Газета №9 (929), 4 марта 2014
Перейти к номеру

Права «под угрозой»?

4 марта 2014, 15:06 Прочитали 1 715 раз
Очередные недоработки законодательства могут «поставить крест» на действующих автошколах
Сегодня в России насчитывается более восьми тысяч автошкол, а счастливыми обладателями водительских удостоверений ежегодно становятся более двух миллионов человек. Что уж тут говорить о борьбе с пробками, если поток личного автотранспорта идет исключительно на увеличение?

Похоже, в ближайшем времени активность кандидатов в водители станет более умеренной. И дело не в отсутствии желания подрастающего поколения сесть за руль собственной легковушки и даже не в том, что приобретение автомобиля связано с серьезными материальными затратами. Просто согласно вступившему в силу закону возможность самоподготовки исключена полностью, а ответственность за компетентность начинающих водителей ложится исключительно на автошколы. Тут-то, как оказывается, и не выходит все гладко. Дело в том, что вступившие в силу поправки в законы об образовании и безопасности дорожного движения серьезным образом изменили, по сути, всю систему подготовки водителей. А беда еще и в том, что подзаконные акты к этим законам в настоящее время существуют только в виде проектов. Когда эти проекты перейдут в статус правовых документов, остается только догадываться.

Новое по-старому

Согласно новому закону о лицензировании, теперь каждая автошкола должна иметь программу подготовки водителей и акт из ГИБДД, подтверждающий соответствие материально-технической и учебной баз этой программе. Образцом для составления таких программ должны стать примерные программы, которые утверждает Министерство образования. Только эти самые примерные программы, разработанные «на скорую руку», так и залегли в Министерстве юстиции в ожидании заветного дня своей регистрации. Таким образом, управление ГИБДД пока не может выдавать автошколам акты, как, в общем-то, и сами автошколы - разрабатывать собственные программы.

В ряде регионов уже сегодня лицензирующие органы начали скорую зачистку сетей автошкол. Основанием для того, чтобы отобрать лицензию, служит отсутствие согласованных с ГИБДД программ обучения. Аргументы руководителей школ, что ГИБДД на их запрос о согласовании отвечает отказом проводить обследование учебно-материальной базы без утвержденных программ, для контролирующих инстанций не всегда оказываются убедительными.

Чего ожидать

В любом случае, рано или поздно все подзаконные акты будут приведены в соответствие. Чего же ожидать будущим кандидатам в водители?

Главное нововведение касается владельцев скутеров и мопедов: они будут обязаны обучаться в школе и получать права с шестнадцати лет. Программа новой категории М состоит более чем из ста часов обучения, половина из которых — практические занятия на площадке, то есть общий курс займет примерно полтора месяца. Кроме того, для скутеристов вносятся поправки в ПДД: владельцы скутеров будут приравнены к остальным участникам движения, то есть будут платить все штрафы за нарушение правил.

Владельцам легковых автомобилей разрешат учиться и сдавать экзамен на машине с автоматической коробкой передач. При этом водителю запретят управлять автомобилем с механической трансмиссией: в правах будет поставлена специальная отметка. Правда, пока не очень понятно, как трактовать нарушение этого правила: скорее всего, оно будет приравнено к вождению без прав вообще. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за это нарушение штраф до пятнадцати тысяч рублей, а также эвакуацию самого транспортного средства на штрафную стоянку.

Самое неприятное ожидание может быть связано с тем, что с большей долей вероятности стоимость обучения существенно подорожает. Усложняется учебная программа. Автошколам придется хорошенько потратиться на оборудование самих учебных автодромов. Нет никакой гарантии, что часть этих затрат они не возложат на плечи потенциальных кандидатов в водители. Так, материальная база учебного заведения по современным требованиям должна быть представлена не только оборудованными классами и автодромами, но также иметь медицинские кабинеты и буфеты.

Пока не очень понятно, какими именно наглядными средствами обучения должны будут пользоваться преподаватели автошкол при изучении конструкции автомобиля. Возможно, будет вполне достаточно цветных картинок на плакатах, а может быть, потребуется установка настоящего автомобиля «в разрезе».

Кстати, новые требования к оборудованию автошкол, возможно, принесут кандидатам и некоторые плюсы. Ведь теперь часть экзаменов будущие водители смогут сдавать не в ГИБДД, а на базе своей автошколы. Правда, такой экзамен засчитают лишь в том случае, если теория будет приниматься с использованием аппаратно-программного комплекса, а «площадка» - сдаваться на автоматизированном автодроме. На таком автодроме любая ошибка кандидата будет зафиксирована автоматически, после чего передана на пульт управления ГИБДД.

Своих экзаменаторов ГИБДД будет направлять только в те школы, в которых уровень подготовки водителей достаточно высок: если материально-техническая база соответствует всем требованиям, процент сдачи теории с «первого раза» превышает восемьдесят процентов, а «площадки» - семьдесят. В тех школах, в которых этот показатель явно «не дотягивает», кандидаты будут лишены такой возможности. Им придется сдавать все экзамены непосредственно в ГИБДД.

А у нас…

В Тамбовской области сегодня функционирует 72 автошколы. Какая судьба ждет их? Неужели из-за законодательных недоработок в ближайшее время их двери начнут закрываться перед тамбовчанами? Что по этому поводу думают в самих автошколах, мы решили поинтересоваться у одного из руководителей.

Геннадий Юрьевич, руководитель одной из тамбовских автошкол:

- Основная сложность в том, что в ГИБДД нет никаких данных об изменениях каких-либо требований. Что касается принятого закона, то он как таковой есть, но подзаконных актов к нему нет никаких. Идет только переталкивание друг к другу. Если раньше этими вопросами занималось Министерство образования, то сейчас - Министерство профессионального образования. Ведомства только друг на друга ссылаются, а базовых программ как не было, так и нет. Ранее существовал приказ, который устанавливал нам примерную программу подготовки водителей, на основании которой мы обучали кандидатов на категорию «В», к примеру. Он был отменен, а новый еще не принят. Соответственно, пока нет нового приказа, мы не имеем возможности сделать новую программу. А что касается лицензирования, то здесь есть противоречия, к примеру, с техническим регламентом, с требованиями других приказов. Получается, что сказана только буква «а», но дальше этого никаких действий. Есть новые критерии, но к ним нет подкрепляющих подзаконных актов.

В любом случае я уверен, что даже кратковременного прекращения деятельности у нас не будет. Мы готовы ко всем изменениям. Мы рады бы уже сейчас сделать какие-то шаги, но в какую сторону, пока не знаем.

В свою очередь, в Управлении ГИБДД наших читателей поспешили успокоить. По мнению сотрудников госавтоинспекции, здесь волнения совершенно беспочвенны. Закрытие автошкол в настоящее время произойти никак не может. Люди должны получать права только после обучения в автошколах. Пока школам не предложен вариант новых программ, они обучают по имеющимся.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер