Газета №44 (809), 1 ноября 2011
Перейти к номеру

Крутой поворот

1 ноября 2011, 15:51 Прочитали 1 867 раз
Со следующего года мелкие компании покинут рынок автострахования
В свое время появление обязательного страхования автогражданской ответственности было встречено неоднозначно. С одной стороны, многим аккуратно ездящим водителям жалко было отдавать деньги за страховой полис, который, как они были убеждены, им никогда не потребуется. С другой, это давало какое-то спокойствие. Ведь в случае ДТП и виновник аварии, и пострадавший могли быть уверены, что ремонт покалеченного автомобиля будет оплачен, даже если у виновника ДТП не слишком высокие доходы. То, что для получения этой самой оплаты тоже приходится прилично похлопотать и потратить кучу времени и нервов, другой разговор. Главное, чтобы при наступлении страхового случая деньги были выплачены.

Страховщиков станет меньше

По данным ГИБДД, в Тамбовской области зарегистрировано свыше 316 тысяч мотоциклов и автомобилей, только в Тамбове их свыше 84 тысяч. За год количество автотранспорта на территории региона увеличилось на 6 тысяч единиц. Так как страхование автогражданской ответственности является обязательным, не удивляет, что эти услуги предоставляют десятки страховых компаний, как крупных, так и мелких. Для некоторых из них автострахование является основным полем деятельности. Причем в основном это не самые крупные компании, так как страховые колоссы давно уже успешно обрабатывают и другие поля. Разумеется, автолюбителям было непросто выбрать страховую компанию, но сейчас почти все они успешно определились и приобрели полис ОСАГО: кто у страхового гиганта, считая его более надежным партнером, а кто у некрупного страховщика, уповая на то, что у него меньше клиентов, а значит, при аварии можно будет легче и быстрее получить причитающееся. Однако теперь последним, возможно, придется пересмотреть свое решение, а у начинающих автолюбителей проблем с выбором станет меньше.

Дело в том, что вскоре фирм, у которых можно будет приобрести полис ОСАГО, станет намного меньше. Связано это с тем, что с 1 января 2012 года вступают в силу новые требования к размерам уставного капитала страховых компаний. Он должен быть не менее 120-480 миллионов рублей в зависимости от видов деятельности. В частности, для осуществления страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, страхования имущества, гражданской ответственности, страхования предпринимательских рисков требуется иметь не менее чем 120-миллионный уставной капитал. Именно к этим видам деятельности относится и автострахование.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) бьют тревогу: из 114 компаний - членов союза 36 все еще не успели нарастить уставной капитал до требуемого размера. 19 их них работают в Центральном федеральном округе. Совокупный недостаток уставного капитала компаний, входящих в состав РСА, превышает 7 миллиардов рублей. Справедливости ради следует заметить, что менее 120 миллионов рублей уставного капитала имеют лишь 15 из 36 вышеназванных компаний. Остальные, если даже не смогут нарастить капитал, имеют возможность остаться на рынке автострахования. Но для этого им придется отказаться от лицензии на те виды страхования, которые требуют большего уставного капитала. На данный момент из 36 проблемных страховых организаций 22 приняли решение об увеличении страхового капитала, 10 - об отказе от перестрахования, что позволит им заниматься автострахованием без увеличения уставного капитала, две компании передают свой портфель партнерам. Лишь три страховщика пока так и не сообщили, как планируют действовать в сложившейся ситуации.

Между тем, по данным контрольно-аналитического управления РСА, в компаниях из группы риска застраховано более миллиона автолюбителей. Обязательства по этим договорам составляют порядка 2,5 миллиарда рублей.

А платит кто?

Возможное закрытие компаний, занимающихся автострахованием, должно волновать автолюбителей вовсе не из-за того, что выбор у них станет не таким богатым, как раньше. Проблема в другом: кто оплатит страховку, если продавшая им полис ОСАГО фирма закроется? С теми страховщиками, которые входят в РСА, все более или менее ясно. Эта сумма может быть выплачена из гарантийного фонда Российского союза автостраховщиков. Средств в нем на сегодняшний день достаточно - объем фонда составляет 6,4 миллиарда рублей, и он ежеквартально пополняется. Только вот не все автостраховщики, тем более самые мелкие, входят в РСА. Так что может случиться, что оплатить ОСАГО при наступлении страхового случая окажется некому. Тогда не исключено, что автолюбителю придется оплачивать ущерб из своего кармана, даже несмотря на то, что в бардачке у него лежит своевременно приобретенный полис.

На территории Тамбовской области действует несколько страховых компаний, уставной капитал которых совсем недавно прилично недотягивал до требуемых 120 миллионов. В каждой из них застраховано по несколько сотен владельцев транспортных средств. Сегодня почти все вышеназванные страховщики утверждают, что нарастили капитал до необходимого минимума. Каким образом им удалось чуть ли не в разы увеличить его буквально за несколько месяцев - загадка. Тем не менее, рынок автострахования они покидать не собираются. Однако даже это не означает, что автолюбители, которые застрахованы в этих компаниях, могут спать спокойно. Дело в том, что если выяснится, что эти деньги существуют только на бумаге, фирму могут прикрыть. Так может произойти, например, если страховая компания увеличила уставной капитал путем приобретения акций фирм с намеренно "раздутым" капиталом.

Доверяй, но проверяй

Специалисты также опасаются, что закрытие мелких фирм-автостраховщиков может вылиться в мошенничество со страховыми полисами. Сегодня только входящие в РСА проблемные страховщики располагают более чем 800 тысячами неиспользованных бланков "автогражданки". Вполне вероятно, что не все они сдадут эти бланки, покидая рынок автострахования. Не исключено, что некоторые из них, уже не имея лицензии, продолжат продавать полисы ОСАГО. Таким образом, автолюбитель, заплатив за "автогражданку" необходимую сумму, получит взамен фальшивку, которая в случае ДТП ему никак не поможет. Поэтому, чтобы не стать жертвой мошенников, заключая сделку со страховой компанией, стоит не полениться, навести справки о том, действует ли у нее соответствующая лицензия. Такая информация размещается, в частности, на сайте Федеральной службы страхового надзора.

Если же кто-то хочет намеренно приобрести "по дешевке" фальшивый полис ОСАГО только для того, чтобы он был, так как "автогражданка" обязательна, то он не только нарушает закон, но и сильно рискует. Аварии на дорогах далеко не редкость, и как бы аккуратно ни ездил водитель, какой бы водительский стаж ни был за его плечами, в ДТП может попасть и он. За 9 месяцев текущего года на дорогах Тамбовщины произошло примерно 14,5 тысяч аварий с причинением материального ущерба. Причем по сравнению с прошлым годом их число увеличилось где-то на 2,5 тысячи. По какой причине люди потеряли бдительность - не так уж и важно. Возможно, что виновата в этом и "автогражданка": мол, зачем напрягаться, стараясь во что бы то ни стало избежать ДТП, если все равно за все "уплачено"? Важно, что страховые случаи происходят, и происходят довольно часто.

К слову, повышающаяся аварийность на дорогах и возрастающая из-за инфляции стоимость ремонта больно бьет автостраховщиков по карману. Для того чтобы они были в любом случае в состоянии выполнить свои обязательства перед клиентами, им и нужен достаточно большой уставной капитал. Так что требование к его 120-миллионному минимальному размеру было введено для того, чтобы защитить автовладельцев. Только вот как "выкручиваться" тем, кто уже приобрел полис ОСАГО у мелкой компании, которая вскоре покинет страховой рынок, почему-то не подумали.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер