Газета №40 (908), 1 октября 2013
Перейти к номеру

Cовершенный учитель

1 октября 2013, 16:15 Прочитали 1 681 раз
Октябрь. Осень. В противовес природному увяданию учителей с праздником поздравляют живыми цветами
Октябрь. Осень. В противовес природному увяданию учителей с праздником поздравляют живыми цветами. В этот день педагоги, отвлекаясь от каждодневного бремени будней и получая заслуженные слова благодарности за свой нелегкий труд, по­настоящему преображаются. Именно тогда много говорится о непростой работе, большой ответственности и, конечно же, о том, что зачастую титанический труд учителя остается неблагодарным. Но что мы по­настоящему знаем об этом? В преддверии главного праздника учителей мы решили целый рабочий день провести вместе с преподавателем одной из сельских школ.

Учиться быть учителем

Семь утра, под ледяным ветром и накрапывающим дождем Надежда Михайловна Шебуняева торопится на остановку, именно отсюда начинается ее долгая дорога на работу. Живет она в Тамбове, но работает, а значит, и проводит большую часть будней в небольшой, но уютной школе села Донское.

­ Чтобы вовремя добраться до школы, вставать мне приходится очень рано, ­ откровенничает Надежда Михайловна, ­ и это при том, что я классическая «сова», готовлю конспекты к урокам часто до двух ночи. Для меня это настоящее преодоление себя… каждый день.

Надо сказать, что Надежда Михайловна немножко скромничает и лукавит, не открывая всех сложностей, с которыми ей приходится регулярно сталкиваться. По образованию она инженер, 17 лет проработала в лаборатории НИИРТМАШ, после сокращения устроилась учителем черчения в 26­ю школу Тамбова, потом еще 18 лет трудилась педагогом черчения и основ стандартизации в педагогическом колледже. Вся трудовая биография и педагогические навыки Надежды Михайловны были очень и очень далеки от такой дисциплины, как физика. И, надо заметить, она очень переживала, что не справится с новым для преподавания предметом. Однако директор сельской школы села Донское поддержала Надежду Михайловну и уверила, что у нее непременно все получится.

­ Мне очень сложно приходится, ­ не скрывает и сейчас Надежда Михайловна. – Уже почти год практически каждый день, без преувеличения, я ложусь спать в два часа ночи – готовлю конспекты к урокам. Когда уезжала на юг, брала с собой учебники, после моря всегда занималась. Очень трудно, конечно, но я считаю, что изо всех предметов, которые я преподавала, физика – это самый­самый интересный!

Сказать, что способность к быстрому и самостоятельному обучению – это настоящий талант Надежды Михайловны, это не сказать ничего. Еще маленькой девчонкой, когда Надя ждала маму с работы, она просматривала все энциклопедии в доме и совершенно самостоятельно задолго до начальной школы научилась читать. Вот и теперь даже на даче после огородных работ Надежду Михайловну соседи часто видят с учебником физики и рабочими тетрадками.

Дорогого стоит

После набитого под завязку автобуса даже узенькая тропинка тротуара, по которой по любой погоде до школы идти не меньше получаса, кажется вполне просторной. Но, как заметила Надежда Михайловна, это до первой распутицы.

­ Дорога от остановки до школы – это большая проблема для всего села. После дождей тут разливаются целые озера луж, а зимой на тротуаре вдвоем не разойтись, ­ говорит Надежда Михайловна. – Но, пожалуй, большая беда – все­таки отсутствие нормального транспортного сообщения. От этого страдают и взрослые, и дети: уехать на работу, в школу или в спортивные секции в город – это настоящее испытание терпения и выносливости.

По дороге к школе нам неоднократно встречались бывшие ученики Надежды Михайловны, которые, несмотря на заметное стеснение от вида моего диктофона и фотоаппарата, тепло здоровались с учительницей.

­ Со мной многие мои ученики продолжают общаться спустя много лет после выпуска. Я бережно храню все открытки, что мне дарили ребята, ­ заметила Надежда Михайловна. – Каждый год, когда я езжу на море, на вокзале в Воронеже всегда встречаюсь со своим студентом, который работает там на станции. Многие ребята звонят: повезло мне с ними.

Физика отношений

Первый урок. 7 класс. Для Надежды Михайловны это новые знакомые, ведь физика как школьный предмет у них только началась. Однако ребят учительница уже знает не только по именам, для нее уже с первых уроков стало ясно, кто больше старается, кому больше дается наука, а кто любит покрутиться и, отвечая на вопросы, неотрывно глядит в учебник.

После утренней гимнастики начинается занятие. Тема урока: «Частицы вещества». В руках Надежды Михайловны конспект, который она готовила до поздней ночи, чтобы объяснить тему ребятам не только сухим языком учебника физики, но и красочными примерами и фактами из истории, поэзии и жизни. И судя по тому, что семиклашки заинтересованно молчат и восхищенно охают, слушая о строении атома и планетарных системах, кропотливый труд не пропал даром.

Удивительно, но во время урока ребята не крутятся и не безобразничают. Может быть, всему виной присутствие корреспондента на последней парте?

­ В маленьких классах сельской школы все на виду, поэтому отвлекаться от урока и заниматься посторонними делами особенно­то и не получится, ­ объяснила нам Надежда Михайловна и, улыбаясь одними глазами, доверительным тоном добавила: – Конечно, случается, что ребята могут вертеться или озорничать ­ они же дети. Порой вместе пошутим и посмеемся, но на уроке главное – внимание, и они об этом не забывают.

Небольшая переменка, и из одного маленького кабинета мы переходим в другой. Здесь нас ждут ребята восьмого класса, для некоторых из которых физика уже успела стать любимым предметом. Определения, формулы, задачки, объяснение новой темы и проверка домашнего задания ­ это уже по­настоящему полноценный урок. Рома сидит на первой парте и физика ему дается, на все вопросы он тянет руку и четко отвечает. Не отстают от него и одноклассники: дети заработали целых три пятерки!

Весь урок – это не декламация параграфов, это живой диалог с ребятами, интересные примеры и вопросы. Не удивительно, что активно работают все. Лишь изредка тихонечко оглядываясь на щелчки затвора фотоаппарата, ученики, в общем, не сводят глаз с Надежды Михайловны.

Следующий урок – только четвертый, а значит, у Надежды Михайловны есть сорок минут свободного времени. В любой другой день она бы попила чаю, листая конспект и готовясь к занятию, но сегодня мы заняты разговором.

­ Где бы я ни работала, больших денег не видела никогда. Тем не менее, каждый раз при выборе места работы главным для меня было то, чтобы профессия была связана с образованием, ­ говорит она. ­ Это забирает все силы, если работаешь с душой, но, с другой стороны, если ребята заинтересованы в получении знаний и делают какие­то успехи, ­ это и гордость, и удовольствие от работы, и счастье.

Я помню, как­то в мае ученики прибежали ко мне уже после экзаменов и подарили букет сирени. И, знаете, это был такой букет из наломанных детскими руками веточек с завитушками коры и неровными краями. Ничего ценней и приятней, наверное, не было и быть не может!

Ученики выпускного 11 класса на уроке физики сидят сосредоточенно и внимательно, атмосфера в классе во многом созвучна теме занятия ­ «Напряженность электрического поля». И тут дело не только в том, что в классе посторонний, многие ребята для поступления в вуз будут сдавать ЕГЭ по физике, поэтому предмету уделяется особое внимание.

Надежда Михайловна к уроку готовилась особенно тщательно, конспекту с графиками, формулами и определениями отведено целых три страницы в тетради.

­ Вы знаете, я перед каждым уроком волнуюсь, ­ застенчиво заметила Надежда Михайловна и, засмеявшись, добавила: ­ Прямо как артист! Помню даже свой первый урок, как же хорошо ко мне дети отнеслись! Вообще связь с детьми для меня – это самое ценное, не могу представить, как можно бросить своих учеников.

Надо заметить, что Надежда Михайловна родилась и выросла в Донском, училась здесь же ­ в старой школе, от которой сейчас, правда, остался лишь один деревянный остов. И все тут родное и близкое, наверное, именно поэтому, несмотря на довольно скромный заработок, далекое расположение от дома и заманчивые предложения поработать учителем в городе, она все равно остается верна своим ученикам и уютной сельской школе.

***

По данным статистики, из всех тяжелых профессий работа учителя стоит на третьем месте после труда шахтера и металлурга. Объем работы, выполняемый учителем, по своей трудности и ответственности непросто с чем­либо сравнить. Говорить о стрессах, нервных и умственных перегрузках во время работы нет надобности. И, тем не менее, находятся люди, которые не просто болеют этой профессией, отдают свои силы, любовь и здоровье детям, но и готовы каждый день совершать маленький подвиг, подвиг во имя своего призвания.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер