Газета №41 (909), 8 октября 2013
Перейти к номеру

Школьные учебники: новый формат

8 октября 2013, 16:25 Прочитали 1 964 раза
Порядок включения учебников в разрешенный перечень скоро изменится. В результате многие из них рискуют попасть под запрет
Благие намерения

Новый закон "Об образовании" предполагает в числе прочих новшеств и введение нового порядка утверждения перечня разрешенных к использованию школьных учебников. Над разработкой этого документа Минобрнауки работало все лето, и вот соответствующий приказ подготовлен и направлен на регистрацию в Минюст. Так что в скором времени новый порядок формирования федерального перечня учебников для общеобразовательных учреждений вступит в силу. После этого изменится многое, ведь данный документ вводит новые требования как к самим учебникам, так и к тому, как должна проводиться их экспертиза.

Цели всех этих нововведений самые что ни на есть благие, одна из которых - повысить качество учебников, которые сегодня используются в школах, сделав их более современными и дешевыми, позволяющими последовательно излагать курс в течение всего периода обучения. Например, попасть в перечень смогут только "системы учебников". Они должны быть представлены "линейкой" учебников с 1 по 4, с 5 по 9, с 10 по 11 классы, взаимосвязанных друг с другом, где материал излагается последовательно и в одном ключе, а также комплексом методических и учебных пособий как для ученика, так и для учителя. Причем если хотя бы один из учебников одной "линейки" будет экспертами забракован, то из перечня исключат и все остальные. Помимо этого все учебники, претендующие на включение в федеральный перечень, должны иметь электронные приложения, которые, по сути, являются электронной интерактивной версией учебника. Какой из версий пользоваться, по замыслу Минобразования, будут выбирать сами образовательные учреждения. При этом предполагается, что электронная версия может обойтись дешевле бумажной. К тому же такой мультимедийный учебник должен дать больше возможностей для использования самых разных форм и методов обучения. Да и для детей, многие из которых сегодня не расстаются со своим верным гаджетом, электронные учебники могут оказаться и удобней, и интересней бумажных. Не говоря уже о том, что планшет весит намного легче нескольких книг.

Помимо требований к самим учебникам, как мы уже сказали, вводятся новые требования по проведению их экспертизы. Раньше для включения учебников в разрешенный перечень было нужно всего два заключения - Российской академии наук, которая оценивала соответствие их современным научным знаниям, и Российской академии образования, которая определяла, насколько изложение материала доступно для детей того возраста, на который учебники рассчитаны. Теперь же помимо этого будет проводиться и общественная экспертиза. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны - пока не ясно, кто ее будет проводить и по каким критериям. Но и это еще не все. Окончательное решение будет принимать специальный совет, который сможет "зарубить" учебник даже в том случае, если он "выдержал" экзамен у всех предыдущих экспертов. Такие серьезные испытания должны помочь отсеять все учебники сомнительного качества, оставив лишь самые лучшие, практически безупречные.

Казалось бы, новый порядок имеет одни только плюсы и позволяет достигнуть поставленных целей. Но почему-то этот документ был встречен многими негативно. Не понравился он и издателям, и авторам учебников, и даже специалистам антимонопольной службы. Причем "изъянов" в этом документе нашли несколько. Остановимся на нескольких из них.

«Цифра» против бумаги

Одним из спорных моментов является требование к обязательному наличию электронного варианта учебника. Хотя многим это нововведение пришлось по душе. Опрос, проведенный "Российской газетой" среди своей интернет-аудитории, свидетельствует, что больше половины родителей это нововведение поддерживают. Среди плюсов электронных учебников они называют сравнительно небольшой вес планшета, интерактивность, которая помогает лучше освоить материал, и возможность сэкономить семейный бюджет.

- Во-первых, вес основных книг в сумке ученика снизится. Во-вторых, это значительно дешевле будет, чем каждый год покупать учебники. В данном случае достаточно будет родителям купить один раз "читалку"(или в идеале ее будут выдавать в школе) - и пусть ребенок ею пользуется, - пишет один из участников опроса.

Среди недостатков электронных учебников были названы риск испортить зрение, разучиться писать и дороговизна. Правда, речь идет о затратах не на сами учебники, а на гаджеты, которые имеют свойство ломаться.

- Минус - это цена такого ридера, - пишет другая участница дискуссии. - Взрослые к технике относятся аккуратно и ответственно, а дети? Купить раз в год учебники на 2-3 тысячи или 2-3 планшета за 5-6 тысяч в среднем каждый - это огромная разница.

Между тем никто почему-то не задумывается о том, что электронный учебник - это тоже чья-то разработка, и на него распространяется закон об авторском праве. То есть скачать электронный учебник бесплатно не получится. Во-первых, потому что это незаконно. Во-вторых, потому что издатели принимают меры по защите от пиратства. Например, некоторые издательства и сегодня выпускают электронные учебники. Одни из них доступны только на сайте издательства при введении логина и пароля, другие "привязываются" к устройству так, что соответствующий файл после установки нельзя уже ни отправить по почте, ни скопировать на флешку, ни выложить в Интернет. Программа для чтения этих файлов бесплатна, а вот сами файлы стоят денег. Для того чтобы учиться по электронным учебникам, нужно потратиться не только на гаджет, но и на сам учебник. Так что не факт, что на электронных учебниках можно будет сэкономить. Тем более, что сегодня их не так уж и много, а их создание - дело хлопотное и затратное. В итоге электронный учебник хоть по логике и должен стоить дешевле бумажного, на практике может оказаться даже дороже.

Для того, чтобы обучение по электронному учебнику было более эффективным и интересным, тоже необходимо соблюсти ряд условий. Во-первых, он должен представлять собой не просто оцифрованный вариант бумажного учебника, а быть интерактивным. В идеале в нем должны быть перекрестные ссылки между темами, курсами и предметами, встроенные виртуальные лабораторные по химии, физике и биологии, а иллюстрации - дополняться видеороликами и аудиофайлами. Таких учебников в нашей стране пока еще очень мало. Во-вторых, многое зависит и от учителя, от того, сможет ли он (и захочет ли) использовать все возможности, которые дает интерактивный учебник. Не исключено, что многие будут использовать на уроках гаджеты лишь для того, чтобы ученики смогли прочитать параграф на экране, а не в книге, и методика преподавания принципиально не изменится.

Электронный эксперимент

В некоторых школах Тамбовщины дети уже начали учиться по электронным учебникам - пока в рамках эксперимента. Чем обернулся этот эксперимент для пятиклассников 22-й школы, мы уже писали в прошлом номере. Впрочем, один случай - еще не правило. По мнению проректора по учебной работе и информатизации тамбовского Института повышения квалификации работников образования Надежды Слоповой, эксперимент в целом можно считать удачным, и с серьезными проблемами в случае распространения его на все школы области наш регион не столкнется.

- На сегодняшний день компетенции наших учителей достаточно высоки, чтобы при введении электронных учебников во всех школах ограничиться проведением установочных семинаров, - убеждена Надежда Константиновна. - Сейчас у нас в апробации электронных учебников участвуют около 10 школ области. В четырех учреждениях, которые подключились в этом году, возникла некоторая задержка. Остальные работают с электронными учебниками уже не первый год, например 14-й лицей, кадетский корпус, Тулиновская школа, 29-й лицей, 7-я гимназия. И опыт апробации показал, что такой формой обучения довольны все: и дети, и родители, и педагоги.

Лицей № 14 областного центра включился в эксперимент одним из первых - здесь электронными учебниками пользуются уже третий год. Правда, не все и не по всем предметам. В рамках эксперимента "Живой урок", который ставится при участии издательства "Академкнига", из предложенных вариантов лицей выбрал учебники по курсам "История России", "Биология" и "Литература". Сейчас по ним учатся шестиклассники и семиклассники, а по литературе еще и восьмиклассники. Доступ к материалам учебника они могут получить, введя свои логин и пароль, с любого гаджета, будь то компьютер, планшет или смартфон, и в любое время суток. Так что знакомиться с этими материалами они могут, находясь в любом месте, лишь бы была возможность выхода в Интернет. Да и то лишь знакомиться, готовясь к уроку. Доступ к заданиям они получают лишь в определенное время, которое совпадает с временем проведения урока по расписанию лицея. Эти интерактивные уроки проводятся в специально оборудованном в лицее мультимедийном классе, где, в частности, хранятся и приобретенные для участников эксперимента девайсы (специальные устройства, которые раскрываются как книга: одна страница этой книги используется как ридер с применением технологии "жидких чернил", на другой странице располагается визуальный материал, уже в цветном изображении). К ним прилагаются стилусы, чтобы было удобно выполнять задания. Задания на уроках выполняются на основании прочитанного дома материала. После в классе проводится дискуссия. Завершается каждый урок выполнением теста. По словам директора 14-го лицея Геннадия Любича, тесты эти чрезвычайно сложны, так что выполнить их на "отлично" почти нереально. Впрочем, с учетом того, как ребенок работал на уроке, учитель имеет право повысить или понизить полученную им отметку. Сами учебники, как считает Геннадий Рувимович, тоже сложны и рассчитаны на профильное изучение предметов.

Помимо этого, в лицее апробируется другой вид электронных учебников: в прошлом году для лицеистов было приобретено 30 электронных книг, каждая из которых стоит 12,5 тысяч рублей. В них уже были закачаны учебники для 7 класса, так что пользоваться ими можно, даже не имея выхода в Интернет. С ними ребята работали как дома, так и в школе.

Помимо этого, лицеистам разрешено пользоваться собственными гаджетами, при условии, что книги в них закачаны не пиратские.

Пока идет эксперимент, все, что необходимо лицею для апробации электронных учебников, было предоставлено ему бесплатно. Однако когда эксперимент закончится, за это удовольствие, скорее всего, придется платить. Кому именно - пока неизвестно.

Так или иначе, полностью удачным назвать эксперимент Геннадий Рувимович не рискнул.

- Считаю, что электронные учебники пока несовершенны, - говорит он. - Скорее всего, пройдет немало времени, пока в продаже появятся хорошие электронные учебники по справедливой цене. В электронном виде учебник должен стоить 20 рублей, а он стоит в разы дороже, потому что издательства закладывают в цену свои риски, связанные с нарушением авторских прав. Мечтаю, чтоб Министерство образования им за всех заплатило, выкупив авторские права, и учебники были бы в свободном доступе.

Порядок повлечет хаос?

Польза ряда других новшеств, которые несет с собой новый порядок включения школьных учебников в федеральный перечень, представляется еще более спорной.

Например, право любого члена совета, который будет выносить окончательный вердикт, наложить на учебник вето может привести к коррупции. На этот факт, в частности, указывают и сотрудники ФАС. Если одного голоса "против" будет достаточно для того, чтобы "зарубить" учебник, а вместе с ним и всю "линейку", то многие издатели, скорее всего, захотят "подстраховаться" и заплатить членам этого совета за хорошую оценку.

Насторожило антимонопольную службу и требование к наличию полной линейки учебников, методичек и пособий. Оно может привести к тому, что из списка разрешенных учебников исключат те, которые не являются частью какой-либо полной серии, даже если они очень хороши и используются в школах. Если автор написал лишь один или два учебника по курсу, то ему придется поднатужиться и написать все остальные. Иначе и он сам, и издательство, которое их выпускает, окажутся не у дел. Причем времени на написание дополнительных учебников, методичек и пособий, а еще и на создание электронных приложений у них осталось совсем мало. Как только приказ Дмитрия Ливанова зарегистрируют в Минюсте, новый порядок включения учебников в разрешенный список начнет действовать. Тогда новый перечень учебников сформируют уже к 1 декабря. По предварительным оценкам Мин-обрнауки, он сократится втрое. На практике он может оказаться еще короче. Большинство мелких издательств претендовать на место в нем не сможет.

Действующие сегодня учебники тоже должны будут пройти процедуру перерегистрации. Если они не будут отвечать всем необходимым условиям и не попадут в разрешенный перечень, то пострадают, скорее всего, не только издатели. Можно предположить, что учебники, которые могут попасть под запрет, используются во многих школах Тамбовщины. Значит, их будет нужно срочно заменить на разрешенные? Что из этого последует, догадаться нетрудно.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер