Газета №49 (762), 7 декабря 2010
Перейти к номеру

Стандарт гарантирует качество?

7 декабря 2010, 16:39 Прочитали 2 209 раз
Новый вариант Закона «Об образовании» вызывает неоднозначную реакцию общества
Сегодня много говорят о новом законе "Об образовании", который сейчас находится на стадии разработки. Говорят о нем на самых разных уровнях, причем обсуждение носит довольно острый характер. Новый закон об образовании - что это?

Новый закон об образовании - это документ, который объединит и модернизирует существующие законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профобразовании", содержащие многочисленные отсылки в кодексы, пояснения и дополнения.

Российское законодательство в сфере образования формировалось в 90-е годы, а потом в него просто добавлялись нормативные "заплатки". В результате сегодня Федеральный закон "Об образовании" представляет собой что-то неудобочитаемое, он содержит массу ссылок, и человек без юридического образования его просто не поймет.

В новом законе будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее и высшее - и дополнительное. Как считают некоторые эксперты, новый закон уравняет права негосударственных и государственных образовательных учреждений, в том числе финансовые. Все законодательные акты, которые касаются государственных учреждений, будут распространяться и на частные. Большие перемены ждут дошкольное образование. Мест в детских садах, как известно, остро не хватает. По некоторым данным, 417 тысяч детей стоят сейчас в очереди в детский сад. Строить новые невыгодно - слишком дорого, поэтому нужны детские мини-сады на 20-40 мест, которые можно открывать на первых этажах домов. Ожидается, что в ближайшее время в России появится 15 тысяч мини- детских садов.

Что может измениться с принятием нового закона "Об образовании" и что вызывает в нем больше всего споров?

И снова модернизация

Переписывать действующий закон об образовании ученые-теоретики принялись после того, как в "Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года", а также в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" Президент Дмитрий Медведев определил ключевую миссию общего образования в духовно-нравственной консолидации российского общества и потребовал формирования новых подходов к развитию и воспитанию подрастающего поколения.

Все нововведения пока еще проекта направлены на модернизацию российской школы. Она немыслима без перехода на новые образовательные стандарты. Что скрывается за строгой аббревиатурой "ФГОС"? Сложное понятие "федеральный государственный образовательный стандарт", на первый взгляд, может показаться скучным, а кому-то и вообще неинтересным. Но не спешите с выводами. В этом понятии заложены новые подходы к обучению, воспитанию, развитию подрастающего поколения. Следовательно, воплощение новых стандартов в жизнь позволит детям XXI века не только получить нужный багаж знаний, но и подготовиться к жизни в современном высокотехнологичном конкурентном мире.

Переход на новые образовательные стандарты - требования современного общества. Действовавшие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков, который должен освоить выпускник школы. Однако на данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.

В рамках современных требований к образовательным результатам пришло время сменить стратегию обучения. Стандарты второго поколения носят инновационный характер. Они впервые разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования. Стандарты впервые рассматриваются как некая конституция школьной жизни. Это будет закреплено в новой редакции Закона "Об образовании".

По эксперименту

Однако в семи общеобразовательных учреждениях региона уже открыты областные опытно-экспериментальные площадки по апробации стандарта начального общего образования в 2010-2011 годах, в том числе и на базе четырех учреждений города Тамбова: в гимназиях № 7и № 12, в средних общеобразовательных школах №13 и № 36.

Стоит отметить, что в основе нового стандарта лежит Концепция духовно-нравственного воспитания, и первые шаги в ее реализации в муниципальных общеобразовательных учреждениях уже сделаны. Тамбовская область в числе 19 субъектов России стала участником апробации нового комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях региона. С четвертой четверти 2009-2010 учебного года более двух тысяч (2136 чел.) четвероклассников города начали изучать новый курс "Основы религиозных культур и светской этики". На базе гимназии №7 в течение трех лет работала областная опытно-экспериментальная площадка "Духовная культура как источник формирования мировоззрения и устойчивой системы ценностей обучающихся". Сейчас гимназия является областным ресурсным центром по этому направлению. В 2010 году ученики школ города принимали участие в региональном этапе всероссийской олимпиады по основам православной культуры и заняли призовые места.

Лиха беда в начальной

На сегодняшний день стандарты общего образования разработаны, однако Министерством юстиции России утвержден и зарегистрирован только стандарт начального общего образования. Будет ли его введение гарантом качества получаемого детьми в школах образования? Этот вопрос сейчас обсуждается на самых различных уровнях, он беспокоит всех: чиновников, педагогическое сообщество, родителей, детей.

Итак, когда же российских детей начнут обучать по этим новым образовательным стандартам? "Введение нового стандарта будет проходить поэтапно: с сентября 2011 года начинается введение стандарта начального общего образования, с 2015 - стандарта основного общего образования, с 2020 - стандарта среднего общего образования. По мере готовности учреждений допускается более ранний переход на новые стандарты", - отвечает заместитель председателя комитета образования администрации города Тамбова Ирина Романова. Естественно, что после ознакомления с требованиями стандарта у многих возникает вопрос: начнут ли детей обучать по новым стандартам, если школа не выполнит все требования для перехода? "Конечно же, обучать детей начнут, но если не все требования будут соблюдены, то и результат будет другой. Так, например, одна школа смогла приобрести для кабинета географии традиционные бумажные карты, а другая - электронные, которые можно анализировать с помощью компьютера, интерактивной доски и т.д.", - говорит Ирина Романова.

Еще одна больная тема - ощутят ли на себе изменения в связи с введением нового стандарта ученики начальных классов? Ирина Романова убеждена: "Дети, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям".

Мнение

Опытно-экспериментальной площадкой по апробации стандарта начального общего образования в 2010-2011 годах стала и СОШ №13. Учитель начальных классов МОУ СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Кондратьева так определяет стратегию ФГОС: "На смену девизу: "Прочитай, запомни, перескажи" должен прийти иной девиз: "Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай свое мнение, анализируй полученный результат". Сегодня, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться".

Общественно активная школа

Среди инновационных проектов в сфере образования эффективной является программа "Общественно активная школа" (ОАШ), где системообразующей идеей является утверждение, что общественно-активная школа, используя свои ресурсы, может стать центром общественной жизни и гражданской инициативы местного сообщества.

Модель общественно активной школы предоставляет школе и местному сообществу возможность стать активными участниками в делах образования, в расширении его доступности, повышении эффективности и ответственности школы в деле гражданского образования и воспитания детей, родителей, всего населения, чтобы на базе школы, микрорайона, села началось становление и развитие российского гражданского общества.

Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых установок личности.

Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству. Общественно активная школа (ОАШ) как раз способствует этому.

Вечный школьный треугольник "родители - учителя - дети" в 21 веке трансформировался в "семью - школу - социум". Учителя, родители и общественность нынче пытаются создать новое эффективное воспитательное пространство и образование, ориентированное на общество. И это правильно! Ведь только совместными усилиями можно достичь наилучших результатов.

Школа – центр

На минувшей неделе в зале ТГТУ состоялась презентация социально значимых проектов, разработанных в рамках образовательной инициативы «Общественно активная школа».

Суть всех проектов сводилась к тому, что школа в ближайшее время должна стать ресурсным, гражданским, культурным центром для развития местного сообщества, то есть тех людей, которые проживают в микрорайоне, где она расположена.

Кроме того, была рассмотрена перспектива застройки городской территории в рамках реализации модели Общественно активная школа (были представлены проекты застройки микрорайона "Летка", северного въезда в город Тамбов по ул. Мичуринская).

"Наша главная цель - создать такую среду обитания для жителей города, чтобы они стремились выйти из своих домов, чтобы могли интересно и с пользой провести время со своими сверстниками, вместе отмечать праздники, заниматься спортом, отдыхать. Мы должны создать условия для развития и отдыха всех категорий граждан всех возрастов, - отметил губернатор Тамбовской области Олег Бетин. - В своем Послании Президент РФ Дмитрий Медведев уделил особое внимание вопросам семьи, материнства и детства. Создание открытого города, современной инфраструктуры как раз способствует развитию и укреплению семьи и семейных ценностей".

С этим нельзя не согласиться! Строительство новых спортивных комплексов, стадионов, детских площадок, развлекательных комплексов, разбивка парков и скверов - все это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и представителей старшего поколения, а совместно проведенный досуг сплотит семьи.

Финансовый вопрос

Все представленные проекты вызвали неподдельный интерес со стороны властей. Одним из основных стал вопрос об их денежном выражении. Ирина Курбатова и Анатолий Левыкин на него ответа не дали, а вот директор школы №4 сообщил, что стоимость реализации проекта "Здоровым быть модно" - 3-4 миллиона рублей.

Депутат Тамбовской городской Думы Вячеслав Бетин одобрил все представленные проекты, однако предложил архитекторам доработать их, предусмотрев возможность использования стадиона в холодное время года. Ректор ТГТУ Сергей Мищенко внес предложение выставить проекты на конкурсах федерального уровня с целью получить средства для их реализации. А Александр Бобров обратился к студентам с просьбой создавать новые проекты, заявив о том, что их работа будет оплачена.

Безусловно, проекты, разработанные в рамках образовательной инициативы «Общественно активная школа», нужны городу, ведь они направлены на улучшение качества образовательных услуг, развитие инфраструктуры, а значит, на повышение качества жизни в целом.

Новый САНПиН

С 1 октября этого года вступили в силу новые нормы САНПиНа. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Таким образом, независимо от того, в частном ли учреждении пребывает ребенок или же в государственном, требования к питанию, размещению, оборудованию и обучению едины.

О том, в чем же заключаются новшества САНПиНа, рассказала главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Тамбовской области Нина Цыганова:

- Прежде всего, мы должны уйти от такого понятия, как дошкольное образовательное учреждение. В новом САНПиНе теперь это называется дошкольная организация, которая включает в себя несколько видов детских организаций. Это детские сады в чистом виде, детские сады с углубленным изучением или направлением физического развития, интеллектуального развития, детские сады компенсирующего вида. Новое состоит в том, что раньше САНПиН не распространялся на детские сады компенсирующего вида, детские сады оздоровительного направления, центры развития, где совмещаются разные виды и направления деятельности.

В новых санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах прописаны новые требования к мебели, которая устанавливается в детских садах. Если раньше у нас не было оговорено отдельным пунктом, что ученическая мебель должна быть специальной, то в новом САНПиНе прописано, что мебель для старших подготовительных групп должна иметь наклон рабочей поверхности 30 градусов. К кроватям также предъявляются новые требования. Стационарные кровати остаются, а вот двухъярусные кровати запрещены, и новое - разрешены кровати-трансформеры.

В новом САНПиНе прописаны нормы на постельные принадлежности. В обязательном порядке у нас должно быть три комплекта постельных принадлежностей, в том числе наматрасники.

Отдельным пунктом в разделе "Организация питания" прописаны требования к организации питьевого режима. Питьевой режим может быть организован посредством бутилированной воды, но с учетом того, что эта бутилированная вода имеет все сопроводительные документы, подтверждающие ее соответствие качеству. Однако бутилированная вода стоит денег, и не все детские сады смогут себе позволить покупать ее. Выход есть - поить детей кипяченой водой, однако смена кипяченой воды должна проводиться каждые три часа.

В отношении организации питания все требования остались прежними. Но в новом САНПиНе прописано, что ассортимент приготовляемых блюд зависит от состояния пищеблока.

Не соблюдаем нормы

С 1 сентября проблема с очередью в детские сады была успешно решена, однако для этого детским садам пришлось пойти на нарушение всех существующих санитарных норм. По САНПиНу положено, чтобы в ясельной группе было не более десяти человек, в группе от года до трех - не более пятнадцати, в старшей и подготовительной группах - двадцать человек (оптимально - пятнадцать). Садики нарушили правила, увеличив наполняемость групп. Однако сделали они это, исходя из того, что наполняемость в группах составляет 70 процентов. То есть если в группе 25 детей, из них 70 процентов ходит реально, то получается, фактическая наполняемость соответствует норме: 15-20 человек. Все должны понимать, что эта мера временная, ведь если вдруг все дети придут в детский сад, можно представить, что будет!

Получается, делаем шаг назад, чтобы потом сделать два вперед?

Еще одна проблема, о которой необходимо сказать, - увеличение стоимости питания в детских садах. К примеру, если в настоящее время на питание ребенка в группе, где находятся дети от трех до семи лет с двенадцатичасовым пребыванием, в бюджете Тамбова выделяется 49 рублей в день, то изменившиеся требования к энергетической ценности и калорийности питания требуют увеличения этой цифры до более чем шестидесяти рублей. Специалисты комитета образования администрации города Тамбова свои предложения по этому вопросу в проект городского бюджета на следующий год внесли. Теперь весь вопрос в том, учтут ли эти предложения при рассмотрении проекта бюджета. Ведь одно только это увеличение потребует дополнительных ассигнований в сумме более чем 20 миллионов рублей. А если вспомнить еще и про наматрасники в количестве 20 тысяч штук…

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер