Газета №51 (764), 21 декабря 2010
Перейти к номеру

Партийная недостача

21 декабря 2010, 16:14 Прочитали 1 829 раз
Анализ ситуации на уровне городских и районных Советов Тамбовской области показывает, что оппозиция не в состоянии противопоставить «Единой России» ничего серьезного
Президент Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект федерального закона, который предусматривает использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на муниципальных выборах в районах и городских округах, где не менее 20 депутатов.

Для тех, кто не в курсе: пропорциональная система - это когда в игре, пардон, избирательной борьбе участвуют списки политических партий, а не кандидаты-одиночки, как при мажоритарной. Соответственно смешанная система - это английское "фифти-фифти", когда одна половина депутатов избирается по спискам политических партий, вторая половина - по мандатным округам.

До сих пор законодательство не обязывало политические партии к участию в избирательной гонке на уровне городских и районных Советов. Хотя прецеденты в той же Тамбовской области уже есть. Но об этом - чуть ниже.

Как будет

По мнению Президента, политическая конкуренция, которую, видимо, способен вызвать новый законопроект, на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе, повышению ответственности партий перед населением. Ранее секретарь Центризбиркома РФ Николай Конкин сообщал, что инициатива Президента, скорее всего, будет использована на выборах депутатов Госдумы шестого созыва, назначенных на 4 декабря 2011 года.

В соответствии с проектом закона, не менее половины депутатских мандатов в муниципалитете с численностью 20 депутатов и более распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Законом субъекта РФ предусматривается необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

На выборах представительных органов указанных муниципальных образований могут применяться как пропорциональная, так и смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательные системы. На выборах представительных органов иных муниципальных образований, в том числе представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью менее 20 депутатов, может применяться пропорциональная, смешанная или мажоритарная избирательная система.

Кроме того, в связи с этими изменениями будут установлены требования к депутатам, входящим во фракции, и к фракциям в представительных органах муниципальных образований. Эти требования аналогичны тем, которые установлены для депутатов и фракций в законодательных органах государственной власти субъектов России.

В частности, во фракцию входят все депутаты, избранные в составе списка кандидатов, а также могут входить депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Фракция может состоять из одного депутата, избранного в составе списка кандидатов.

Депутат, входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, не вправе выйти из фракции. Несоблюдение этих требований влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий. Проще говоря, захотел депутат выйти из политической партии, в составе которой он пришел в городскую Думу или районный Совет, - должен помнить, что в результате этого выхода он перестает быть депутатом. Честно говоря, каким-то крепостным правом попахивает. Хотя эксперты высказывают и другие точки зрения. Например, известный тамбовский политолог Владимир Пеньков не видит ничего страшного в подобном "закреплении" депутатов за фракцией:

- Пример, когда в ходе выборов некоторые кандидаты въезжают в законодательные или представительные органы власти под знаменами одной партии, а как дело доходит до дележки табуреток, вдруг начинают менять свои партийно-политические убеждения, должен убедить в том, что эта инициатива Президента вполне оправданна. Я полностью уверен в том, что не меняют своих убеждений только дураки. Но расставаться с ними, как с нижним бельем или модной фуражкой, не совсем здорово. И мне кажется, что здесь это решение продуманное. Более того, оно базируется на цивилизованной, в том числе и европейской, практике.

Как есть

Небольшое собственное расследование, проведенное на минувшей неделе, показало, что на деле областной центр не является таким уж и первопроходцем в деле применения смешанной системы на выборах в представительный орган местного самоуправления. По крайней мере, телефонное общение с городами и районами Тамбовщины выявило, что в пяти районах выборы проходили по смешанной системе, причем во всех пяти - в 2008 году. При этом обнаруживается интересный факт - количество избранных депутатов совершенно не зависит от применяемой на выборах системы голосования. К примеру, в состав Бондарского районного Совета в настоящее время входит 18 депутатов, Гавриловского - 24, Жердевского - 16, Мордовского - 28, в Токаревском районе по Уставу положено 19 депутатов, в настоящее время действует 16. Но вот интересный факт - выборы в Мучкапский районный Совет проходили в марте 2008 года по мажоритарной системе, в ходе этих выборов избирался 21 депутат. В результате внесенных изменений в Устав района выборы 2013 года пройдут по смешанной системе, а число депутатских мест уменьшено до 15. Это тенденция? К подобному выводу можно прийти, проанализировав ситуацию в районных и городских Советах с численностью депутатов 20 и более человек. Из 25 представительных органов этого уровня, где последние выборы проходили по мажоритарной системе, в шестнадцати численность депутатского корпуса - 20 и более человек. В подавляющем большинстве из них решения о переходе на смешанную систему при выборах в районный или городской Совет самостоятельно пока принято не было. Зато подобная инициатива встречается в представительных органах с численностью депутатов менее двадцати человек. В частности, в Пичаевском районе, где число депутатов по Уставу - 15, а в настоящее время работают 13 народных избранников.

Так что же в действительности даст введение новых правил игры на городском и районном уровне?

Несмешные выборы

По мнению Владимира Пенькова, эту инициативу Президента, которая сегодня обретает норму закона, нужно понимать как желание Дмитрия Медведева реанимировать в полном смысле слова систему многопартийности в России:

- Дмитрий Анатольевич питает надежды на то, что партийная система в России, в том числе при определенных административных инструментах, может развиваться. Мне думается, в этом направлении очень правильно сделано, что поставлено ограничение - не доводить до каких-то совершенно смешных дел и устраивать подобную многопартийность в сельсовете. Правильно, что речь идет о муниципальных представительных органах численностью двадцать и более депутатов.

Если опираться на анализ прошедших по смешанной системе в октябре нынешнего года выборов в Тамбовскую городскую Думу, где, по мнению политолога, областной центр стал в определенной степени пионером, то, как признается Владимир Пеньков, ощущение от тех выборов остается весьма грустное. Связано это, прежде всего, с тем, что партии в городе есть, но плоховато с лидерами и плоховато со знаковыми фигурами, которые могут эти политические партии представлять. В этой связи вспоминается то, что сегодня в области зарегистрировано семь политических партий, но на деле только четыре находят ресурсы - организационные, финансовые, кадровые, идеологические, какие угодно - для того, чтобы принять участие в выборах. Таким образом, в новом законопроекте есть вполне определенный подводный камень. Предлагаемая система формирования представительных органов местного самоуправления станет тестом на выживание для всех псевдо- и протопартий, которые заявляют о том, что их не слышат и не видят. Фактически им дается возможность - покажите себя на муниципальном уровне. Учитывая опыт предыдущих избирательных кампаний различного уровня, а также собственный анализ сложившейся в органах местного самоуправления области ситуации, показать себя способны далеко не многие.

О том, что на практике до настоящего времени из всех пяти партий, принимавших участие в выборах муниципального уровня, реальную власть имеют только две - "Единая Россия" и беспартийные - говорит все тот же собственный анализ депутатского состава городских и районных Советов. Во всех без исключения тридцати рассмотренных нами Советах созданы депутатские группы единороссов. В пяти рай- и горсоветах - по две депутатских группы. Кроме партии власти, это или "Справедливая Россия", или КПРФ. Как правило, оппозиционная депгруппа включает в себя три, в лучшем случае четыре человека. И только в городском совете Рассказово при тридцати депутатах существуют аж три депутатских группы: "Единой России" - 21 человек, КПРФ - 4, "Справедливой России" - 3 человека. Правда, если не считать Тамбовской городской Думы, где также существует три депутатских группы - опять же "Единой России", "Справедливой России" и КПРФ. При этом напомним, что в подавляющем большинстве случаев выборы проходили без участия списков политических партий. Пока. Насколько ситуация изменится в ближайшей перспективе, и сохранит ли партия власти на муниципальном уровне партийное большинство, набранное беспартийным путем, узнаем года через три. Основная масса городских и районных выборов в представительные органы власти пройдет в нашей области в 2013 году.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер