Во что и как играли дети и взрослые Тамбовской губернии

25 августа, 12:38 София Сиротенко Прочитали 1 908 раз
Фото: Алексей Саврасов «Хоровод в селе», 1874. Государственная Третьяковская галерея
Хороводы, прятки и валенки

Значимой частью наследия народной культуры являются традиционные виды активности, куда входят празднично-обрядовые игровые формы развлечений. В девятнадцатом веке на территории Тамбовской губернии игры были неотъемлемой частью повседневной жизни и праздников. Дети делали ставки в азартных играх, молодежь целовалась, а взрослые били друг друга, и в целом все были довольны.

ИГРЫ С НОВОРОЖДЕННЫМИ

Детский фольклор в форме игрового общения взрослого и ребенка продолжает фиксироваться повсеместно в живом, хотя и угасающем состоянии. К числу таких форм относятся колыбельные, пестушки, потягушки, умывашки и прочие упражнения. Оригинальные формы игры взрослого и ребенка зафиксированы в Кирсановском районе в селе Калаис. Нянька поднимает младенца из колыбели за руки и, обхватив запястья и ладошки ребенка обеими руками, начинает отбивать ритм в лад со следующей побудкой:

Чики-чики, чиканок,

Клади ути на канок.

Покладати не спеши,

Пошли ути в камыши.

 Затем, схватив малыша за мысочки ног, опрокидывает его на подушку и отбивает ритм, поочередно поднимая то правую, то левую ножку:

Чики-чики, чиканок,

Пошел батя во шинок,

Во шинок, шиночок,

Повадился мужичок.

Затем ставит малыша на ножки и, подхватив его под мышки, симулирует пляску:

Ты, батяня, не гуляй,

(Имя ребенка – Сане) шубу починяй,

Приноси домой пятак,

Вот и эдак, вот и сяк.

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Дети в Тамбовской губернии часто играли в «лунки». Ребята, обычно в возрасте от семи до четырнадцати лет, вырывали лунки по числу играющих и отворачивались. Водящий складывал в лунки разные предметы (палочку, стеклышко, уголек, клочок материи, бумажку, монетку и прочие предметы) и закрывал лунки. Затем играющие по очереди считали считалку «по пальцам», то есть перебирали пальцы от пятого до первого, затем в обратном порядке к первому пальцу и еще раз в обратном до среднего пальца:

 Тиря, иря, угыл, сугыл, пята, сота, ива, сива, дуб, клен, крест.

На слово «крест» разрывали лунку, на которую укажет играющий. По вынутому предмету гадали о ближайшем событии в жизни человека.

Интересной была игра «Серый волк, подай голос!» – род пряток. Играло две команды: одна прячется, другая ищет. Последний игрок, которого никак не могли найти, становился победителем и главой команды. Его вызывали обе команды условным сигналом: «Серый волк, подай голос!»

ПОСИДЕЛОЧНЫЕ ИГРЫ

Среди богатого набора посиделочных игр, факт существования которых подтвержден повсеместно, ныне вспоминают на основании личного опыта только о «Поцеловках», «Бутылочке» и танцевальном репертуаре – «Краковяк», «Вальс», «Полечка», «Под испань», «Под играс».

Гораздо реже вспоминают некогда любимый, как в народе говорят – «козырный», танец «Нареченка» («На реченьку»), который исполняется под пение:

Выйду ль я на реченьку,

Выйду ль на широкую.

Не видать маво (моего) милого,

Друга дорогого.

Не сойтиться ль, поклониться,

Пойти на веселье,

На веселье, на гулянье,

Потом расставанье…

Не менее любимым, но, тем не менее, забытым танцем, завершавшим посиделки, является «Ноченька», или «Ночка», который также сопровождался особыми припевами:

Ночка темна, я боюся,

Проводи меня, Маруся.

Провожала, ручку жала.

Проводила, жалко стало.

Ночка темна, глаза выкли,

По ночам ходить привыкли.

Ночка темна, грязь по колено,

Проводи меня, Елена.

Среди посиделочных игр жители сел Горелое, Донское Тамбовского района называют «Корчму». Ведущий («корчмарь») присваивает всем присутствующим имя предметов, находящихся в «корчме» (стол, лавка, печь, горшок, солонка, лампа), далее он рассказывает историю своей жизни и незаметно вплетает в рассказ имена предметов, которые присвоены людям. Услышавший свое имя должен был встать и повернуться вокруг своей оси. Если имя было пропущено, то носителю его накладывался «фант», то есть игровое задание. Есть и другой вариант этой игры: пропустивший свое имя клал на кон «штраф» (горсть семечек, конфету, копеечку). Если к концу игры оставалось двоетрое нештрафованных, то они играли с ведущим. Тот из них, кто сочинил историю, где упомянуты были слова «корчма», «корчмарь», на которые ведущий не отреагировал, забирал приз. Если ведущий не поддавался на уловки, то приз доставался ему.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОСТАРШЕ

Самобытная игра «Вышенка», в которую играли и на посиделках, и во время курагодных гуляний, записана в селе Вышенка Пичаевского района. В центр хоровода выходила девушка с высоко поднятым платком в руке, вокруг нее ходил парень, который пытался отнять платок. Если до конца песни он успевал это сделать, то целовал девушку и становился в круг с ней рядом. Если нет, то ему пели «корильную» припевку:

Ты такой большой, высокий,

Только веники ломать.

Проводил меня до дома,

Не сумел поцеловать.

Сам же текст игровой песни таков:

Вышенка моя заалела,

Заалела, вся поспела.

Вышел казачок,

Вышел погулять.

Вышел погулять

Вышенку сорвать.

Иногда парню, который быстро выхватил платок из рук девушки, пели:

Казачок скакнул,

Вышенку пригнул.

Была вышня зелена,

Стала вышенка красна.

ЗИМНЕЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Самым насыщенным играми периодом зимы были Святки, длившиеся от Рождества Христова до Крещения. Помимо хождений с христославами, колядками, авсенями, посеваниями, помимо характерных посиделочных игр, бытовали разнообразные игры с загадками и «сказывание» страшных историй о «нечисти», судьбе, встречах с необычными существами и проклятых детях. Распространенной формой этого цикла были состязания в «сказывании сказок».

Особой популярностью пользовались гадания. В основном гадали только девушки и, конечно, на суженого. Самое известное – бросание башмачка, вернее, валенка. Куда носом упадет валенок, с той стороны и прибудет суженый-ряженый. Такое гадание было распространено во многих районах. Выясняли, куда отправятся вслед за женихом, девушки Ржаксинского, Гавриловского, Токаревского, Староюрьевского и других районов. Нередко они бегали из дома в дом и спрашивали, какое будет имя у их суженых. Хозяева часто в шутку называли имена редкие, вышедшие из употребления.

КУРАГОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ

Курагодными называют игры, предполагающие «себя показать и на людей посмотреть». Игровая деятельность в курагоде обозначается глаголом «курагодиться», то есть быть в курагоде.

Долгое время в селах Вирятино, Кулеватово Сосновского района вспоминали приуроченное к весеннему обрядовому циклу курагодное гуляние «А мы просо сеяли». В селах Атманов Угол и Троицкая Вихляйка вспоминали об обычае собираться курагодом на престольный праздник Успеньев день.

Курагод в Атмановом Углу на Успеньев день носит название «Боярское колесо», что само по себе уникально и в других местах Тамбовщины не фиксируется. Курагод организуется по следующему сценарию: со всех порядков села Атманов Угол, а также из соседних сел идут группы празднично наряженных людей, как правило, с гармонистом. От каждой группы выбирается по несколько крепких парней и мужчин, которые впоследствии будут драться на импровизированной арене – в кругу зрителей.

Иногда в ожидании кулачного боя «болельщики» различных сторон кулачащихся «задирали друг друга» и пели частушки с намеком.

Это што эта за дрынка

Против нашего кала?

Эта Крым и Лягущевка

Против нашего Сяла.

(Порядки «Крым» и «Лягущевка» выступали против порядка «Село»)

Ни Парадки все порядки,

Как грибочки у дубка.

Никогда вы ни побьется,

Коротка у вас рука.

На Парадки наш парядки,

Коренные все зубки.

Разворачивай оглобли –

У вас руки коротки.

В разгар кулачной схватки пение смолкало, заглушаемое криками сочувствующей публики. После замирения кулачившихся сторон всем курагодом шли угощаться, после чего и собиралось «Боярское колесо», когда все маленькие «шаечки» «гуртуются» в общий курагод. Основной интригой «Боярского колеса» были состязания гармонистов – «кто кого переиграет», плясунов и плясуний – «кто кого перепляшет», частушечников – «кто кого сшибет».

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер