Газета №18 (835), 28 апреля 2012
Перейти к номеру

Жизнь по расписанию электрички

28 апреля 2012, 13:31 Прочитали 1 631 раз
Ситуация с пригородным сообщением сегодня настолько запутана, что обеспокоенные жители побаиваются, как бы электрички к ним и вообще не отменили
В XXI веке в эпоху абсолютного прогресса, когда человек покоряет космос и наномир, становится абсолютно нелепым каждодневная ситуация, заставляющая людей строить свою жизнь по расписанию тех же пригородных поездов. Во многие отдаленные населенные пункты сегодня не ходят даже автобусы - нет дорог, да и затратно очень. Отсюда единственной ощутимой связью с внешним миром, способом добраться на работу или в больницу остается пресловутая электричка. Но ситуация с пригородным сообщением сегодня настолько запутана, что обеспокоенные жители побаиваются, как бы электрички к ним и вообще не отменили.

Нововведения по полочкам

Сегодня пригородные перевозки - одна из самых больных тем железнодорожного сообщения в России. Сами пассажиры постоянно жалуются на плохое состояние вагонов, летом всегда нечем дышать, а зимой от холода даже пальцы не гнутся… Со стороны железнодорожников жалоб также выше крыши - вечные "зайцы", особо "вежливые" пассажиры регулярно портящие сидения, уровень вандализма просто зашкаливает. Но все это в совокупности является одной большой проблемой - нет понятных "правил игры", ни ответственных, ни заинтересованных в пригородном сообщении в целом. Вот и получается, что люди сами по себе, а перевозки периодически спускаются на авось. Эта проблема довольно глобальна, но отражается на каждом из нас с вами, кто регулярно пользуется пригородным железнодорожным сообщением. Теперь же поясним причины существования такой неразберихи.

- Всегда вопросами пригородного ж/д транспорта занималось Министерство путей сообщения. Оно пошло на небольшую хитрость - заработанные на грузовых перевозках деньги перекидывало на пригородные электрички, - рассказывает специалист экономического отдела управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области Николай Чичибабин.

Такое перекрестное субсидирование долгое время позволяло пригородному сообщению держаться на плаву, отсюда тарифы на перевозки были установлены далеко не рыночные.

- Тарифы бывают регулированные субъектом и экономически обоснованными. Последние намного дороже, так как в них закладывается реальная стоимость услуги. Мы же стараемся тарифы регулировать, чтобы проезд на электричке не стоил огромных денег, - добавляет Николай Леонидович.

В случае с Министерством путей сообщения понятно, что те тарифы, которые были установлены, покрывали лишь небольшую долю расходов на пригородное сообщение. Все остальное закладывалось в грузовой тариф, создавался некий баланс.

Но случилась структурная реформа, было решено, что грузоперевозчики от нагрузки за уже поднадоевшие им электрички освобождаются, а расходы возьмет на себя бюджет. Разумеется, не федеральный (он компенсирует всего определенную часть), поэтому, простите, прямо с потолка региональные бюджеты стали обязанными выплачивать все расходы, связанные с организацией и обслуживанием пригородного железнодорожного транспорта.

- Все субъекты в России разные, и наша область пока дотационная. Денег, которые есть в бюджете, на все не хватает, - говорит Николай Чичибабин. - Почти все регионы России сумму, предъявляемую компанией - перевозчиком, не выплачивают - просто не могут.

Реальная ситуация

После того, как Российские железные дороги фактически отказались возиться с пригородными перевозками, хотя РЖД по-прежнему является владельцем всей инфраструктуры, появились пассажирские компании - структурные подразделения, непосредственно осуществляющие пассажирские перевозки. В Тамбовской области вопрос внутриобластного железнодорожного сообщения организуют две компании: пригородная пассажирская компания "Черноземье" и "Башкортостанская". Для них основная задача быть безубыточными, но как это сделать, никто пока не знает.

- Дело в том, что есть определенная сумма - выпадающие доходы пригородных компаний, получаемые в результате государственного регулирования тарифа, которую предъявляют региону для возмещения из бюджета. А есть сумма, которая закладывается в бюджет, исходя из аналитических и экономических расчетов. И сегодня мы оспариваем ту сумму, что нам пытаются предъявить, - поясняет начальник транспортного отдела управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области Александр Сенин.

- Есть определенные неясности, - добавляет он, - вчера все строилось по одному признаку, и бюджет тут был не причем, сегодня РЖД у себя, внутри компании, все перестроили, изменили принципы организации пригородных перевозок, и для бюджета это стало стоить серьезных денег. Причем эта сумма исчисляется не десятками, а даже сотнями миллионов рублей.

И получается все прямо как по чисто российскому принципу: хотели как лучше, получилось как всегда. Российские железные дороги вовремя "обузу" в лице пригородного сообщения скинули, переложив головную боль на регионы, которые сегодня находятся на острие бритвы. Ведь отпустить цены и сделать тарифы экономически обоснованными они не могут - многие жители регионов просто не потянут такую стоимость проезда, увеличится количество "безбилетников", а оставлять все как есть тоже нельзя - покрывать расходы все равно кому-то придется, и для бюджета, скорее всего, это будет в счет уменьшения финансирования по другой статье расходов.

Быть или не быть?

Какими будут пригородные перевозки, сегодня ответить не может никто. Простым людям, по сути, неважно, кто оплачивает и почему, в ритме жизни нам надо быстрее добраться до пункта назначения. Спешим развеять опасения жителей Тамбовской области:

- Сегодня речи не идет о том, что на том или ином участке перевозки прекращаются, нет. Они нужны и железной дороге, и населению, - уверен начальник транспортного отдела Александр Сенин, - пригородные перевозки будут в любом случае, и цены, по крайней мере, в ближайшее время останутся без особых изменений.

Что же касается существующего беспорядка, то большого выбора и у перевозчиков, и у органов власти, по правде говоря, нет. Либо возвращаться к перекрестному субсидированию, то есть покрывать расходы на пригородное сообщение за счет, к примеру, грузовых перевозок, либо на установленных условиях привлечь к ответственности организации и, соответственно, оплате расходов как РЖД, так и сами пассажирские компании, федеральные и региональные бюджеты. И тогда, возможно, у нас появятся новые электрички, которых сегодня многим так не хватает.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер