цивилизованном мире по простоте. С другого берега Цны, где громоздятся дачи, тиранит попсовая музыка, но ей не победить удивительного ощущения покоя, застывшего времени.

Благодать молитвы и благословение святителя Питирима, о котором здесь говорит все: храм, иконы, источники, да вкупе с тем вдохновляющие виды – вот что подает отраду душе. Она спешит напитаться тишиной и благодатью. Даже движения тела становятся размеренными. И не отпускает лишь одно желание: побыть в этом райском уголке подольше.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер