Газета №50 (763), 14 декабря 2010
Перейти к номеру

Перестановка слагаемых

14 декабря 2010, 17:04 Прочитали 2 307 раз
Автомобилисты вряд ли заметят снижение транспортного налога из-за повышения акцизов на бензин
Уменьшая, повышаем

Начало декабря ознаменовалось очередным изменением - на этот раз Президент Дмитрий Медведев подписал закон об изменении ставок транспортного налога в России. И вроде бы новость из разряда приятных (или "хотели как лучше"). Ведь ставка налога уменьшится в два раза. Для легковой машины с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно налог сократится с 5 до 2,5 рубля за одну лошадиную силу, для машин мощностью от 100 до 150 лошадиных сил включительно - с 7 до 3,5 рублей, от 150 до 200 лошадиных сил - с 10 до 5 рублей, от 200 до 250 лошадиных сил - с 15 до 7,5 рубля, свыше 250 лошадиных сил - до 15 рублей против 30.

Этот законопроект десятью днями раньше был одобрен Советом Федерации вместе с поправками во вторую часть Налогового кодекса, направленными на индексацию ставок НДПИ на нефть и газ.

По мнению разработчиков документа, закон позволит сохранить уровень налоговых поступлений от НДПИ в бюджетную систему РФ в 2011-2013 годах на уровне нынешнего года, а также компенсирует увеличение финансовой нагрузки на автовладельцев, связанное с повышением акцизов на нефтепродукты.

В то же время не все так гладко в Датском королевстве. К примеру, председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников уже высказал опасения, что запланированное повышение ставок НДПИ на нефть, вместе с увеличением акцизов на нефтепродукты, приведет к резкому удорожанию топлива, что, в свою очередь, ускорит инфляцию. Ведь закон одновременно предоставляет регионам право увеличивать установленную на федеральном уровне ставку транспортного налога в десять раз, что, по мнению сенатора, может привести к тому, что в результате транспортный налог не уменьшится. По словам Завадникова, "при постоянной нехватке денежных средств в региональном бюджете и возросших в условиях экономического кризиса расходов регионов на финансирование социальных обязательств вряд ли найдутся губернаторы, которые не воспользуются возможностью установить максимальную ставку по транспортному налогу".

Кстати, как нам удалось выяснить, транспортный налог - один из немногих, которые полностью поступают в региональный бюджет. По данным из налоговых органов, за одиннадцать месяцев прошлого года в Тамбовской области было собрано 353,3 млн рублей транспортного налога. Из этой суммы 85,1 млн приходится на долю юридических лиц, а 268,2 млн - физических. За январь-ноябрь нынешнего года поступления от транспортного налога составили 421,3 миллиона рублей, где 112,8 миллиона было собрано с юридических лиц и 308,5 млн - с физических. Но в следующем году этот рост явно прекратится. Транспортный налог-то уменьшится. Можно, конечно, представить себе региональную власть, которая удержится от соблазна взвинтить дорожный налог по максимуму. Но... Хотя есть возможность "подняться" на акцизах на нефтепродукты. Ведь по законодательству 70 процентов этих сборов идет в региональный бюджет и только 30 - в федеральный. А там цифры получаются очень заманчивые.

Игра в цифры

Как явствует из официальных заявлений, снижение транспортного налога будет компенсировано увеличением акцизов на бензин на 1 рубль за литр ежегодно с 2011 по 2013 год. Проще говоря, чтобы компенсировать потери в доходной части бюджета, руководство страны вынуждено поднять акцизы в общей сложности на три рубля за литр в течение трех лет.

В то же время, согласно отчету Федеральной налоговой службы по форме №1-НМ, в 2009 году в целом по России фактически было собрано акциза на автомобильный бензин 109,84 млрд рублей, на дизельное топливо - 32,32 млрд рублей, на моторные масла - 1,3 млрд. Итого 143,5 млрд рублей по этой группе нефтепродуктов, произведенных в России. А согласно главе 22 (ст. 193) Налогового кодекса ставки акцизов на нефтепродукты в 2009-2010 годах изменялись незначительно (в пределах 10 процентов) и с этой точки зрения соответствуют приблизительно 2 рублям за литр бензина с октановым числом до 80 включительно, 3 рублям за литр бензина с октановым числом выше 80, 1 рублю за литр дизельного топлива.

Получается, что увеличение акциза на 1 рубль за литр для бензина А-80 - это половина действующего акциза, то есть увеличение поступлений составит 50 процентов. Для А-92 и выше это треть действующего акциза, то есть получается рост на 33 процента. А для дизельного топлива вообще в два раза.

Нетрудно посчитать, что рост поступления акцизов выходит на уровне от 70 до 78 млрд рублей.

По данным за 9 месяцев 2010 года, которые с учетом срока уплаты транспортного налога соответствуют годовым, в целом по России начислено 83 млрд рублей, собрано 64 млрд рублей, в том числе по физическим лицам начислено 65,5 млрд рублей, собрано 47,6 млрд. Если будем исходить из этих цифр, то в следующем году начисление транспортного налога сократится примерно на 40 миллиардов рублей с "копейками". А реальная собираемость - на 32-33 миллиарда. Получается, что повышение акцизов на нефтепродукты на 1 рубль на литр в 2011 году не просто перекрывает двойное уменьшение транспортного налога, но и увеличивает доходность бюджета как минимум на несколько десятков миллиардов. А ведь подобная процедура запланирована еще и на 2012, и на 2013 годы.

Из названных цифр также хорошо видно, что повышение акцизов на 1 рубль за литр бензина и дизельного топлива вообще полностью перекрывает отсутствие поступлений от существующего сегодня транспортного налога. Соответственно, в связи с дополнительным увеличением в 2011 году акцизов на 1 рубль за литр транспортный налог с 2011 года можно вообще отменять.

Но пока делать это никто не собирается. Мало того, есть даже мысли, что после выборов 2012 года налоговый пресс будет закручиваться и планку транспортного налога вновь приподнимут. Естественно, не уменьшая акцизов на нефтепродукты.

Вместо заключения

Что такое повышение акцизов на бензин и солярку? Правильно, рост конечной цены на автозаправках. А ведь они и так на месте не стоят…

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер