Газета №32 (1004), 11 августа 2015
Перейти к номеру

Внимание к человеку

11 августа 2015, 16:25 Прочитали 821 раз
Девять из десяти жителей области полностью довольны качеством услуг, предоставляемых в МФЦ
Хождения по кабинетам и прочие бюрократические лабиринты для тамбовчан остались позади - большая часть услуг теперь доступна в единственном окне. Как и многие другие приметы современности, МФЦ поначалу никак не хотели запоминаться старшему поколению, привыкшему к уже описанным прогулкам от чиновника к чиновнику. Впрочем, сегодня тамбовчане пенсионного возраста с удовольствием отвыкают от этого сомнительного способа проведения досуга.

Убедиться в этом можно на примере тамбовчанки Клавдии Петровны. Бюрократические заботы ветерана труда и труженицу тыла время от времени заставляли покидать родную деревню и направляться в райцентр. Лет десять-двенадцать тому назад в очереди перед кабинетом, скажем, специалиста Пенсионного фонда она могла пробыть долго: кто-то задержался перед ней или нужный сотрудник отъехал. Раз-другой приходилось спешить на автобус, что называется, "не солоно хлебавши". Сегодня Клавдия Петровна по инстанциям не ходит: все интересующее ее можно уточнить или сделать в окошке МФЦ поселка Первомайский одноименного района. С местными специалистами у нее успели сложиться доверительные отношения, и теперь она называет их "дочками".

- Раньше иной раз и не знаешь, куда пойти: то тут справку надо взять, то там. Целый поселок приходилось обегать, а годы уже не те. А тут придешь по одному адресу, отдашь документы и ждешь, когда тебе все сделают, - говорит восьмидесятилетняя пенсионерка.

Клавдия Петровна - одна из многих тамбовчан, кто высоко оценивает качество услуг МФЦ. С самого начала своего действия принцип "одного окна" снискал у жителей области полное одобрение.

Доступность и всеохватность

В 2014 году в области завершилось создание сети МФЦ, что явилось результатом многолетней работы. Напомним, что к ней Тамбовщина приступила в 2007 году, будучи одним из первых регионов. Спустя год начал работу областной многофункциональный центр, а сегодня сеть включает уже 24 таких центра, а в свыше 160 сельских советах с численностью тысяча и более человек действуют территориально обособленные структурные подразделения (ТОСП), также выполняющие ряд функций МФЦ.

- Ранее для получения определенной услуги человеку приходилось обращаться непосредственно в ведомство. После создания многофункциональных центров в городах и поселках Тамбовской области - в райцентр. Сегодня значительный ряд услуг житель области может получить, не покидая границ собственного населенного пункта, - рассказывает начальник управления государственной службы и организационной работы администрации Тамбовской области Борис Эсаулов.

Реализованную усилиями администрации области инициативу тамбовчане восприняли с большим энтузиазмом. Находясь в собственном селе, получать государственные и муниципальные услуги - еще каких-нибудь полтора десятилетия тому назад об этом и речи не шло. А сегодня работа ТОСПов не просто реальность, а неотделимая от повседневности жизнь. В будущем, делятся в управлении государственной службы и организационной работы, такие "окошки" могут появиться и в сельсоветах, где меньше тысячи жителей. Однако основная задача настоящего времени - обеспечить каждый МФЦ и каждый ТОСП первоклассными универсальными специалистами.

Кадровый потенциал

Для наглядности вспомним, как оказывались услуги в МФЦ ранее. Когда сеть на Тамбовщине только зарождалась, в свежеоткрытых центрах прием вели специалисты различных ведомств. Собрать их всех в одном помещении и из множества функций сосредоточить на одной - работе с посетителями - для тех лет уже было значительным прогрессом. К тому же можно было не переживать, что сотрудника, беседы с которым ты ждешь, внезапно вызовут к начальству или заставят заняться совершенно другими делами. Минус был один - соседние пустые окошки. Нередко случалось так, что к специалисту одного ведомства выстраивалась очередь из десяти-пятнадцати человек, а специалист другого ведомства принимал в день пару посетителей.

- Одни услуги более популярны среди населения, другие - менее, - комментирует Борис Эсаулов. - В том числе и для сокращения времени ожидания мы стали внедрять институт универсальных специалистов. На базе областного МФЦ слушатели специализированных курсов обучались тому, как оказывать весь определенный законодательством спектр государственных и муниципальных услуг. С внедрением в МФЦ универсальных специалистов повышается эффективность работы государственных и муниципальных служащих, сокращается взаимодействие граждан и ответственных должностных лиц.

Нельзя не отметить, что значительную часть новоиспеченных универсальных специалистов составили как раз те сотрудники ведомств, кто и раньше работал в МФЦ. Многие их функции сегодня переданы многофункциональным центрам, что привело к оптимизации аппарата чиновников в различных структурах. Первостепенной задачей стало обеспечение "универсалами" крупных МФЦ Тамбовщины, а в ближайшей перспективе подобные специалисты появятся и в ТОСПах.

Кстати, в июне на Тамбовщине стартовал конкурс на "Лучшего универсального специалиста МФЦ", итоги которого подведут осенью. Также в области проводится конкурс на лучший МФЦ. Победители обоих представят регион на федеральном этапе.

Расширяя границы

Рост числа компетентных работников привел к тому, что в небольшие населенные пункты приходят даже те услуги, которые раньше можно было получить только в пределах областного центра. Например, заграничный паспорт. Ранее сделать это можно было лишь в областном подразделении ФМС в Тамбове, отстояв большую очередь (если пришли как обычный посетитель) или очень маленькую (подав заявление при помощи портала госуслуг). Сегодня возможность обзавестись заграничным паспортом, не выезжая в областной центр, есть у жителей ряда поселений: Мичуринска, Рассказово, Котовска, Кирсанова, Уварово и Моршанска. Специалисты ведут прием по определенному графику. Загранспаспорт без лишних поездок - далеко не единственное внедряемое новшество МФЦ.

- Да, в 2014 году создание сети многофункциональных центров в области было завершено. Сегодня работа выходит на новый качественный уровень. Мы стремимся обеспечить взаимодействие между центрами, расположенными в различных городах и муниципальных районах области. На практике можно столкнуться с тем, что идентичные муниципальные услуги, оказываемые в различных МФЦ, по-разному называются, - объясняет начальник управления государственной службы и организационной работы администрации Тамбовской области Борис Эсаулов. - Унифицирование поможет решить и другую задачу - обеспечение жителей области услугами вне зависимости от места их проживания. Предположим, что человек, имеющий прописку в Пичаевском районе, постоянно проживает, например, в Сосновском. Необходимые услуги он может получить в МФЦ по месту своего проживания.

Вот и получается, что региональные власти ведут постоянную работу по совершенствованию процесса предоставления муниципальных услуг по принципу "одного окна" в МФЦ Тамбовской области, а также по оптимизации их перечня. В области уверены, что принцип "быстро, четко и понятно" должен соблюдаться при предоставлении всех государственных и муниципальных услуг.

Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер