Тамбовский симфонический оркестр на два часа вернул всех в детство

26 февраля, 08:25 Иван Шарапов Прочитали 193 раза
В учебном театре ТГУ имени Державина состоялся концерт "Кукольная сказка".

Все мы, и взрослея, и старея, продолжаем понимать, зачем нужна настоящая сказка. Там - самые чарующие образы из тех, что может подарить воображение. И перемещение в их мир - уже удивительный процесс, ради которого стоит пожертвовать парой часов досуга. Прекрасное в сказке только возрастает, когда ее зритель, читатель или слушатель почти физически сопровождает всех действующих лиц или придумывает продолжение истории – чтобы хранить в своем сердце живой свет волшебства. Именно поэтому так часто проходят концерты с участием кукол – на них ребенок может смотреть, может их слушать, а главное – слышать.

Когда внимание и фантазия детей сосредоточены на сотворении сказки, музыка легче и быстрее находит дорогу в самую подкорку сознания. Кстати, ряд последних независимых исследований в области психологии показывает, что лучше всего интерес к музыке детям прививается в возрасте от нуля до трех лет. А поскольку сказки в первую очередь носят воспитательный характер, то прошедший в середине февраля в учебном театре ТГУ имени Державина концерт «Кукольная сказка», можно сказать, сработал и на воспоминания о приключениях персонажей, и на формирование тонкого, изысканного вкуса.

БОГАТЫЙ АССОРТИМЕНТ

 Большой театральный зал, сопровожденный всеми элементами антиковидной безопасности, принял в этот день благодарную и на удивление понимающую публику. Еще перед началом концерта у гардероба или за дверями зала были слышны десятки обрывков разговоров родителей с детьми – в них и те, и другие ошеломляли своими познаниями в классике. Поэтому во время череды выходов конферансье - актрисы Ольги Сирото - ребята практически без подсказок могли в числе великих композиторов назвать Чайковского, Свиридова, Сен-Санса, Шумана, Бетховена и других, упомянуть по паре произведений своих любимых авторов - при том, что большинству из них не исполнилось и восьми лет. Все это лишний раз опровергает миф не только о неспособности «поколения гаджетов» к разностороннему обучению, но и заставляет испытывать за него гордость и приятное удивление.

Симпатии этих мальчиков и девочек, как оказалось, вызывает не только музыка, но и искусство управления куклами. Артист Тамбовского государственного театра кукол Иван Дорошин быстро и эффектно сумел отойти в тень своего игрушечного амплуа Кольки Чикина, сделав его настоящим любимцем публики. Благодаря этой находке творческого оформления концерта, а также слайдам на больших экранах и дети, и родители смогли узнать много нового о куклах и связанных с ними композициях, а также насладиться душевными мультипликационными этюдами и отрывками больших концертов с произведениями, которые прозвучали здесь в этот день.

Кстати, нельзя не отметить удавшуюся широту репертуара, который, казалось бы, намертво скован рамками кукольной тематики. Помимо всем известных «Русского танца» Стравинского, марша из балета «Щелкунчик и мышиный король» и «Детского альбома» Чайковского, перед залом неожиданно предстали «Кармен, моя Кармен!» Жоржа Бизе, а также произведения Шостаковича, Оффенбаха и Металлиди. Не обошли «короля вальсов» Иоганна Штрауса, снискавшего славу и написанием более сотни полек – он особенно понравился своей полькой «В детской» при участии сольной флейты Ирины Петровой. Сюрпризом стало появление известных героев сказки «Золотой ключик» кота Базилио и лисы Алисы, вновь спевших и про поле чудес, и про отсутствие лояльности к разбою – их роли сыграли Максим Кусов и Наталья Царева. Зрителей посмешили и порадовали «технические заминки», связанные с временными «неисправностями» в голосе куклы-солистки, которую играла живая певица, – эту проблему радикально решала конферансье, вставляя и прокручивая в теле непокорного «механизма» ключик монструозного вида.

На вопрос о подготовке столь эффектного представления музыканты оркестра ответили так:

- Сезоны у нас распланированы таким образом, что на одну программу приходится неделя репетиций и выступление. Конечно, на детском утреннике получается меньше времени самого звучания. Но запасное время все равно нужно, потому что иногда сложнее сыграть несколько «пьес на полчаса», чем пару длинных произведений. Тут для всего нужно свое разделение и нормирование. В основном состав оркестра у нас не меняется – только для некоторых произведений иногда требуется солист, который может играть на разных инструментах. Что же касается настроя музыкантов, то любой композитор использует определенный инструмент для выражения определенных образов, поэтому необходимо частичное «вживание в роль». Хотя в произведениях для детей как раз обычно преобладает сольное исполнение, которое протекает более прозрачно. И тут дирижеру нужно уметь расставлять приоритеты. А вообще по утрам играется как-то легче - ты совсем не уставший, плюс контингент слушателей собирается более искренний, не в последнюю очередь за счет детей. Им надо все преподносить по-особенному, нескучно и не изнуряюще, а это не может не нравиться самому музыканту.

НАПРАВЛЯЯ СКАЗКУ

 - То, что происходит сегодня, - целый абонемент, который проходит каждый год и для детей, и для родителей, симфонические утренники, - рассказывает дирижер Роман Петров. - Мы уделяем им очень большое внимание, так как воспитание вкуса и приобщение к живой симфонической музыке – очень большая ответственность. Программы всегда разные, чаще всего рассчитанные на пять-шесть концертов. Но все они готовятся очень тщательно - подбирается репертуар, заблаговременно планируются идеи. Например, изначальная идея этого концерта – кукольный театр, сказка для детей. Но, к сожалению, в связи с ограничительными мерами нам не удалось воплотить свою задумку в полной мере. Тем не менее кукольная тематика осталась – поэтому и ведущий выступает вместе с куклой, и произведения подобраны соответствующие. Композиторы часто писали «игрушечные» образы, посвящали этому целые альбомы. Поэтому у нас не было недостатка в материале. Допустим, сегодня у нас в начале концерта – «Петрушка» Стравинского. На самом деле это одно из сложнейших произведений для оркестра, которое по-своему очень серьезно. Так что планку мы не понижаем. Никто не относится к «детскому» творчеству снисходительно – наоборот, мы стараемся придать таким выступлениям еще больше настроения, динамики и нюансов, чем обычно. Ведь дети очень хорошо реагируют на все, что слышат, и чем качественнее это будет, тем, естественно, лучше. Чем лучше играешь, тем большего эффекта ждешь в первую очередь от детей.

А заодно Роману Петрову пришлось ответить на вопрос о собственной роли в концерте, показавшем себя как просветительский проект и лишний повод родителям и детям вместе открыть новое:

- Специальность дирижера, как известно, изучается всеми музыкантами на протяжении всей учебы. Раньше существовала программа, при которой каждый выпускник музыкального училища имел и диплом дирижера. Я стал им очень давно, и мне эта работа очень понравилась. Это интересно, особенно вспоминая слова одного великого композитора о том, что оркестр – самый совершенный музыкальный инструмент. То есть та музыка, которая передается с его помощью, очень насыщенна, изобилует красками, представлена бесконечным множеством звуковых оттенков. По своему влиянию на человека оркестровые произведения гораздо глубже и взрослее прочих – может быть, именно поэтому особенно важно давать их слушать детям, чтобы те проникались красотой и взрослели душой.

В ЧЕМ НАМЕК?

На фоне радостных лиц детей, скрасивших свободное время дополнительным походом в зал с так интересно двигающимися креслами, с дядей с палочкой, из принципа стоящим к залу спиной, и с восхитительной музыкой все же невозможно не заметить довольных родителей и взрослых одиночек. Наверное, объяснение этому можно дать очень простое: даже сильно закосневший в быте, работе, иных «взрослостях» человек где-то в глубине души обязательно остается невинным и бегающим вприпрыжку. А значит, детский концерт всегда – не столько для детей, сколько для всего самого лучшего, что осталось в нас с тех времен, когда мы затаив дыхание в первый раз слушали сказки.

Сказка и по сей день не прекращает намекать нам на свое вечно молодое существование. Ярким образом для нее остаются куклы, которыми дети обычно и живут в сказочных вселенных. Мы отлично помним пример Эрнста Теодора Амадея Гофмана, который вдохновлялся миром грез, и композиторов, которые перевели его фантазии на язык музыки. И если предназначение симфонического оркестра – посредством мелодии возвращать людям мечты и пробуждать в них детство, то на два часа Тамбовский симфонический оркестр уж точно полностью его исполнил.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте