Газета №42 (910), 15 октября 2013
Перейти к номеру

Десять лет в законе

15 октября 2013, 16:03 Прочитали 1 036 раз
ФЗ №131 стал своего рода «конституцией» для местного самоуправления России, хотя не снял всех вопросов по его организации
Верным курсом

Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполняется 10 лет. По мнению тех, кто живет по его нормам, все эти годы не прибавили ему стабильности. Поправки в "конституцию местного самоуправления" вносились уже 84 раза, а судя по тем проблемам, которые все еще остаются, править действующий закон придется и дальше.

Первые итоги 10-летней работы по выстраиванию в стране системы под названием местное самоуправление подвели в столице. Свою точку зрения на происходящее высказал депутат Государственной Думы от Тамбовской области, председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. Он считает, что проблема финансирования муниципалитетов должна быть решена в ближайшие несколько лет.

- Убежден, что разграничение полномочий - это верное направление в работе, - говорит Виктор Кидяев. - Можно вспомнить, что до принятия ФЗ №131 существовало 11 тысяч муниципалитетов, сейчас их 23 тысячи. И это полностью укладывается в рамки заявления Президента РФ Владимира Путина о том, что местное самоуправление должно быть в шаговой доступности. Это очень правильно, мы должны в этом направлении работать.

Закон в глубинке

Подводить итоги, анализировать и размышлять в мегаполисе о том, какие результаты дает закон, касающийся еще и российской глубинки, это, конечно, неплохо. Но лучше, наверное, посмотреть на эволюцию местного самоуправления не с высоты московского полета, а нашим тамбовским взглядом. Итак, Авдеевский сельский совет Тамбовского района.

В должность главы Авдеевского сельского совета Валерий Каргальцев вступил в 2002 году, как раз в тот самый период, когда Тамбовщина, а вместе с ней и остальные территории России стояли на пороге перемен в местном самоуправлении.

- Закон дал право самим решать наши проблемы. Но, безусловно, с поддержкой государства, - подчеркивает Валерий Каргальцев.

Главной трудностью при переходе на новый формат работы было приведение всей нормативной базы в соответствие с российским законодательством.

- А после начали выполнять полномочия. Да, их много, и самостоятельно все их мы исполнить не в состоянии. Основная беда - несоответствие бюджетной обеспеченности переданным нам полномочиям.

Актуальность вопросов финансирования и кадрового обеспечения муниципалитетов не отрицают в федеральных органах власти.

- Самый тяжелый - это финансовый вопрос. Сейчас мы на всех уровнях просим прибавить доходную часть в наших муниципалитетах. В частности, мы просим, чтобы нам отдали местные налоги. Подоходный налог по месту жительства добавил бы местным бюджетам порядка 550 млрд рублей. Мы будем доказывать, убеждать. Думаю, мы добьемся своего. В течение двух-трех лет проблемы финансирования необходимо ликвидировать, - подчеркнул Виктор Кидяев.

Мы поинтересовались, каков же бюджет Авдеевского сельсовета и обеспечивает ли он эффективное развитие территории? Как выяснилось, при первоначальной верстке сельского бюджета казна поселения составляла 3 миллиона 600 тысяч рублей. Но участие в различных целевых программах позволило привлечь дополнительные финансы, и уже сегодня доходы приближаются к 6 миллионам рублей. Кроме того, бюджет пополняется за счет отлаженной работы с налоговиками, а также эффективного использования муниципального имущества. Про такие сельсоветы, как Авдеевский, в народе говорят "крупный середняк".

Учитывая демографическую ситуацию в сельской местности, многие сельские советы области проходят процесс укрупнения. Первоначально Авдеевский сельсовет представлял собой четыре населенных пункта. Сейчас это 14 деревень.

- На мой взгляд, присоединение дало вторую жизнь людям малонаселенных деревень. Вся деятельность сельских советов, которые там были, сводилась лишь к выписке справок, а бюджета хватало лишь на зарплату специалистов. О реализации каких-либо социальных программ и речи не шло, - комментирует Валерий Каргальцев.

Сейчас Авдеевский сельсовет - участник многочисленных целевых программ. Так, к примеру, в рамках реализации программы "Чистая вода" удалось провести реконструкцию скважины в селе Иванково. Кроме того, ведется газификация небольшого населенного пункта в бывшем Иванковском сельсовете. Ремонт придворовых территорий многоквартирных домов в Авдеевке идет уже два года. Люди довольны результатами, а детвора с удовольствием гоняет на роликах около своих домов. В рамках "Народной инициативы" в Авдеевском сельсовете успешно освоили 150 тысяч рублей. С учетом народного мнения закупили детскую площадку. Установят ее в самое ближайшее время. А еще средства решили потратить на культуру - поддержать самодеятельный коллектив "Дубравушка", что в с.Дубровка, закупив костюмы для его участников.

- На уровне сельских поселений 131-й закон сумел заинтересовать жителей в решении своих проблем. Люди стали участвовать в жизни села, определять в рамках сходов, собраний основные направления для работы местной власти. Если раньше все решалось сверху, то теперь люди сами решают, как распорядиться бюджетом, на что потратить средства. Все понимают, что бюджет ограничен, поэтому все вместе выстраиваем приоритеты и решаем наиболее насущные проблемы.

Все только начинается

По мнению главы города Моршанска Геннадия Калинина, закон о местном самоуправлении, датируемый 2003 годом, дал четкое понимание того, что такое местное самоуправление, каковы его основы, и, главное, разграничил полномочия между уровнями власти:

- Муниципалитеты точно знают, кто чем должен заниматься. Есть перечень обязанностей, полномочий, по которым мы работаем, они финансируются из местного бюджета. Но главное, на мой взгляд, в законе есть такое понятие, как финансовые основы местного самоуправления. Это местные финансы и казна.

Хватает денег или не хватает? Конечно же, не хватает. Но город Моршанск как муниципалитет участвует сегодня во многих федеральных программах: по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, "Молодежи - доступное жилье" и других. Но, как известно, все это происходит при условии обязательного софинансирования, что влечет за собой дополнительные расходы. В то же время не заниматься этим нельзя. Город должен развиваться, обращать внимание на людей.

Мысль о том, чтобы увеличить доходную базу муниципалитетов за счет части собираемых федеральных, региональных налогов, Геннадий Калинин считает правильной. Здесь, по его словам, должен работать следующий механизм:

- Долгосрочное программирование и определение важнейших приоритетов. Государственная поддержка должна быть точечной.

10 лет реализации закона о местном самоуправлении в России, уверен глава Моршанска, это только начало пути:

- Все еще впереди. И потом местное самоуправление - это не какой-то монолит, который установили, и он стоит мертвым грузом. Оно развивается, совершенствуется. Для более эффективного управления могут передаваться полномочия. Посмотрите, как сегодня здравоохранение перешло с местного уровня на региональный. Основа для развития местного самоуправления есть, задача - мотивировать население на управление муниципальным образованием. Нам необходимо привлекать народ к обсуждению важных дел и интересных проектов. К сожалению, здесь, по признанию Геннадия Калинина, имеется определенная инертность:

- Чтобы вовлечь население в управление, надо приложить титанические усилия. Три года назад мы одни из первых в области начали заниматься реформированием ЖКХ, созданием ТСЖ, организацией управляющих компаний для включения в федеральную программу по капремонту жилого фонда. Крен сделал на создание ТСЖ. Лично выходил к жителям и по нескольку дней объяснял необходимость проведения такой работы. Ситуацию переломить удалось, однако до сих пор люди до конца не понимают, что жилой фонд - это их зона ответственности. Они могут не только его покупать, продавать, обменивать, но еще и заниматься обслуживанием, управлять своим имуществом и т.д.

Тем не менее, глава Моршанска убежден, что работать по нынешнему закону стало проще:

- Задача нашего муниципального сообщества, и городского, и районного, - проявить активность и мотивировать людей на то, что именно нам, живущим на этой территории, предстоит менять все происходящие на ней процессы в лучшую сторону.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер