Тамбовские художники поразмышляли над симфонической поэмой Рахманинова

11 апреля, 08:14 Александра Михайлова Прочитали 958 раз
Русские колокола

Кому-то прослушивание кантаты навеяло образ цветов-колокольчиков, кому-то – вид грозовых туч, а кому-то и вовсе - картину из жизни снегирей.

О тайнах аллегорий, опыте синтеза искусств и панораме истории на открытии выставки-инсталляции «Музыка цвета» мы узнали из первых уст.

СВОЙ ВЗГЛЯД

В камерном зале Тамбовского молодежного театра вывешено всего семнадцать работ, но они столь разные, столь насыщенные по содержанию, что требуется время, чтобы вникнуть в суть изображенного. Есть произведения аллегоричные, а есть те, в которых тайный смысл нужно искать за самыми простыми образами. Не всегда он открывается сразу, причем даже специалистам.

Эта коллекция прочтений одного вокально-инструментального шедевра появилась по заданию - увидеть музыку. Творческим вдохновителем стал член Союза художников России, профессор Михаил Никольский, который предложил коллегам и ученикам столь смелый эксперимент. Он состоял в том, чтобы прослушать «Колокола» Рахманинова и подготовить своеобразный подарок к 149-му дню рождения Сергея Васильевича – картину по мотивам его бессмертного произведения. Эксперимент более чем удался. Работы отнюдь не напоминают экспромт, напротив, они продуманны, глубоки, мастерски исполнены. Да и не могло быть иначе - уровень прообраза обязывал.

– Когда художники писали картины к этой выставке, я просил об одном: не смотрите работы друг друга. Но вышло ровно наоборот: смотрели все. При этом у всех получились совершенно разные произведения – у кого-то реалистические, у кого-то абстрактные, – рассказывает Михаил Викторович.

Выставка объединила три вида искусства - живопись, музыку, литературу. Кантата «Колокола» была создана на одноименное четырехчастное стихотворение Эдгара По в переводе Константина Бальмонта, где под колокольный звон прослеживается вся жизнь человека. Организаторы представили и этот текст – в отдельной рамочке. Рядом поместили статью о поэме для оркестра, хора и солистов, написанную кандидатом филологических наук, доцентом кафедры культуроведения и социокультурных проектов ТГУ им. Г.Р. Державина Татьяной Никольской.

ЖИЗНЬ: РАДОСТИ И СКОРБИ

Центр всей экспозиции – портрет Сергея Рахманинова кисти Михаила Воропаева. Великий композитор изображен сдержанным, сосредоточенным, во фраке. Как перед концертом. Он будто позирует мастеру. Но фоном – напряженное, давящее небо с пламенеющим закатом. Словно бы акцентируется резкий перепад в судьбе Сергея Васильевича: расцвет славы гения – и закат эпохи в его стране.

Бронзовый церковный колокол на полотне Ксении Макаровой - в красной атмосфере. Посыл тревожный – соответствующий части поэмы, где говорится о набате. Волшебство это или нет, но вибрация звуковых волн ощущается физически.

Окно с видом на белую церковь. «Дорога к храму» Михаила Никольского. Речь о выборе: хочешь - смотри издалека, со своего места, а хочешь – преодолей тяготы и приобщись к святости. Ободряет картуш, встроенный в коллаж, со словами: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России». Чистое совпадение, что на видном месте – высказывание святого адмирала Федора Ушакова, очень актуальное в нынешнее время.

– Окно из дольнего в Горний мир, – поясняет автор. – Работа написана не в этом году и не по произведению Рахманинова, но отсылает к нему. Нет прямой дороги к храму – она извилистая, через темные места, через болото. Но вот другое полотно, над которым начал работать 24 февраля, как раз когда начались военные действия. Здесь напряженный, тревожный город. И здесь тоже - о восхождении, о преодолении. Люди поднимаются вверх по лезвию бритвы, потом обретают святость. Мы видим колокола – колокол светский, колокол духовный, колокол жизненный. Их унисонное звучание дает возможность видения Горнего мира. Эти образы навеяны симфонической поэмой. Музыка тревожная. В ней нет покоя. Все движется.

Напряжение, тревожность, мрачные тона… Совсем неожиданным в контексте экспозиции казался натюрморт с охапкой колокольчиков в вазе.

– Первая ассоциация была со старой русской сказкой, – поясняет автор София Семко. – Вначале ведь идет речь о юности. В голове возникла картинка. Захотелось отобразить переход с зимы на весну. Может, так по времени совпало. Но и музыка нарастающая, я услышала момент перехода от мрачных тонов к светлым.

Сито, лампа, фрукты, деревянная ложка над глиняным горшком – картинка сельской идиллии. Колоколов не видно и не подразумевается. Но…

– Это 1914 год, канун Первой мировой войны, – раскрывает свой замысел Юлия Лисицина. – Благодатная, успешная, сытая деревенская жизнь. А за окном – туча, которая надвигается на нашу страну. Это четко было слышно в поэме Рахманинова «Колокола».

То ли сон, то ли фантазия. Отчаянная пустота, будто на безжизненной планете. Зарево, от которого жарко. Заброшенное поле. И на нем – четыре обветшавших колокола.

– В поэме четыре части, и мои колокола символизируют их. Колокола сброшены. Один из них – с выбитым осколком в форме сердца. Он умирает, трескается, но душа в нем остается. А от самого маленького колокола идет свечение, жизнь, надежда, – делится своим прочтением Ольга Бажилина.

Хотя авторы предпочитали давать простор фантазии зрителя, на просьбы рассказать о нотках вдохновения и песне творчества откликались с готовностью. Поэтому атмосфера вернисажа стала понастоящему живой и теплой.

НЕЧТО БОЛЬШЕЕ

Безусловно, вдохновляли композитора малиновые звоны, что разливались по всей православной Руси. Поэтому, кроме картин, посетители могут увидеть в камерном зале театра собрание поддужных колокольчиков, год появления которых совпадает с той или иной вехой в биографии Рахманинова. Например, экспонат 1913 года – времени появления симфоническое поэмы «Колокола».

– Поддужный колокольчик – уникальное явление русского фольклора. Да и вообще колокол – явление уникальное. Он дает звук в трехмерном пространстве. Ученые до сих пор не объяснили этот эффект. Возможно, это связано с золотым сечением в его форме, – обращается к истокам Михаил Никольский. – Наша выставка идет от колоколов. Когда начал их коллекционировать, задался вопросом: в каких произведениях отражена колокольная идея. Так и дошел до Рахманинова. В его поэме увидел пространство. Заинтересовался, стал собирать пластинки с ее записью. Их обложки, кстати, привлекают разным графическим оформлением. Все они тоже представлены вниманию публики.

Колокола – сквозной мотив выставки, но не единственный. Это еще и любовь к Родине, и внимание к непростой истории России, к ее традициям. Художники, не сговариваясь, изобразили все то, что пережил Рахманинов. Безмятежность в имении – легендарной Ивановке, где как раз завершилась работа над «Колоколами»; революционная буря, перемолотившая весь жизненный уклад; тоска по родине в эмиграции. Мастера уверены, что музыка композитора с мировым именем – подчеркнуто русская, и это был мощный посыл к тому, чтобы обратиться к национальному мировосприятию.

Дух родной земли – то, что уловил в экспозиции один из почетных гостей вечера, профессиональный музыкант, ректор Тамбовского государственного музыкально-педагогического училища имени С.В. Рахманинова Роман Бажилин: – Сергей Васильевич - не только великий композитор, он великий русский человек, который любовь к Родине пронес через всю свою жизнь. На этой выставке я тоже увидел выражение любви к Родине. В картинах, несмотря на то что они все разные, есть ощущение и жизни, и русскости, и просто всего самого лучшего, к чему человек должен стремиться.

Выставка зовет к созерцанию и размышлению. Каждая картина или композиция обещают пробудить целую палитру ассоциаций. У каждого они будут своими. Поэтому лучше один раз увидеть «Музыку цвета», чем сто раз услышать о ней. Этим шансом можно воспользоваться до 18 апреля.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер