Газета №15 (832), 10 апреля 2012
Перейти к номеру

Чтоб история «не проучила»

10 апреля 2012, 16:14 Прочитали 1 287 раз
Известный российский историк Ключевской утверждал, что история, возможно, ничему и не учит, но она проучивает - за ее незнание
Известный российский историк Ключевской утверждал, что история, возможно, ничему и не учит, но она проучивает - за ее незнание. Чтобы история нас «не проучила», мы должны ее изучать и помнить.

2012 год объявлен в России Годом истории, и на Тамбовщине в рамках Года истории проходят мероприятия самой разной направленности. Тамбовчане обращаются к разным эпохам, исследуют различные темы, пытаясь извлечь из прошлого полезные уроки, чтобы избежать опасных ошибок.

Прививка против фашизма

Важные уроки может дать нам Вторая мировая война, которая повлекла за собой многомиллионные человеческие жертвы. Представители молодого поколения тамбовчан не всегда могут увидеть за этими устрашающе огромными, но, тем не менее, сухими цифрами статистики судьбы людей, их боль и страдания. Поэтому очень важно помочь юным увидеть настоящее лицо фашизма, дать им возможность пропустить через себя ту боль, которую пережили их предки, чтобы из мифических героев их деды и прадеды превратились в близких и родных людей, которым фашизм причинил неимоверные страдания.

Думается, что в этом им очень помогла лекция, прочитанная учащимся тамбовских школ и техникумов профессором ТГУ имени Державина Сергеем Сазоновым. Он напомнил ребятам, собравшимся в зале Музейно-выставочного центра Тамбовской области, о том, что в 1941 году в этом месте располагался один из многочисленных госпиталей, где мучились от ран, а иногда и умирали советские воины. Он рассказал им о том, что совсем неподалеку в 1941 году в центре Тамбова разорвались три вражеских бомбы и что в результате этой бомбежки погибли мирные тамбовчане. Сергей Николаевич ознакомил юных тамбовчан с документами, однозначно говорящими о том, что Гитлер вел с нашей страной войну, целью которой было уничтожение нашего народа и превращение нашей земли в аграрно-сырьевой придаток Германии.

Также участники встречи узнали, где можно получить информацию о том, как и где воевали и погибали их родственники в годы Великой Отечественной войны. Так, общественный банк данных "Мемориал" содержит информацию о тех, кто погиб или пропал без вести во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. В электронном общедоступном архиве "Подвиг народа" можно найти сведения о награждениях советских солдат и офицеров, героически сражавшихся за Родину. Все это поможет детям узнать о судьбе их родственников и ярче представить, какой на самом деле была война, понять, что фашизм - это зло, которое не может иметь оправдания.

Так что десятки учащихся тамбовских школ и техникумов, принявших участие в состоявшемся мероприятии, получили надежную прививку против фашизма.

Бородино глазами современных школьников

Около 200 юных тамбовчан - участников областного конкурса детских творческих работ, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года "Недаром помнит вся Россия", заглянули в еще более далекое прошлое.

Конкурс проводился по пяти номинациям: "Исследовательская работа", "Медиапрезентация", "Поэзия", "Проза" и "Рисунок". Самой по популярной оказалась последняя из номинаций - по ней на конкурс было прислано 80 работ. Причем рисовали войну 1812 года как учащиеся художественной школы № 2 города Тамбова, так и юные тамбовчане, занимающиеся изобразительным искусством на любительском уровне.

Одной из самых сложных номинаций конкурса была "Исследовательская работа". Ведь для того, чтобы провести исследование, ребятам пришлось глубоко погрузиться в тему, прочитать немало книг, обратиться к архивным источникам. "Участие Тамбовской области в войне 1812 года" - так звучит тема исследовательской работы, выполненной ученицей Петровской школы Дарьей Воробьевой. Эта работа была признана одной из лучших - Даша заняла второе место в областном конкурсе. Такое достижение - плод кропотливого труда. Работая над выбранной темой, Даша читала книги по истории войны 1812 года, обращалась к интернет-источникам и даже занималась в архиве. Помогли девочке неподдельный интерес к истории России, большая читательская практика, умение находить, анализировать и обобщать информацию. "Даша очень много читает, - рассказывает ее руководитель - педагог-библиотекарь Людмила Сысоева. - Она очень любознательная девочка, интересуется историей. Даша очень кропотливая и трудолюбивая, с документами работает очень аккуратно и тщательно". О времени, проведенном в библиотеке, Даша не жалеет - ведь во время работы над исследованием ей удалось узнать много интересного. "Мне удалось обнаружить много фактов, о которых ничего не сказано в учебниках. Например, оказалось, что некоторые французы не хотели возвращаться из России обратно во Францию, хотели жить здесь", - делится Даша своими наблюдениями. Так что и в будущем девочка с удовольствием примет участие в подобных конкурсах - не ради победы и наград, а ради получения новых знаний об истории своей Родины.

Как история помогает сделать правильный выбор

"Выборы в России" - этой теме был посвящен разговор, состоявшийся на базе избирательной комиссии Тамбовской области. В нем приняли участие директор Академии гуманитарного и социального образования ТГУ имени Державина Дмитрий Сельцер, председатель областного избиркома Алексей Пучнин, председатель Молодежной избирательной комиссии Тамбовской области Антон Долгов и председатель комитета образования администрации города Тамбова Сергей Кузнецов.

По словам Дмитрия Сельцера, выборы в нашем государстве имеют довольно глубокие исторические корни. Достаточно вспомнить Новгородское вече. Потом были сельские общины, Земский собор, Дума - эти институты власти тоже предполагали проведение выборов. Да что там говорить - в России даже царей выбирали. И в свое время избрание царем Михаила Федоровича Романова положило конец смутному времени. Другое дело, что все эти выборы были сословными и процедурными, а не всеобщими, тайными и открытыми. Такие выборы в России впервые состоялись в 1917 году при избрании членов Учредительного собрания. Причем Россия тогда стала одним из первых государств, где право голосовать получили не только мужчины, но и женщины. Советские выборы, по мнению Дмитрия Григорьевича, были скорее процедурными, чем демократическими, ведь альтернативы кандидату, за которого голосовали, не было. А вот референдум, в результате которого была принята современная Конституция РФ, вполне можно назвать всенародными выборами. И эти выборы вновь способствовали стабилизации нашего общества. Все последующие, постсоветские, выборы, включая состоявшиеся совсем недавно - 4 марта этого года, были уже конкурентными. Задача обществоведов, по мнению участников встречи, - донести до людей знания об истории выборов и побудить их всерьез задуматься о том, что такое выборы в России и для чего они нужны. Вооруженные этими знаниями граждане смогут выбирать более осознанно.

К сожалению, у молодежи не всегда достаточно опыта и знаний, чтобы, голосуя, руководствоваться не просто симпатией или антипатией, а пониманием того, что произойдет дальше, какие действия предпримет тот, за кого они поставили "галочку", и как это скажется на судьбе России. В рамках школьного курса обществоведения изучению выборов отводится всего 2 часа. Разумеется, молодежь может пополнить свой багаж знаний по этой теме во время обучения в вузе, да и то, если выбрана гуманитарная специальность. Правда, в течение последних трех лет у тамбовских школьников есть уникальная возможность - изучить этот вопрос более глубоко в рамках школьного курса "Выборы", но этот предмет не является обязательным, и выбирают его, в основном, учащиеся сельских школ, да и то далеко не все.

Это дело решили поправить. В Тамбове среди школьников объявлен конкурс исследовательских работ "Выборы в истории России". По словам Сергея Кузнецова, этот конкурс, который продлится месяц, преследует сразу две цели: пробудить исследовательскую активность учащихся и воспитать в них определенную избирательную культуру. Если же люди вооружены знанием истории, то общественным мнением намного труднее манипулировать. Так что молодежь, которая будет участвовать в вышеназванном конкурсе, в будущем уже не примет скоропалительного решения под властью эмоций.

Пройдут в школах областного центра и другие мероприятия, направленные на формирование глубоких знаний истории России и Тамбовщины. Это семинары и круглые столы для преподавателей, публичные лекции, которые будут читать преподаватели ТГУ для широкого круга тамбовчан, в том числе и для заинтересованной молодежи, научно-практические конференции, различные мероприятия, приуроченные к знаменательным датам и так далее. В результате юные тамбовчане научатся принимать решения, используя знания истории и опыт своих предков.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер