Газета №43 (911), 22 октября 2013
Перейти к номеру

Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра

22 октября 2013, 13:43 Прочитали 1 620 раз
Закону о развитии местного самоуправления в России исполнилось десять лет
Закону о развитии местного самоуправления в России исполнилось десять лет. Какими были эти годы для муниципалов Тамбовщины? Каковы итоги проделанной работы в рамках реформирования системы местного самоуправления в регионе? На эти и другие вопросы отвечает начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Тамбовской области Александр Дерябин:

- Хочу все-таки начать не с Федерального закона №131-ФЗ, а с базовых правовых документов. В нынешнем году мы празднуем не только 10 лет реализации Закона об общих принципах организации местного самоуправления, но и 20 лет с даты принятия Конституции Российской Федерации. Конституция заложила основополагающие принципы построения местного самоуправления. В частности, это статья 12, которая определяет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а также что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Помимо этого в Конституции присутствует целая глава №8, которая так и называется «Местное самоуправление».

В марте 1998 года Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления – основополагающий документ международного права, утверждающий нормы-принципы организации самоуправления городов и поселений. В мае 1998 года Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ принял решение о разработке целостной концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации. Этапом стал и указ Президента РФ от 15 октября 1999 года №1370, которым были утверждены основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Федеральный закон №131-ФЗ, принятый 6 октября 2003 года, разъяснил и структурировал общие принципы организации местного самоуправления в нашем государстве.

Появилось пять видов муниципальных образований – городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения.

Были разграничены полномочия между федеральным, региональным и местным уровнями публичной власти; между муниципальными районами и входящими в их состав городскими и сельскими поселениями. В Федеральном законе №131-ФЗ определены вопросы местного значения для каждого вида муниципальных образований.

Возросло значение представительной ветви в системе местной власти, увеличилось количество депутатов в представительном органе, окрепла партийная составляющая в организации его деятельности. Усилился контроль со стороны представительного органа за деятельностью главы муниципального образования вплоть до удаления его в отставку. Получили развитие процедуры непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (собрания, конференции, сходы; публичные слушания; опросы граждан), новый импульс развития был придан территориальному общественному самоуправлению.

Создана и плодотворно функционирует новая система союзов и ассоциаций муниципальных образований, центральным звеном которой в нашей области является ассоциация «Совет муниципальных образований Тамбовской области».

- Удалось ли за 10 минувших лет максимально приблизить власть к людям, а народ вовлечь в управление своей территорией?

- Основная задача местного самоуправления - открыть гражданам возможность, участвуя в местном самоуправлении, самостоятельно решать свои проблемы без указаний и распоряжений сверху. В настоящее время в области создано 3524 органа ТОС. Наибольшее количество органов ТОС создано в Тамбове (968), г. Рассказово (217) и в Тамбовском районе (253).

В целях поддержки развития территориального общественного самоуправления по инициативе главы администрации области с 2012 г. стартовал проект «Народная инициатива». В соответствии с решением губернатора финансовые средства в объеме 65 млн руб. из суммы гранта, полученного Тамбовщиной за высокие показатели деятельности органов власти по итогам 2011 года, были распределены между муниципалитетами.

Во всех муниципалитетах области, включая поселения, были приняты решения о создании 277 общественных советов при главах городских и сельских поселений и инициативные группы по реализации программы «Народная инициатива».

В состав общественных советов вошли лидеры общественного мнения, руководители различных форм территориального общественного самоуправления, работники бюджетной сферы, предприниматели.

Общественными советами были приняты решения о проведении опросов граждан по выявлению первоочередных проблем жизнеобеспечения городов и поселений. После определения приоритетных направлений деятельности членами общественных советов и инициативными группами был проведен сбор подписей в поддержку того или иного проекта по определению первоочередных вопросов территориального развития, требующих расходов бюджетных средств.

Всего в муниципальных образованиях области прошло 874 собрания по месту жительства, в которых приняло участие свыше 62 тыс. человек. Членами общественных советов собрано около 100 тыс. подписей в поддержку проектов, принятых на общих собраниях.

Всего на территории области в 2012 году был реализован 651 проект в рамках программы «Народная инициатива» в 662 населенных пунктах. Общая стоимость всех проектов составила около 70 млн руб. В 2013 году реализация проекта была продолжена, выделено более 45 миллионов рублей. В настоящий момент на территории области реализуется 660 проектов в рамках программы «Народная инициатива».

- За десять лет муниципалитеты пережили не одно преобразование. Какова их структура на сегодня? Будут ли муниципальные территории укрупняться?

- Опыт реализации 131-ФЗ показал, что малочисленные муниципальные образования не имеют необходимого потенциала для эффективного, достаточного и самостоятельного решения вопросов местного значения с высоким качеством. Реальная бюджетная обеспеченность их исполнения не превышает 10-15%, или если говорить о практике работы – 3-10 вопросов местного значения из более чем 30, определенных ст.14 Федерального закона.

Большую часть расходов бюджетов малочисленных поселений составляют расходы на содержание органов местного самоуправления.

Так, в сельских поселениях, с численностью населения до 1000 чел., эти расходы составляют 80-95%, в поселениях с численностью населения от 1000 до 3000 чел.- 60-80%, с численностью от 3000 до 5000 чел.- 45-60%, с численностью от 5000 до 8000 чел. -35 – 60%, с численностью от 8000 до 10000 чел. -25-45 %, с численностью более 10000 чел. - 15- 25 %.

С 2008 года в Тамбовской области проводится работа по оптимизации численности сельских поселений. Преобразования позволили оптимизировать численность работников органов местного самоуправления поселений, сократить расходы на их содержание, сконцентрировать бюджетные средства для более оперативного и качественного решения вопросов местного значения.

В 2012 году работа по преобразованию сельских и городских поселений была продолжена. Представительными органами ряда сельских поселений области были приняты решения о преобразовании поселений путем объединения.

Законом Тамбовской области от 24 мая 2013 года № 271-З «О преобразовании некоторых муниципальных образований Тамбовской области» были преобразованы путем объединения 37 сельских поселений области. В результате этих преобразований количество сельских поселений сократилось на 20 единиц. В настоящее время избраны представительные органы и главы преобразованных поселений и проводятся мероприятия по реорганизации органов местного самоуправления как юридических лиц, которые будут завершены до конца текущего года.

Всего же, за период с 2008 по 2013 год, количество сельских поселений, в большинстве своем малочисленных, сократилось на 65 единиц – с 309 до 244.

Хочу подчеркнуть, что мы только помогаем муниципалитетам в правовых аспектах этой работы – инициативы о преобразованиях идут снизу!

- Десять лет для реформы, в том числе и местного самоуправления, по мнению людей, имеющего к нему отношение, это только начало пути. Вы согласны с этим? Что ждет местное самоуправление в ближайшие годы? А главное, чего ждать от него людям?

- Местное самоуправление, по своей сути, это мы с вами! Задачи, которые ТОСы сейчас начали решать в рамках проекта «Народная инициатива», - это насущные проблемы территорий. Так, что не стоит занимать выжидательную позицию. Я хочу призвать всех активнее включаться в начатую на местах и поддержанную губернатором области работу домкомов, уличкомов, других структур территориального общественного самоуправления по решению местных проблем. Сегодня нужны инициативные, неравнодушные люди, способные брать на себя ответственность и решать конкретные вопросы.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер