ТГУ им. Г.Р. Державина
О двухуровневой системе
Как и все вузы России, Тамбовский государственный университет переходит на международную систему "Бакалавриат-магистратура". Сейчас это общепринятый европейский стандарт болонского процесса. Большинство вузов различных стран готовят именно бакалавров и магистров. Двухуровневая система - универсальный вариант для расширения возможностей трудоустройства выпускников.
В этом году ТГУ им. Г.Р. Державина окончательно перешел на двухуровневую систему, за исключением некоторых специальностей, связанных с медициной и культурно-творческой деятельностью. Согласитесь, невозможно подготовить, скажем, хорошего врача всего за 4 года.
О проверке знаний
Ажиотаж среди студентов вызвало введение модульно-рейтинговой системы. Сначала многие не поняли, что это всего лишь внутренняя форма работы со студентами, которая не влияет на процесс обучения. В основном она коснулась преподавателей.
По-другому дела обстоят с тестированием e-learning - это один из инструментов контроля знаний.
- Это не наша инициатива, - говорит доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ректор ТГУ имени Г.Р. Державина Владислав Михайлович Юрьев. - Это инициатива Министерства образования. Сегодня любая проверка университета осуществляется путем тестирования студентов. Правильно это или нет? Что касается моего мнения, я к тестам отношусь избирательно. Потому что любой образовательный процесс идет с людьми. А человек - носитель многих отношений: экономических, социальных, культурных, семейных и так далее. И все это влияет на его поведение, на его состояние. Тест - это мертвый срез. Мы же должны понимать, как учится студент, почему в данный момент он не смог ответить на вопрос или почему он на него ответил. Что важнее: запомнить или логически прийти к ответу? Мне кажется, что лучше логически прийти к ответу, чем зубрить его. Тест - это матемизированная форма. Невозможно алгеброй измерить разум. Нет таких показателей. Только человеческое общение. К тому же иногда тест содержит провокационные вопросы, и эти вопросы не позволяют студенту раскрыться полностью. Тесты нужны как вспомогательное средство, но они ни в коем случае не должны быть основным средством определения знаний студента.
О международном сотрудничестве
Международная мобильность студентов и аспирантов становится важной составляющей профессиональной подготовки специалистов в вузе. За последние три года свыше 150 студентов и аспирантов ТГУ имени Г.Р. Державина стажировались или проходили различные формы обучения в зарубежных вузах. Причем здесь не учитываем тех студентов, которые выезжали за рубеж по различным молодежным программам, не связанным с учебой или научными исследованиями, например, по программе Work & Travel.
- Мы категорически против программ "мытья посуды" и путешествий. Для этого есть туристические агентства. Я противник этих программ, потому что вылизывать тарелки можно и в России и зарабатывать на этом. Потом лучше на эти деньги поехать в Америку и увидеть страну. Те, кто пользовались этими программами два-три раза, уже поняли, что ехать в Америку нужно имея что-то. Прежде всего, знания, - говорит Владислав Михайлович. - Наши студенты выезжают за рубеж только по образовательным программам. У нас сейчас есть совместная с Македонией программа. Мы там создали Международный славянский институт "Гаврило Романович Державин". В нем уже сейчас обучается порядка 1000 студентов. Нам важно, чтобы обмен студентами шел не просто так, а под девизом нашего вуза: "Науки постигать и быть России верным". Славянский мир требует сегодня объединения, так же, как и любая другая мегакультура. И Россия выступает объединительным сувереном. Наша задача именно в этом плане - строить образовательный процесс. Мы не ограничиваемся этим. Сейчас мы готовим студентов для стран Азии, Африки, Латинской Америки и так далее. У нас сейчас обучаются студенты более чем из 50 стран. Сейчас их 628, значит, на следующий год их будет уже больше тысячи.
Об омоложении преподавательского состава
Средний возраст преподавателя ТГУ - чуть более 45 лет. Это означает, что около половины из них имеют возраст до 40 лет.
- В лихие 90-е годы разгул неуправляемой демократии привел к тому, что многие преподаватели покинули стены вузов. И это была наиболее активная часть преподавателей. Образовалась брешь среди старших и младших преподавателей. Теперь младшие подросли, и они сегодня становятся докторами наук, профессорами. За ними идет молодежь. У нас порядка 10 докторских диссертаций, которые пишут преподаватели, не достигшие 40 лет. Мы тем самым делаем базу для будущих поколений. Это позволит не только решать вопросы и проблемы сейчас, но и решать их через десять-пятнадцать лет. То есть мы готовим кадровый потенциал, способный реально решать те задачи, которые будут поставлены в условиях модернизации нашей страны, - прогнозирует Владислав Михайлович.
ТГТУ
Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ) до сих пор в народе называется ТИХМом, и даже не потому, что многие так привыкли, ориентируясь на старое название, а скорее ТИХМ больше характеризует саму суть университета.
О системе бакалавриат-магистратура
Переход на двухуровневую систему в ТГТУ был осуществлен еще несколько лет назад. На данный момент по большинству специальностей в университете работает не только бакалавриат, но и магистратура. Можно сказать, что двухуровневая система высшего образования в ТГТУ сформирована полностью.
- Но у нас остаются и те специальности, которые определены правительством как те, которые обязаны иметь срок обучения 5 лет. Это приоритетные специальности по критическим технологиям Российской Федерации, - поясняет систему образования ректор ТГТУ, доктор технических наук, профессор Сергей Владимирович Мищенко.
Эти специальности, приоритетные для развития страны, и дальше будут иметь срок обучения 5 лет.
О кредитной системе оценки знаний
В данный момент ТГТУ завершает переход на новую систему оценки знаний - кредитную, которая отличается от привычной российской системы оценки - неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично.
- Кредитная система активизирует самостоятельную работу, работу по отдельным разделам той или иной программы и выражается через следующие показатели: объем прослушанного курса в часах, объем самостоятельной работы, зачеты, которые сдали, - говорит Сергей Владимирович Мищенко и добавляет, что она немного отличается от нашей привычной, но активно используется в западных странах.
У многих может сложиться впечатление, что кредитная система - это уже известная модульно-рейтинговая, но на самом деле МРС является всего лишь первым шагом на пути к кредитной системе оценки знаний. Студенты накапливают условные единицы (в каждом вузе они могут быть свои), по завершении курса получают совокупную оценку, выставляется рейтинг студента по отношению к рейтингу других студентов, а также многие другие аспекты.
- Мы готовы и дальше работать по этой системе. Сейчас мы ее внедряем на экономическом факультете, а затем и на всех остальных, - комментирует ректор ТГТУ.
О стратегии развития
Если провести тенденцию развития ТГТУ, то один факт бросается в глаза: руководство всеми силами старается сделать из университета вуз европейский.
- И не только из ТГТУ сделать такой вуз, - говорит Мищенко, - но и из Тамбова создать международный образовательный центр. Знаете, в Тамбове нет пальм, нет нефти, сейчас у нас нет казино. Слава Богу, нет национальных конфликтов, это небольшой спокойный город, в котором есть хорошие учебные заведения. Так Сам Бог дал, чтобы пересмотреть стратегию развития города и провести ее через международную образовательную деятельность, как делается во многих странах.
По словам Сергея Владимировича, их главная идея, да и задача не только сделать ТГТУ международным вузом, но и Тамбов - образовательным центром.
- Я считаю, что мы для этого делаем немало. Мы первыми начали работать с иностранцами, у нас сейчас учится порядка 500 студентов из 50 стран мира. И это не только бакалавриат-магистратура, но и защита кандидатских и докторских диссертаций, - поясняет Сергей Владимирович.
Если говорить о стратегии развития ТГТУ, направленной на внутрироссийское развитие, то она полностью базируется на критических технологиях Российской Федерации, на приоритетных направлениях, которые существуют в нашей стране, на плане социально-экономического развития Тамбовской области. Это и сельское хозяйство, и строительные, химико-технологические, радиотехнические, энергетические направления.
- Наша главная миссия - подготовить кадры для данных отраслей по востребованным специальностям, - говорит ректор ТГТУ Сергей Владимирович Мищенко. - Другой момент - это вопросы техногенной безопасности по базовым направлениям. Сегодня эта тема стала приоритетной для ТГТУ.
Главная проблема
В любом вузе, даже в любой структуре, есть свои проблемы. Это уже аксиома, которая не требует доказательств. В ТГТУ, по словам Мищенко, проблем также хватает. Главной и глобальной он считает проблему с ресурсами.
- Нам нужно привлечь значительные внешние и внутренние ресурсы на реализацию всех проектов, задач и миссий, - говорит ректор, - нам также необходимо понимание во внешней среде.
Стоит пояснить, что за этой сложной для многих фразой кроется простая истина - университету нужны технические и материальные средства, а также поддержка на всех уровнях власти, научного и образовательного сообщества.
- А еще проблема, даже беда нашего времени, - грустно улыбается Сергей Владимирович, - молодежь не хочет работать, ведь ее научили жить иначе. Но ведь иначе нельзя, и мы стараемся это показать.